Гендерное воспитание учащихся высшего колледжа
Видео: Московский финансово-юридический университет
Проведенные в МГВРК исследования гендерной идентичности учащихся показали силу и устойчивость существующих в обществе гендерных стереотипов в сознании учащихся колледжа.Реализуя основную цель гендерного образования по преодолению стереотипов, которые мешают успешному развитию личности учащегося, можно использовать следующие меры:
во-первых, преподаватели должны пересмотреть формы изложения учебного материала с тем, чтобы учебный процесс шел с учетом специфических особенностей юношей и девушек. Приобретение педагогом гендерной чувствительности в образовательном процессе достигается путем самостоятельного получения знаний о гендерных различиях и повсеместного использования этих сведений в педагогической практике-
во-вторых, воспитатели общежития и кураторы учебных групп в индивидуальной или групповой воспитательной работе, отталкиваясь от конкретных проблем, должны подвести учащихся к осознанию царящих в обществе гендерных стереотипов. Например, использовать свои наблюдения за отношениями юношей и девушек в группе или расспросить их, кто выполняет домашнюю работу – только мама или оба родителя, затем предложить поразмышлять на эту тему.
Открытым остается вопрос о собственной гендерной позиции воспитателей и кураторов, есть вероятность наличия у них самих гендерного стереотипного мышления. Гендерная педагогика – новая наука, не только активно формирующая свое содержание, но и занимающаяся творческим уточнением своих целей, задач и методов. Поэтому необходимо отслеживать новинки гендерных исследований в области педагогики и психологии, а также методологические разработки гендерного подхода-
в-третьих, куратор должен организовать самостоятельно или с привлечением сотрудников социально-педагогической и психологической службы занятия с элементами психологических тренингов, целью которых должна стать выработка навыков гендерного общения-
в-четвертых, простым и действенным средством гендерного образования является гендерное просвещение.
Интерес к гендерным знаниям вызван у учащихся, в первую очередь, возможностью взглянуть по-новому на старые, давно известные проблемы, такие, как взаимоотношения в семье, трудности взросления, двойная занятость женщин, разные стандарты поведения для мужчин и женщин. Современным молодым людям, несмотря на полученное среднее и даже высшее образование, зачастую не хватает элементарных знаний о том, как вести себя с мужем или женой, что делать, если тебя не принимают на работу, а приняв, предлагают неслужебные отношения и т. д.
Воспитательные мероприятия просветительского характера проводятся по следующим направлениям:
- Гендер и гендерная парадигма современного мира (см. разд. 1.1, прил. 1 и 4 данного пособия, а также [39, 42, 67] )-
- Гендерная политика белорусского государства (см. прил. 2 данного пособия, а также [13, 37] )-
- Феминизм и гендерный подход, женские движения (см. разд. 1.2, 1.3 и прил. 3 данного пособия)-
- Психология гендерных различий (см. разд. 1.4, 1.5 и прил. 5 данного пособия)-
- Гендерные диспозиции и толерантность (см. разд. 2.2 данного пособия)-
- Гендерные стереотипы в профессии и лидерстве (см. разд. 2.1 и прил. 1 данного пособия, а также [5, 40])-
- Гендерные модели современной семьи и воспитания (см. разд. 2.3 данного пособия, а также [6, 53, 66])-
- Психология гендерных отношений (см. разд. 1.5 и прил. 6 данного пособия, а также [20, 23, 51, 54])-
- Перспективы гендерного развития социума (см. [16, 31, 35, 49, 65]).
Гендерное просвещение заставляет задуматься над своими личностными и повседневными проблемами, предоставляет инструменты для работы с личным опытом женственности и мужественности, отношения к другому и гендерной дискриминации.
Специфика высшего колледжа состоит в наличии двух категорий обучающихся: 1) учащихся, получающих среднее специальное образование- 2) студентов, получающих высшее образование. Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 2010 годы гендерное воспитание для каждой из этих категорий имеет свои задачи.
У учащихся, получающих среднее специальное образование, в процессе гендерного воспитания происходит выстраивание собственного гендерного профиля личности, отмечается критическое отношение к гендерным стереотипам и всем прояв- лениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоих полов.
У студентов, получающих высшее образование, в процессе гендерного воспитания происходит закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формируется ответственное отношение к объекту любви.
Методика гендерного образования не означает обязательного создания четкой и последовательной программы, а предусматривает диалог, совместное творчество учащегося и преподавателя. Часто гендерное образование и воспитание одновременно оказываются источниками задач для новых гендерных исследований. Сегодняшние требования к образовательным программам в высшей школе стимулируют гендерные исследования и введение результатов этих исследований в практику образования и воспитания творческой, толерантной личности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие