lovmedgu.ru

Социально-психологический подход к изучению гендера

Видео: Социально-психологический подход к проблеме взаимопонимания в психологическом консультировании

Глава 1 - «Социально-психологический подход к изучению гендера», - посвященная анализу литературы по проблемам исследования пола и гендера в психологии, содержит три параграфа.

В первом параграфе рассматриваются основные подходы к определению и разделению понятий «пол» и «гендер». Подчеркивается, что не только психология, но и биология признает сложный, комплексный характер пола человека [И.С.Кон, 1998- S.S.Turner, 1999]. Обосновывается важность социальных факторов, формирующих особенности мужчин и женщин в каждой отдельно взятой культуре [М.Мид, 2004]. Описана история возникновения и использования дефиниций понятия «гендер» [Дж.Батлер, 2000- С.Бем, 2004- О.А.Воронина, 1997- 2002- Э.Гидденс, 1999- И.С.Клецина, 2004- Дж.Лорбер, 2000- Г.Рубин, 2000- К.Уэст, Д.Зиммерман, 1997]. Особое внимание уделено необходимости разведения таких понятий, как «половая роль» и «гендер» [Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, 1998- 2001- Р.Хоф, 1999]. На основе общего определения социальной роли [Г.М.Андреева, 2006] предлагается понимание половой роли как нормативно одобренного образца поведения, ожидаемого от каждого представителя определенного пола, а гендера – как деятельности по созданию подобных образцов (для своего поведения и оценки других).

Кроме того, подчеркивается важность учета контекста культуры при построении гендерных исследований и критического осмысления методологии, переносимой на другую социальную реальность [З.Айзенстайн, 2004- Дж.Батлер, 1999- И.А.Жеребкина и др., 2000- М.Лильестрем, 2005- С.А.Ушакин, 1998- Дж.Флекс, 1999].

Обоснована целесообразность рассмотрения гендера как социальной конструкции. В качестве определения гендера предложена дефиниция, разработанная И.С.Клециной, которая понимает его как «специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме» [И.С.Клецина, 2004, с. 71].


Второй параграф посвящен анализу истории развития гендерных исследований. Продемонстрировано, что основой гендерного подхода является феминизм как критическая философская концепция социокультурного развития. В целом, общая критика современной науки с позиций феминистских исследований совпадает с основными замечаниями в адрес американской и европейской науки со стороны других философских, методологических и социально-психологических концепций. Особое внимание уделено негативным последствиям таких особенностей классической научной парадигмы, как: 1) стремление к получению некого абсолютно истинного знания- 2) представление о возможности существования «нейтрального» языка- 3) отстраненность исследовательской позиции- 4) предубеждение против прикладных исследований [К.Герген, 1995- К.Гиллиган, 2000- Т.П.Емельянова, 2006- Л.А.Микешина, М.Ю.Опенков, 1997- Л.В.Попова, 1999- Д.Е.Смит, 2000- Б.Л.Уорф, 1999- Дж.Флекс, 1999- Е.В.Якимова, 1999- Morawski, 1994]. Кратко описана история становления гендерных исследований и отдельно рассмотрена специфика их развития в России [Т.В.Барчунова, 2000- Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, 2002- З.А.Хоткина, 2000- Е.Р.Ярская-Смирнова, 2001]. Проанализированы особенности такого явления, как «псевдогендерные исследования», которое характерно для современной отечественной науки [О.А.Воронина, 2002- О.И.Ключко, 2007].

В третьем параграфе перечислены основные этапы изучения пола и гендера в психологии и социологии. Подробно рассмотрены ключевые направления исследований в психологии половых различий [Е.Ф.Иванова, 2001- И.С.Клецина, 2004- R.D.Ashmore, 1990- J.Sidanius et al., 1994]. Приведены причины возврата интереса к данной проблематике в наше время [Ш.Берн, 2001- K.Deaux, 1999]. Особое внимание уделено полоролевому подходу, разработанному в социологии Т.Парсонсом и Р.Бейлсом, и его критике с позиций гендерных исследований [Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, 1998- 2001- Е.Клецина, 2002]. Систематизированы ключевые моменты теории социального конструирования гендера, базирующиеся на идеях П.Бергера и Т.Лукмана, Г.Гарфинкеля, И.Гофмана [П.Бергер, Т.Лукман, 1995- Г.Гарфинкель, 2007- К.Герген, 1995- Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, 2001- К.Уэст, Д.Зиммерман, 1997- E.Goffman, 1977]. На основе работ этих авторов предложена концептуальная модель теории социального конструирования гендера, которая включает в себя следующие положения:

Гендер конструируется на социальном и индивидуальном уровнях.

Гендерные отношения пронизывают многие аспекты человеческого опыта – построение «внутреннего Я», семейной жизни, государства, экономики и т.п.

Отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является важным компонентом социально компетентного поведения и залогом успешного межличностного взаимодействия.

Приписываниепола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе, и выражается в гендерном дисплее.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Социально-психологический подход к изучению гендера