Общая характеристика работы
Видео: Биполярный транзистор. Основные параметры, схемы включения и мн.др.
Актуальность исследования. Средства массовой коммуникации в современном мире считаются базовым элементом социализации. Они являются для человека источником знаний о мире [Н.Н.Богомолова, 2002], позволяют оценить свое положение в системе общественных отношений, включающих в себя гендерную дифференциацию и иерархию [И.С.Клецина, 2004]. Формирование представлений о социуме обязательно включает в себя трансляцию такого понимания маскулинности и феминности, которое принято в данной культуре. Это объясняет рост количества работ, посвященных изучению образов мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации [Н.И.Ажгихина, 2000- Р.М.Бободжанова, 2006- М.В.Борзова, 2007- Ю.Е.Гусева, 2007- Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, 2002б- А.В.Кирилина, 2000- И.Н.Тартаковская, 2000- А.Юрчак, 2002- S.Coltrane, M.Messineo, 2000- D.Gauntlett, 1999- R.Horsley, 2000- J.Sharples, 1999 и др.]. Большое внимание в этих исследованиях уделяется изменениям в гендерных стереотипах с течением времени. Авторы пытаются понять, действительно ли образы мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации стали менее консервативными, или это попытка адаптировать вековые традиции к реалиям сегодняшней жизни, внеся лишь незначительные внешние корректировки и оставив прежней суть. Ответ на этот вопрос важен не только для анализа общей динамики социальных изменений, происходящих в российском обществе в последние десятилетия, но и для повышения эффективности программ, направленных на достижение гендерного равенства в нашей стране. Однако на данный момент в российской науке отсутствует согласованная методологическая база и единый понятийный аппарат, необходимые для проведения теоретических и эмпирических исследований по проблеме гендерных стереотипов в средствах массовой коммуникации.Кроме того, важно отметить, что лишь в небольшом количестве работ учитывается возрастная специфика аудитории, на которую ориентируются те или иные масс-медиа. В ходе анализа гендерных стереотипов, транслируемых средствами массовой коммуникации, внимание обычно фокусируют преимущественно на двух возрастных периодах – детстве и зрелости [Н.Н.Богомолова, 2008- Д.Лемиш, 2007- Р.Харрис, 2003]. На уровне эмпирических исследований фактически игнорируется, что информация об устройстве окружающего мира не менее важна и для молодежи. Начиная с подросткового возраста, постоянно увеличивается круг доступных для самореализации жизненных сфер, но для успешного включения в систему общественных отношений необходимо, чтобы основные социальные нормы (в том числе и гендерные) стали внутренними регуляторами поведения человека. Эти нормы должны пройти проверку, оценку и необходимую корректировку, чтобы стать значимыми элементами его системы убеждений.
Целью теоретико-эмпирического исследования является анализ содержания и способов конструирования гендерных стереотипов в средствах массовой коммуникации.
Объект исследования – средства массовой коммуникации. Объектом эмпирического исследования являются тексты публикаций в печатных изданиях, предпочитаемых подростками, юношеством и молодежью.
На основе результатов опроса 288 человек шести различных по возрасту и полу групп была отобрана наиболее популярная у данной аудитории пресса: ежемесячные журналы «Yes!» и «Cosmopolitan»- еженедельник «Молоток» и ежедневная газета «Московский Комсомолец». В исследовании проанализированы 312 статей, опубликованных в период с июля 2003 по январь 2004 гг. Были выявлены и описаны 2311 образов мужчин и 1533 образа женщин.
Предмет исследования – свойства, функции и содержание гендерных стереотипов, а также особенности образов мужчин и женщин, конструируемых молодежной прессой.
Гипотезы исследования:
1. Основным содержанием гендерных стереотипов являются представления о маскулинности и феминности.
Гипотеза-следствие 1.1. Чаще других категорий упоминаются психологические характеристики мужчин и женщин.
Гипотеза-следствие 1.2. Образы женщин и мужчин конструируются через противоположные психологические характеристики.
2. Образы мужчин и женщин в молодежных изданиях различаются значимости категорий, с помощью которых они конструируются.
Гипотеза-следствие 2.1. При описании женщин категория внешности более значима, чем при описании мужчин.
Гипотеза-следствие 2.2. При описании мужчин категория социальных ролей более значима, чем при описании женщин.
Основные задачи теоретико-эмпирического исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать различные подходы к анализу системы «пол/гендер» и пониманию гендерных стереотипов.
2. Охарактеризовать социально-психологические функции и свойства гендерных стереотипов.
3. Проанализировать содержание гендерных стереотипов, которые представлены в российских средствах массовой коммуникации.
4. Проанализировать содержание описаний мужчин и женщин в печатных изданиях, популярных у подростков, юношества и молодежи.
5. Оценить значимость категорий, с помощью которых конструируются образы представителей того или иного пола в молодежной прессе.
Методологическую и теоретическую основу работы составили:
1. Конструкционистский подход в социальной психологии [Г.М.Андреева, 2005- К.Герген, 1995- Т.П.Емельянова, 2006- Т.Г.Стефаненко, 2006- Е.В.Якимова, 1999].
2. Концепции, рассматривающие систему «пол/гендер» как задаваемую культурой базу социальной дифференциации и иерархизации общества [И.С.Клецина, 2004- Г.Рубин, 2000- К.Уэст, Д.Зиммерман, 1997].
Методы исследования:
1. Опрос с целью выявления наиболее предпочитаемых подростками, юношеством и молодежью средств массовой коммуникации.
2. Контент-анализ популярных журналов и газет у респондентов данных возрастов. Это один из наиболее эффективных методов анализа средств массовой коммуникации: он имеет длительную историю, хорошо подходит для сравнительных исследований, позволяет анализировать большое количество документов и проводить статистическую обработку результатов [Н.Н.Богомолова, Н.Г.Малышева, Т.Г.Стефаненко, 2006]. Математическая обработка данных проводилась с помощью программ SPSS 10.0 и Microsoft Excel.
Научная новизна работы.
В диссертационном исследовании впервые в отечественной социальной психологии основные положения теории социального конструирования гендера систематизированы в виде концептуальной модели. Выделены и проанализированы образы мужчин и женщин, наиболее часто встречающиеся в современных российских средствах массовой коммуникации:
«традиционная западная», «традиционная русская», «советская» и «новая» маскулинность и феминность. Разработана и апробирована оригинальная схема контент-аналитического исследования гендерных стереотипов в СМК.
Теоретическая значимость работы.
Материалы диссертации восполняют существующий пробел в изучении средств массовой коммуникации как институтов вторичной гендерной социализации. Проведенное исследование вносит вклад в развитие социально-психологического анализа гендерных отношений и психологии массовых коммуникаций:
В результате теоретического анализа выявлены основные социально-психологические свойства и функции гендерных стереотипов, а также предложена и обоснована трехкомпонентная модель их структуры.
Полученные в работе данные раскрывают содержательные особенности гендерных стереотипов в молодежной прессе и способы их конструирования.
Практическая значимость исследования.
Проведенный анализ гендерных стереотипов с применением понятийного аппарата социальной психологии формирует методическую основу для гендерной экспертизы средств массовой коммуникации, что является необходимым шагом на пути достижения социального равенства мужчин и женщин в нашей стране. Разработанный для контент-анализа категориальный аппарат может быть использован для изучения не только прессы, но и других средств массовой коммуникации. Кроме того, знание о содержании гендерных стереотипов в молодежных изданиях и способах их конструирования позволяют лучше понять специфику информационной среды, которая создается журналистами для современных юношей и девушек. Важны полученные теоретические и эмпирические данные и для чтения курсов лекций по гендерной проблематике, а также в подготовке и проведении тренинговых занятий с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, выбора профессии, раскрытия и развития личностного потенциала и ряду других.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методологической основой для гендерных исследований в социальной психологии является конструкционистский подход, позволяющий рассматривать роль гендерных стереотипов в формировании социальной компетентности индивида в ходе социализации. Гендер конструируется в коммуникации (в том числе и массовой), что делает изучение гендерных стереотипов в СМК одной из важнейших задач социально-психологического анализа гендерных отношений.
2. Гендерные стереотипы обладают общими свойствами социальных стереотипов (согласованностью, устойчивостью, эмоционально- оценочным содержанием) и выполняют универсальные социально-психологические и социальные функции. Основным содержанием гендерных стереотипов являются понимание, трактовка и репрезентация концептов «маскулинность» и «феминность».
3. Гендерные стереотипы имеют три взаимосвязанных стороны:
«зерно истины» - объективно присущие мужчинам и женщинам психологические и поведенческие характеристики, отличающие представителей одного пола от другого-
атрибутивную – совокупность приписываемых в данной культуре женщинам и мужчинам качеств-
нормативную – система социальных предписаний, направленных на конструирование «идеального» представителя того или иного пола.
4. В средствах массовой коммуникации гендерные стереотипы конструируются с помощью категорий, характеризующих особенности мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. В российских СМК чаще всего встречаются следующие виды стереотипов маскулинности/феминности: «традиционный западный»- «традиционный русский»- «советский»- «новый».
5. В молодежных печатных изданиях значимость категорий, с помощью которых описываются герои того или иного пола, различна: при создании женских образов большее внимание уделяют особенностям внешности- при создании мужских – социальным ролям. Атрибутивный компонент стереотипов маскулинности в этих изданиях близок к «традиционному западному» виду, а феминности – к «новому».
Научная обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования обеспечена концептуальным обоснованием методологической схемы исследования, апробацией методики на этапе пилотажа, репрезентативностью выборки, корректным применением современных методов математической статистики для обработки данных.
Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2008 год). Теоретические положения и основные результаты исследования были изложены в докладах на научно-практическом семинаре «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы» (Санкт- Петербург, январь и май 2002 г.), международном конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, сентябрь 2002 г.), V межвузовской конференции молодых исследователей по гендерным проблемам «Гендерные практики: традиции и инновации» (Санкт-Петербург, ноябрь 2005 г.), Ломоносовских чтениях (апрель 2006 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя 220 наименований, из них 40 на английском языке. Объем основного текста диссертации составляет 147 страниц. В приложениях представлены методические материалы исследования и результаты первичной обработки эмпирических данных.
Поделиться в соцсетях:
Похожие