Цель, задачи и направления работы по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении)
Сущность уставных взаимоотношений состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. По мере того, как правила поведения закрепляются, становятся привычными и определяют действия и поступки военнослужащего, а также воинского коллектива, можно говорить о формировании и развитии уставных взаимоотношений в части (подразделении).Уставные взаимоотношения военнослужащих - способность в любой обстановке надежно управлять своим поведением и своими действиями, неуклонно соблюдать требования присяги и уставов, точно и в срок выполнять приказы и распоряжения командиров и начальников, проявлять безупречную исполнительность.
Формирование уставных взаимоотношений в части (подразделении) – задача, которую командир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения- в организации службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов- в создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности каждым воином и воинским коллективом. Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, командир получает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания личного состава.
Уставные взаимоотношения в части (подразделении) достигаются усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:
- формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед частями и подразделениями-
- развитие чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов-
- поддержание постоянной готовности военнослужащих к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников)-
- четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня- постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих уставному поведению личного состава.
Решая перечисленные задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в необходимых случаях меры убеждения, принуждения и общественного воздействия, справедливо поощряя отличившихся и взыскивая с отстающих.
Уставной порядок в подразделении является результатом общих усилий: каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом. Они зависят от командования подразделения, а также от подготовленности и ответственности младших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы актива и общественных организаций. Чем эффективнее деятельность всех перечисленных субъектов, чем полнее взаимопонимание между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в данном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.
В целях формирования уставных взаимоотношений командир должен:
- организовать систему работы по укреплению дисциплины и руководить деятельностью по повышению ее эффективности-
- систематически изучать состояние дисциплины и правопорядка в подразделении-
- анализировать особенности индивидуальной дисциплинированности каждого подчиненного-
- в установленные сроки подводить итоги состояния дисциплины, в том числе индивидуально-
- докладывать вышестоящему начальнику о результатах анализа, а также о поощрениях и дисциплинарных взысканиях- вести учет дисциплинарных проступков (ст.96 Устава внутренней службы).
Эффективно решать задачу по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных возможно при соблюдении командиром ряда условий.
Важнейшим условием является личная дисциплинированность командира. Дисциплина подразделения начинается с его дисциплины, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Личная дисциплинированность командира имеет две составляющие. Первая – это безукоризненное соблюдение общих обязанностей военнослужащих, то есть тех дисциплинарных норм, которые в равной степени относятся ко всем – и к начальникам, и к подчиненным. Вторая – это дисциплина власти, которая означает недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляемых подчиненным.
Другое условие – командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хорошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделением и частью. При этом необходимо твердо знать функциональные обязанности подчиненных и морально-психологические возможности своего подразделения. Командирское искусство включает также умение конкретизировать задачу каждого должностного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зрения исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих приказаний, приказов вышестоящего командования.
Следующим условием в работе по укреплению воинской дисциплины является опора на положительное. Необходимо чуткое отношение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановление порядка – это очень ценное проявление дисциплинированности. На это нацеливают и требования воинских уставов- всем военнослужащим предписывается «содействовать командирам (начальникам) в поддержании порядка и дисциплины» (ст.16 Устава внутренней службы- ст. 8 Дисциплинарного устава).
Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, имущества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчиненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.
Целями и задачами формирования уставных взаимоотношений определяются направления данной работы. Одним из наиболее сложных направлений в укреплении уставного порядка является борьба с неуставными взаимоотношениями во всех ее проявлениях. Неуставные взаимоотношения – это своего рода «порядок», который можно охарактеризовать как «противоправный» и «антиуставной», поскольку он имеет свои «правила» и «традиции». Негативный потенциал этих отклонений направлен прежде всего против личного достоинства военнослужащих, против войскового товарищества. Это создает серьезные проблемы в решении задач, стоящих перед подразделением и частью, так как разрушает воинский коллектив, подрывает основы воинской дисциплины. Чем планомернее и глубже работа командиров по наведению твердого уставного порядка, тем меньше фактов неуставных взаимоотношений и других нарушений в дисциплине будет в воинском коллективе.
Большое значение имеет такое направление в работе, как формирование убежденности подчиненных в том, что уставной порядок в подразделении – дело коллективное. Уставной порядок опирается на механизм общественного мнения, в котором закрепляются нормы, требования и оценочные суждения. Важным дисциплинарным механизмом в коллективе выступают воинские традиции. В них отражается опыт, примеры образцовой дисциплинированности, имевшие место в военной истории. В повседневных условиях люди ведут себя чаще всего так, как это предписано традициями. Серьезную поддержку командиру в укреплении уставного порядка оказывают те военнослужащие, которые в силу особенностей личности и своего положения в системе взаимоотношений имеют возможность влиять на поведение сослуживцев. Специальные исследования подтверждают, что многие члены коллектива вносят вклад в укрепление уставного порядка не только личными поступками, но и личным авторитетом. Речь идет о неформальных лидерах, одни из которых выступают в качестве организаторов мероприятий, воздействующих на уровень дисциплины, а другие являются носителями оценочных критериев и оценивают поступки сослуживцев, третьи показывают примеры поведения, заразительные для всего подразделения. Все это означает, что за каждым воином в подразделении закрепляется со временем индивидуальная дисциплинарная роль, свой способ воздействия на коллективную дисциплину. Некоторые из этих влияний благотворно сказываются на состоянии уставного порядка, другие подрывают его основу. Для того, чтобы управлять этими процессами, необходимо знать как направление этих влияний, так и те способы, которыми они реализуются.
Деятельность командира по укреплению уставных взаимоотношений предполагает глубокие знания общевоинских уставов и закономерностей, которым подчиняется нормативно регулируемое поведение людей. Результаты этой деятельности воплощаются в конкретных поступках и взаимоотношениях военнослужащих, оцениваемых мерой их соответствия законам и воинским уставам.
Важнейшим направлением формирования уставных взаимоотношений в части (подразделении) является осуществление правового воспитания военнослужащих.
С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовой подготовке как командиров и начальников, так и подчиненных коренятся причины многих нарушений уставных взаимоотношений в части (подразделении).
Знание права не сводится к простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно обязательно предполагает их осмысление, понимание не только буквы, но и духа закона, его сущности и значения для правильной организации воинской службы. Это дает возможность принимать верные решения, основываясь на понимании смысла и общей направленности законодательства, его принципов и нравственной сути.
Не все нарушают закон в силу его незнания или отсутствия достаточно прочных навыков правильного его применения. Немало фактов умышленного нарушения закона, попыток действовать в обход его, подменяя законные пути и средства решения задач соображениями так называемой «целесообразности». Причины этого различны. Но во всех подобных случаях обладание правовыми знаниями не переросло у тех, кто идет на нарушение, в новое качество – в высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Сказанное подтверждает исключительно важное значение деятельности командиров по осуществлению правового воспитания подчиненных, а также по повышению собственных правовых знаний и навыков деятельности в сфере формирования уставных взаимоотношений в части (подразделении).
На практике правовое воспитание осуществляется, с одной стороны, путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а с другой –практическим воздействием на сознание и чувства людей при организации службы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов.
Основными средствами правового воспитания являются: правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование, а также поддержание твердого уставного порядка- личный пример командиров (начальников)- правильная дисциплинарная практика- своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений- правоохранительная деятельность органов военной юстиции- личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.
Причины нарушения уставного порядка, воинской дисциплины разнообразны: это невысокие морально-деловые качества и правовая культура отдельных военнослужащих- проникновение в воинскую среду криминальных элементов- отсутствие достаточного количества подготовленных кадров, занимающихся воспитательной работой с личным составом, недостаток младших офицеров и некачественный подбор младших командиров- недостатки в организации воинской службы и деятельности руководящего состава по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении)- отрицательный пример отдельных должностных лиц- искривления дисциплинарной практики, сокрытие правонарушений- неэффективная борьба с причинами нарушения уставных взаимоотношений и др.
Все перечисленное необходимо учитывать в организации профилактической работы.
Под профилактикой (предупреждением) неуставных взаимоотношений понимается система государственных и внутриармейских мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин, условий и факторов, способствующих совершению неуставных поступков, правонарушений.
Основу внутриармейских мер составляет совокупность взаимосвязанных организационных и воспитательных мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы и военной юстиции, должностными лицами и армейской общественностью, обеспечивающими соблюдение личным составом Конституции и законов Российской Федерации, а также требований воинских уставов и приказов командиров (начальников).
Профилактические меры классифицируются в зависимости от их цели, масштабов применения, а также времени осуществления.
По целям меры профилактики делятся на два вида: общие - связаны с решением стоящих перед Вооруженными Силами задач, направлены на обеспечение боевой готовности войск, укрепление законности и правопорядка, повышение уровня нравственного и правового воспитания, культуры взаимоотношений- специальные - в отличие от общих направлены непосредственно на предупреждение конкретных видов неуставных поступков (хищение оружия и боеприпасов, уклонения от военной службы и т. д.).
По масштабам предупредительные меры могут быть: ведомственными (меры, осуществляемые в масштабах Вооруженных Сил, например приказы и директивы министра обороны РФ по вопросам поддержания уставного порядка и воинской дисциплины)- региональными (меры, распространяемые на воинские части и учреждения, расположенные в определенном регионе страны или за рубежом, либо в гарнизоне)- контингентными (меры, предназначенные для отдельных категорий военнослужащих: офицеров, сержантов, водителей и т.д.)- индивидуальными (меры, адресованные отдельным лицам, отступающим от требований уставных норм).
По времени применения различаются: постоянные или повседневные профилактические меры- меры ранней профилактики (в отношении военнослужащих, по поведению которых можно прогнозировать нарушение уставного порядка)- меры по пресечению нарушения уставного порядка (в отношении военнослужащих, начавших совершение антиобщественного деяния либо выполняющих приготовительные действия, направленные на его совершение)- меры по предупреждению рецидива (в отношении тех военнослужащих, которые уже нарушали уставной порядок).
Профилактическая работа требует творческого подхода. Ее эффективность достигается соблюдением определенных требований. Такими требованиями являются: законность предупредительных мероприятий- систематичность и непрерывность предупредительной работы- последовательность профилактической деятельности- соединение предупредительных мер с решением текущих задач повседневной учебно-боевой деятельности- соответствие предупредительных мер причинам нарушения уставного порядка- использование прогноза в работе по профилактике нарушения уставного порядка- дифференцированный подход к военнослужащим- постоянный анализ результатов профилактической работы и ее корректировка и др.
Поделиться в соцсетях:
Похожие