Сущность профессионального самовоспитания военнослужащих
Под профессиональным самовоспитанием понимается целеустремленная, активная деятельность военнослужащих, направленная на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств. Являясь составной частью единого и целостного военно-педагогического процесса, профессиональное самовоспитание выполняет в нем роль своеобразного внутреннего реактора, значительно активизирует процесс формирования личности воина, ускоряет развитие у него государственно-патриотических, духовно-нравственных, морально-психологических и физических качеств.Самовоспитание рассматривается как одно из важных и непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Занимаясь самовоспитанием, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
По своей сущности профессиональное самовоспитание военнослужащих - явление социальное. Оно определяется рядом объективных социальных условий: требованиями общества и воинской службы, системой педагогических воздействий, которым подвергается военнослужащий в процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Под влиянием этих условий у воина создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели, которыми военнослужащий руководствуется в целенаправленной работе над собой.
Профессиональное самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств самосовершенствования личности военнослужащего, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самоосознанию, самоанализу и самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других воинов: выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его, самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. Таким образом, воспитательные влияния, оказываемые на военнослужащих, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, овладении военной специальностью, стремлении к профессиональному самовоспитанию.
Самовоспитание является непременным условием успеха в военно-профессиональной деятельности, которая требует от военнослужащего самого высокого уровня воспитанности и способности умело и мужественно защищать государственные интересы Родины. В современных условиях, когда военное дело продолжает непрерывно усложняться и резко повышается значимость военно-профессиональной подготовки, роль самовоспитания воинов возросла. Самовоспитание приобрело значение важного фактора успешной подготовленности военнослужащих к выполнению своего воинского долга. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность военнослужащего, самовоспитание направлено не только на выработку и совершенствование необходимых государственно-патриотических, духовно-нравственных, морально-психологических, военно-профессиональных, физических и других качеств, но и на преодоление негативных элементов в поведении и действиях воина, которые нужно устранить. В этих случаях самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса перевоспитания личности воина.
Профессиональное самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и критическое отношение личности как к себе, так и к окружающим людям, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию. В тех случаях, когда самоизменение происходит неосознанно, стихийно и импульсивно, под влиянием только внешних воздействий, самовоспитания в собственном смысле слова еще нет. Поэтому офицеру-воспитателю важно уметь при изучении своих подчиненных отличать видимость самовоспитания, желание им заниматься от действительного самосовершенствования.
Следовательно, для понимания сущности профессионального самовоспитания необходимо знать внутренние предпосылки его протекания. Среди них можно выделить:
а) осознанные цели, выработанные и принятые идеалы и установки, которые лежат в основе программы профессионального самосовершенствования и выступают в качестве внутренних побудительных сил, мотивов поведения и всей деятельности военнослужащего-
б)государственно-патриотические, духовно-нравственные, военно-профессиональные и иные знания воина, его умение заниматься самовоспитанием-
в) наличие развитого самоосознания, внутренней готовности, способности и стремления к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего и военно-профессионального развития-
г) определенный уровень развития воли и привычек волевого саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях-
д) глубокое понимание смысла воинского труда, положительное отношение к выполнению своего воинского долга.
Исходным компонентом процесса профессионального самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической работе над собой. Основными мотивами, обеспечивающими более эффективное протекание процесса самовоспитания военнослужащих, выступают: глубоко усвоенные и осознанные положения о защите государственных интересов Родины, требования законов, общевоинских уставов и приказов, положительные жизненные идеалы, личный пример командиров, офицеров-воспитателей, товарищей по службе и др. Устойчивые, значимые военно-профессиональные мотивы вызывают у воина желание и стремление постоянно работать над собой, корректировать свое поведение, поступать в соответствии с требованиями, предъявляемыми воинской службой.
Содержание самовоспитания включает в себя развитие различных сфер личности военнослужащего: государственно-патриотической, духовно-нравственной, военно-профессиональной, правовой, эстетической и физической. Каждая из них имеет свое специфическое содержание и связана с развитием ума, чувств и воли военнослужащего. Эти сферы личности воина тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Многие воины в качестве важнейшей задачи ставят развитие у себя каких-либо отдельных качеств, например самообладания, выдержки, воли и т.п. Все это говорит о том, что самовоспитание воина имеет военно-профессиональную направленность и осуществляется в рамках стремления к всестороннему развитию своей личности. И в этом, бесспорно, его большая социальная и практическая значимость.
Внутреннюю основу самовоспитания составляют потребность в совершенствовании, способность настойчиво изучать свои личностные качества, анализировать успешность решения повседневных и перспективных задач, умение посмотреть на себя как бы со стороны, объективно оценить свои возможности, непрерывно контролировать свое поведение, оперативно вносить изменения в свою деятельность и поведение. Важными условиями успеха в работе по профессиональному самовоспитанию являются максимальная самокритичность, ответственность за свои действия, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.
Процесс профессионального самовоспитания имеет свою логику, свои этапы развития, методы, приемы и средства. К числу основных общих методов самовоспитания относятся: самообязательство, самоорганизация жизни и воинской деятельности, самопознание, самоанализ, самооценка и самоотчет. Активно используются и такие методы самовоспитания, как самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самокритика, самоосуждение, самопринуждение, самонаказание, самопоощрение и др. Началом профессионального самовоспитания служат самопознание и самоопределение, осуществляемые с помощью самоосознания, самоизучения, самокритики и самообязательства. В процессе самопознания и самоопределения формируются идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами воин, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни и служебной деятельности военнослужащего. Следование в процессе выполнения задач воинской службы выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые воином решения развивать (формировать) у себя те или иные качества.
Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности воина является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Здесь необходим постоянный самоконтроль, критический анализ своих действий, поступков, поведения, уровня развития профессиональных качеств, постоянное волевое напряжение, интеллектуальные и волевые усилия. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в воинском коллективе, жизни. Для эффективного самовоспитания воина необходима своевременная и объективная самооценка: переоценка своих возможностей или недооценка их вредны и опасны для дальнейшего развития личности военнослужащего, формирования его характера. Поэтому многие воины, имеющие опыт самовоспитания, пристально изучают себя, проникая все глубже и глубже в свои мысли, чувства и отношения. В этом им помогает самоотчет – мысленная постановка вопросов, связанных с поступками, поведением, отношением к выполнению служебных обязанностей, со своими чувствами, психическими состояниями, переживаниями и объективными ответами на эти вопросы. Самоотчет позволяет военнослужащему проанализировать: что и как сделал, правильно или неправильно поступил, какие проблемы в самосовершенствовании решил, а какие остались нерешенными. Поэтому в процессе самовоспитания необходимо постоянно учиться всесторонне познавать самого себя, анализировать свою практическую деятельность и объективно оценивать свои возможности, духовные и физические силы.
Следует отметить, что в профессиональном самовоспитании особенно большие усилия нужны в начальный период работы над собой, пока еще не закрепились соответствующие внутренние психологические установки и не сложились привычки поступать всегда и во всем в соответствии с намеченными правилами. Впоследствии выполнение многих правил хотя и требует напряжения, но вместе с тем приносит и большое удовлетворение. Преодолевать трудности самовоспитания помогает аутогенная тренировка, умение в интересах саморазвития использовать самовнушение (в его основе лежат приемы саморегуляции).
Процесс профессионального самовоспитания имеет свою логику развития и собственные этапы протекания, на каждом из которых используются те или иные методы, приемы и средства работы над собой. В самом общем виде этапы процесса самовоспитания включают:
а) самопознание, осуществляемое с помощью самоосознания и самоизучения-
б) планирование своей работы по самовоспитанию-
в) собственно работу по самовоспитанию, связанную с самоорганизацией и использованием всех других методов, приемов и средств-
г) саморегулирование и самокорректировку процесса самовоспитания на всех этапах жизни и воинской деятельности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие