Методы поощрения и наказания
Видео: Поощрение и наказание детей
Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств. которые появились в учебе и поступках обучаемого, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.Поощрения стимулируют правильную линию в поведении. наказания тормозят проявления недисциплинированности. недобросовестности и других отрицательных качеств.
Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь обучаемым осознать свои достоинства или недостатки. стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.
Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко. не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
Оценки всегда имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.
Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога - всегда несет в себе положительный воспитательный заряд - веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью.
Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить:
- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.)-
- за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой.
- больше двух раз за одно и то же достижение:
- из-за жалости:
- из-за желания понравиться. Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.
Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздерживаться в поощрениях там, где это можно сделать.
Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым ведущим приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. И в этом отношении существуют множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводятся к следующим:
- наказание не должно вредить здоровью - ни физически, ни морально:
- если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания:
- за один акт воздействия - одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков)-
- если время упущено, то запоздало наказывать не следует-
- наказан - прощен-
- при наказании не допускать оскорбления и унижения личности-
-нельзя наказывать и ругать: когда наказуемый болен- когда ест: после сна, перед сном: во время игры, во время работы: сразу после физической или душевной травмы- когда он проявляет неспособность, бестолковость. глупость, неопытность: когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая при этом искреннее старание-
- не наказания должен бояться воспитуемый, а огорчения педагогов и вины перед коллективом.
Поделиться в соцсетях:
Похожие