Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа вооруженных сил российской федерации
Проведенные теоретический анализ и эмпирическое исследование, раскрывшие сущность и структуру имиджа, социально-психологические механизмы его формирования и направления коррекции, позволили подойти к построению социально-психологическую модель коррекции имиджа ВС РФ в молодежной среде. Такая модель опирается на принципы системного подхода, изложенные Е.Н. Богдановым и В.Г. Зазыкиным, применительно к подобной задаче :? принцип изучения аудитории – отражает необходимость иметь точные и подробные сведения о характеристиках управляемой системы-
? принцип целенаправленности – должны быть четко сформулированы главные и промежуточные цели-
? принцип обладания реальным управленческим ресурсом – знание своих информационных, финансовых и др. возможностей-
? принцип описания пространства возможных состояний аудитории – знание возможностей изменения обыденного сознания молодежи-
? принцип наличия связей - необходимы прямые и обратные связи между управляющей системой (руководство ВС РФ) и управляемой (аудитория). Однако, связей не должно быть слишком много: следует избегать избыточных связей, искажающих информацию о состоянии управляемого объекта-
? принцип оценки - иметь представительную и надежную систему критериев и показателей, позволяющих оценить результативность деятельности.
Разработанная с учетом этих принципов модель социально-психологической коррекции имиджа ВС РФ включает его динамику - взаимодействие образов обыденного сознания молодежи, участвующих в формировании имиджа ВС РФ, на которую направлено корректирующее воздействие, с учетом выявленных социально-психологических механизмов (см. рис. 26).
Рис. 26.
Социально-психологическая модель коррекции имиджа Вооруженных Сил РФ в молодежной среде
.Исходным моментом деятельности по коррекции имиджа является формирование субъектом этой деятельности целевого образа или «желаемого имиджа» (см. п.1. гл.3). Отсутствие такого образа не позволяет должным образом организовать работу по коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.
С учетом целевого образа субъект коррекции организует воздействие на динамику формирования имиджа по трем основным направлениям: изменение характеристик ВС РФ, изменение социально-психологических характеристик целевой аудитории, оптимизация массовой коммуникации. Конкретное содержание каждого направления коррекции определяется с учетом механизмов формирования имиджа: Идентификации с военнослужащим, Военно-социальной идентификации, Сравнения с идеалом. Результатами такого воздействия являются изменения в групповом сознании молодежи. Начинается сближение реального имиджа и идеального образа ВС РФ по основным имиджевым характеристикам и, как следствие, более положительная оценка ВС РФ. Происходит развитие военной идентичности молодых людей и личностное принятие ими армии и возможной службы в ней, осознание личностной значимости ВС РФ и эмоциональной близости к ним. Вооруженные Силы России воспринимаются в контексте угроз национальной безопасности страны, что ведет за собой развитие представлений об армии как жизненной необходимости для широкой социальной общности, с которой идентифицирует себя молодой человек.
Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа в виде модулей, образованных исходя из реализации направлений коррекции с учетом конкретных механизмов формирования имиджа, представлено в таблице 28.
Таблица 28
Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа ВС РФ
Рассмотрим содержание модели в виде модулей, каждый из которых выражает отдельную задачу по коррекции имиджа ВС РФ в молодежной среде.
1. Работа с гражданской молодежью, проводимая в ВС РФ, должна быть направлена на возможность получения молодым человеком личного опыта взаимодействия с военной организацией. Открытость армейской жизни для гражданской молодежи целесообразно обеспечивать с помощью таких мероприятий, как военные сборы для старшеклассников, военно-шефская работа (включая участие молодежи в воинских ритуалах и праздновании торжественных дат), проведение дней открытых дверей в воинских частях и др. Следует расширить практику привлечения молодых людей к занятиям на территории воинских частей, в парках техники, учебных центрах и полигонах . Перспективным представляется участие Министерства обороны России в образовательной деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений. Здесь важно учесть опыт зарубежных стран в формировании имиджа армии. Так, в ВС США осуществляют различные программы многоуровневой подготовки, постепенно "втягивающей" молодежь в армейскую среду .
Важным элементом изменений ВС РФ, направленных на оптимизацию их взаимоотношений с молодежью, является адекватная разработка символики. Подбор символов является одной из традиционных задач, решаемых при формировании корпоративного имиджа. В различных исследованиях отмечается важность наличия символов, соответствующих «коллективному бессознательному», которое поддерживает идентичность той или иной общности . Символ может выполнять функции единения, коммуникации, стимулирования психологических феноменов заражения и подражания, способствовать ощущению силы и др . Если с названием Вооруженные Силы России и Министерство обороны Российской Федерации особых вопросов не возникает, то другие элементы фирменного стиля не оказывают эффективного влияния на имидж ВС РФ.
Так, эмблема современных Вооруженных Сил России – двуглавый орел – не нашел своего места в ассоциациях молодых людей (см. приложение 3). Если символы ВС СССР (звезда, красное знамя) были хорошо продуманы, достаточно просты и «близки» для массового сознания, то современная символика чрезмерно усложнена и оторвана от архетипического уровня обыденного сознания. Следовательно, возникает необходимость найти слова-символы, образы-символы, которые могли бы стать основой нового облика Вооруженных Сил России. Одновременно со структурно-функциональными преобразованиям ВС РФ необходимо выделить и, по возможности, заменить употребляемые термины, ставшие негативными символами («казарма», «прапорщик» и т.д.).
Отдельную проблему составляет слабая разработанность стиля оформления документов, служебных помещений, территории воинских городков. Конструирование предметной среды может быть действенным средством создания эффективного имиджа . Форма одежды военнослужащих также может быть рассмотрена как специфический язык коммуникации ВС РФ и внешней аудитории имиджа . Восприятие военной формы, важность которой для формирования имиджа подтверждает проведенный нами ассоциативный эксперимент (см.гл. 2), имеет определенные проблемы. В исследовании, проведенным С.П. Мясоедовым под нашим руководством, выявлено, что военнослужащие в камуфлированном обмундировании оцениваются значительно ниже по степени доверия, чем военнослужащие в повседневном (китель, брюки) обмундировании . Между тем, камуфлированное обмундирование продолжает использоваться не только как полевая, но и как повседневная форма одежды.
2. Презентация основной деятельности ВС РФ должна отражать их соответствие назначению - отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации . Именно этот компонент должен стать одной из главных сторон в восприятии молодежи. В этой связи, важнейшими имиджеобразующими элементами должны стать открыто проводимые мероприятия боевой и мобилизационной подготовки, включая проведение разного уровня учений. Соответственно, должны быть исключены побочные задачи, решаемые военнослужащими и воинскими подразделениями, за исключением участия в ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий и катастроф . Повседневные мероприятия войск должны подчеркивать готовность армии к оказанию помощи населению, что является важным фактором формирования положительного отношения к ней .
3. Реальное изменение значимых характеристик ВС РФ состоит в максимальном «подтягивании» воспринимаемых характеристик Вооруженных Сил к идеальному образу. Этот прямой, но не всегда легкий в практическом плане путь является основным для коррекции имиджа. Ориентиром в этой деятельности должны служить имиджевые характеристики, составляющие целевой образ (см. п.1 гл.3). Среди таких характеристик особое место занимают техническая оснащенность, современность и подготовленность, здоровье, организованность и дисциплина, материальная обеспеченность, комфорт условий службы и взаимоотношений.
Также одной из важных, с точки зрения молодежи, характеристик армии является добровольность военной службы. Помимо мероприятий по переводу рада соединений и частей на комплектование солдатами и сержантами по контракту, усиление данной характеристики ВС РФ возможно путем совершенствования порядка прохождения военной службы по призыву. С учетом того, что потребность в выборе является одной из важнейших в юношеском возрасте, в организации службы по призыву необходимо создать эту возможность выбора, устранить ситуацию безвариантности. Молодому человеку следует предоставить возможность выбирать хотя бы отдельные параметры службы: воинскую специальность, примерное место службы или род войск.
Важным условием формирования результативного имиджа является открытость армии для всех граждан страны, включая молодежь. Недостаток информации о чем-либо закономерно вызывает настороженность и недоверие. Современную ситуацию, когда 76% молодых людей считают, что общество недостаточно осведомлено о ситуации в армии , можно оценить как критическую. Очевидно, что до сегодняшнего дня ВС РФ не смогли устранить чрезмерную закрытость и создать механизмы эффективного информирования общества.
4. Развитие военной идентичности молодых людей должно быть организовано в системе военно-патриотического воспитания с участием образовательных учреждений, средств массовой информации и искусства . Кроме того, следует использовать и такие каналы воздействия как воспитательные возможности общественных объединений.
Социальная идентичность трансформируется под влиянием опыта. Исследователи отмечают два взаимосвязанных уровня идентичности с точки зрения ее формирования: ситуационная, обусловленная непосредственной ситуацией и надситуационная. Ситуационная идентичность является «строительным материалом» для идентичности более высокого уровня . Следовательно, необходимо систематически ставить молодого человека в ситуацию, вызывающую соответствующую идентичность. В этой связи, следует отметить роль «стеореотипного культурного поведения» в повседневной жизни и во время особых событий (например праздников) для трансформации идентичности .
В воспитательной работе следует опираться на закономерность рационализации – стремление человека рационально объяснить свои мысли и действия. Следует воспитывать патриотизм и военную идентичность не призывая к ним, а поручая конкретные задания или обращаясь с конкретными просьбами. Важно заставить человека задуматься: зачем и почему его просят. Задумавшись, человек не сможет "отмахнуться" от абстрактной просьбы . В убеждении необходимо подчеркивать личностную значимость (важность для конкретного человека) проблемы Вооруженных Сил России.
Трансформация идентичности осуществляется путем познания «самого себя, т.е. открытия в себе тех качеств, которые необходимы для восприятия себя полноправным членом группы ». Иными словами, воспитательная работа, связи с общественностью, реклама военной службы должны быть направлены не только на то, чтобы показать молодому человеку те качества, которые должен иметь военнослужащий, но и те качества, которыми юноша уже обладает, для того чтобы стать защитником Отечества. Соответственно, одним из способов воздействия на идентичность является формирование маркеров принадлежности к категории "защитники Отечества". В виде таких маркеров могут использоваться внешние атрибуты .
Для задействования механизма «Идентификации с военнослужащим» важно обеспечить восприятие четких позитивных качеств военнослужащих. Так, как позитивная оценка группы военнослужащих возможна лишь как результат сравнения с другими группами, то для такого сравнения нужны отличительные черты . Размытость границ многих социальных групп создает проблемы для самоидентификации молодежи с ними . Следовательно, в обыденном сознании молодежи необходимо целенаправленно фиксировать набор положительных черт, свойственных военнослужащим и выгодно отличающих их от членов других профессиональных групп.
Успешному преодолению кризиса социальной идентичности способствует мотивация саморазвития в сочетании с профессионально-деловой идентичностью . Исходя из этого, упор в представлении армии следует делать на возможности, предоставляемые ВС РФ в плане саморазвития и профессионального становления молодых людей.
5. Развитие общественной идентичности и патриотическое воспитание предполагают изменение социальной идентичности молодежи. Необходимой составляющей процесса трансформации идентичности является осознание отличия своих качеств, связанных с принадлежностью к определенному сообществу, от качеств, определенных принадлежностью к другим группам. Одной из задач патриотического воспитания, является четкое формулирование и представление в сознании молодежи государственных целей и роли ВС РФ в их достижении. Такая задача должна решаться в рамках государственно-патриотического воспитания молодежи. При этом, необходимо формировать социальную идентичность, адекватную реальным социально-экономическим условиям. Так, выявленное в ряде исследований наличие «советской» идентичности современной молодежи способствует продолжению кризиса социальной идентичности и формированию неадекватных ожиданий от современных Вооруженных Сил России.
Самосознание людей фиксировано не жестко: выбор идентичности часто осуществляется под влиянием ситуации . Соответственно меняется и восприятие окружающего мира. Ситуация, которая делает более выраженной социальную идентичность (чувство принадлежности к определенной группе), должна сдвигать участников к межгрупповому полюсу континуума, тормозить установки и поведение, порождаемое личностной идентичностью. Противоположная ситуация ведет к снижению групповой ценности, повышению самопредпочтения и подавляет эффекты идентичности социальной .
Следует считать недопустимым, когда при формальном признании необходимости ВС РФ, в сознании молодежи вводится тезис об отсутствии у России внешних врагов. Правильное понимание молодыми людьми современной реальности отмечается как один из факторов обеспечения национальной безопасности России . Соответственно, формирование адекватного представления о реальных военных угрозах и о конкретных целях ВС РФ является важным условием создания результативного имиджа ВС РФ.
Необходимо использовать потенциал исторических примеров для развития общественной идентичности. «Определяющие идентичность знания являются по сути своей историческими, потому что стабильные, релевантные идентичности характеристики проявляются в обусловленных временем фактах, событиях, поступках и т.п.» .
6. Формирование в сознании молодежи адекватного образа сравнения направлено на приведение идеального образа Вооруженных Сил РФ, имеющегося в обыденном сознании молодежи, в соответствии с назначением ВС РФ, с одной стороны, и реальными международными и внутренними условиями, с другой. Поскольку идеал используется при оценке реальных Вооруженных Сил, его коррекция является одним из путей формирования положительного имиджа ВС РФ.
Постановка данной задачи исходит из того, что расхождение между идеальным образом и реальностью существует всегда. При этом, Вооруженные Силы могут попадать в ситуацию, напоминающую манипуляции в межличностном общении. Поддаваясь социальным ожиданиям, органы военного управления, военной информации и воспитательной работы формируют имидж ВС РФ, отталкиваясь от завышенного образца. Отчасти этому соответствует и державная самоидентификация части российской молодежи . Так, если в качестве эталона брать идеальные Вооруженные Силы по своему размеру и боевой мощи близкие ВС СССР, то современные ВС РФ, совокупная оборонная мощь которых меньше в 4-6 раз , закономерно будут оцениваться как маленькие и слабые. Подобная ситуация возникает и по причине близости идеала российской армии к образам армий ведущих мировых держав (см. п.2 гл.2). В случае «высокого» идеала единичные проявления слабости, неорганизованности, недисциплинированности, свойственные любой организации, будут привлекать особое внимание. Следовательно, стремление сформировать эффективный имидж, опираясь на завышенный идеал, приводит к неудаче.
Кроме того, способ оценки «Результат» - «Идеал» вообще не является оптимальным и может привести к конфликтам между тем, кто оценивает (например, общественные организации молодежи) и тем, кого оценивают (ВС РФ) - что в действительности и происходит. Необходимо изменить ракурс оценивания, используя другие маркеры сравнения: «ВС стран СНГ», «Начало создания ВС РФ», «Цель ВС РФ». Таким образом, приближение имиджа ВС РФ к идеальному образу (и соответственно, повышение оценки ВС РФ) состоит в коррекции идеала с учетом экономического положения России, ее объективной роли в современном мире и тем положением, в котором ВС РФ были в начале своего создания (90-е годы XX века).
7. Поддержка процессов развития военной идентичности исходит из того, что ее формирование есть двухсторонний процесс. Общественные способы идентификации индивида более или менее успешно стыкуются с индивидуальными способами идентификации. «Если для простоты или в силу укоренившихся привычек они [молодые люди – Д.Д.] диагностируются или расцениваются как криминальные, как конституционно непригодные, как просчеты воспитания или даже как умопомешательство, молодой человек, по причинам личностной или социальной маргинальности близок к выбору негативной идентичности, может направить всю свою энергию на то, чтобы стать тем, кем ожидает его видеть худшая часть общества» . Следовательно, систематические публичные «жалобы» на «непатриотичную» молодежь, со стороны органов государственного и военного управления, работников образования не только малоэффективны, но и способствуют формированию негативной идентичности молодых людей, программируя их на соответствующее поведение. В противовес этому, в массовой информации необходимо настойчиво проводить тезис о патриотических качествах, свойственных современной российской молодежи, подкрепляя это соответствующими примерами.
Для развития военной идентичности у молодых людей следует задействовать три составляющих мотивации идентификации: потребность в самосохранении, безопасности- мотивы самоуважения- мотивы развития . Данные составляющие должны быть учтены в рекламе военной службы и в организации информирования молодых людей о ВС РФ.
В информационных сообщениях, в рекламе военной службы Вооруженные Силы России следует описывать с точки зрения военнослужащего, подобно тому, как это делается в рекламных материалах американских вооруженных сил . Кроме того, следует поддерживать формирование средствами массовой коммуникации и искусства образа переживаний военнослужащего, достаточно полного для обеспечения идентификации, предъявлять молодежной аудитории соответствующие модели поведения. Такое эмоциональное «соучастие» является одним из действенных компонентов формирования военной идентичности.
8. Освещение деятельности ВС РФ в контексте «Мы»-«Они» опирается на закономерность, согласно которой, контекст (другие проблемы и объекты, которые воспринимаются людьми) может повлиять на восприятие основной проблемы . В транслируемых сообщениях о ВС РФ должна присутствовать информация двух видов: основная и дополнительная, предназначенная для того, чтобы создать условия, способствующие благоприятному восприятию главной идеи, заключенной в основной информации . Такая дополнительная информация должна актуализировать общественную и военную идентичность молодежной аудитории. Формирование образа в данном случае идет путем построения идентификационных ориентиров таким образом, чтобы объект имиджа воспринимался аудиторией «за своего» . В этой связи понятно, каким образом в 1994-1996 годах телерепортажи из Чечни на канале НТВ (в которых 80% всех видеосъемок велось со стороны чеченских боевиков) способствовали формированию негативного имиджа российской армии .
Создание результативного имиджа ВС РФ невозможно без опоры на имеющиеся в сознании молодых людей образы военных угроз безопасности России. Этот вывод подтверждается рядом научных исследований. Так, Л.А. Прудников отмечает, что наличие реальных угроз внутренней и внешней безопасности России является существенным условием создания положительного имиджа Вооруженных Сил РФ . Влияние воспринимаемой угрозы на рост групповой идентичности является достаточно изученным в исследованиях социальных психологов . В отечественных исследованиях больших социальных групп отмечается, что одной из составляющих потребности в этнической идентичности является потребность в безопасности . «В такой перспективе, отмечает философ А.Г. Дугин, функция «врага» приобретает как это ни парадоксально, позитивный смысл, поскольку напрямую способствует коллективной самоидентичности» . Подобное значение имеет и замечание Ф. Ницше: «Будьте такими, чье око всегда ищет врага – своего врага» . Причем, аутгрупп, от которых исходят угрозы, должно быть не много, так как, в этом случае сильнее актуализируется социальная идентичность . Очевидно, именно этим принципом руководствуются США, успешно находящие врагов для формирования национальной идентичности. Во многом благодаря этому у населения США формируется положительный имидж американских вооруженных сил. Действие указанных закономерностей подтверждается фактом улучшения оценки России и ее армии, даваемой населением западных стран, после активизации восприятия им общей с Россией угрозы терроризма .
9. Демонстрация близости к идеалу возможна не только за счет увеличения количества сообщений об успехах и положительных сторонах деятельности ВС РФ. Одной из задач коррекции имиджа является введение в массовую коммуникацию критериев оценки эффективности Вооруженных Сил. Исходя из их основного предназначения, таким критерием могла бы стать способность отразить внешнее вторжение. Однако, в условиях мирного времени оценить ВС РФ по этому критерию не представляется возможным. В результате, в сознании молодых людей формируются другие критерии, не всегда адекватные сущности ВС РФ, у ряда политических сил появляется возможность произвольного внедрения критериев, позволяющих оценить ВС РФ как слабые, неэффективные, непрогрессивные и т.д. Так, освещая внутреннюю (полицейскую по своему характеру) операцию в Чечне, которая не вполне соответствовала назначению ВС РФ и к которой они целенаправленно не готовились, все отечественные телеканалы представляли Российскую армию как слабую, постоянно акцентировали тему ее непрофессионализма .
С подобной проблемой столкнулись ВС США в конце 70-х годов XX века. Американским гражданам было трудно оценить, насколько действительно эффективны их вооруженные силы, что и привело к заметному ухудшению имиджа ВС США. В этих условиях, американское руководство предприняло меры по постепенному изменению критериев эффективности ВС США в массовой коммуникации. Таким критерием постепенно становилась не готовность к отражению агрессии, которая рассматривалась как нечто гипотетическое, а способность решать менее масштабные задачи таким образом, «чтобы осуществить быстрое военное вмешательство с целью защиты глобальных или национальных интересов ». Следовательно, работа по коррекции имиджа ВС РФ должна включать разработку и введение в массовую коммуникацию четких и применимых критериев их эффективности.
Выводы по III главе:
1. Целевой образ, являющийся ориентиром в деятельности по коррекции имиджа ВС РФ, характеризуется высокими значениями по факторам «Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», невыраженной оценкой фактора «Тяжесть службы». Основными имиджевыми характеристиками являются: оценка состояния ВС РФ как эффективных и вызывающих гордость- социальная значимость, восприятие их как «наших»- личностная значимость ВС РФ для молодых людей- комфорт службы и взаимоотношений- наделение традиционными мужскими качествами- организованность, дисциплинированность и ответственность, вызывающие доверие- обеспеченность- добровольность- престижность. Направленность деятельности по коррекции на активизацию восприятия молодежью указанных характеристик позволит сформировать результативный имидж ВС РФ. Успешность коррекции имиджа ВС РФ зависит от соответствия этой деятельности категориям группового семантического пространства целевой аудитории.
2. Анализ особенностей имиджа ВС РФ позволил выявить социально-психологические механизмы его формирования. Под такими механизмами следует понимать совокупность процессов, опираясь на которые субъект восприятия строит образ армии. В качестве данных механизмов выделяются: Идентификация с военнослужащим, Военно-социальная идентификация и Сравнение с идеалом.
3. Основными направлениями по коррекции имиджа ВС РФ выступают: Изменение характеристик ВС РФ, как проведение реальных преобразований в материальной, технической, организационной, правовой и других сферах в ходе военного строительства- Изменение свойств аудитории, ее социально-психологических характеристик: свойственных молодежи образов, установок и стереотипов, включая развитие военной и общественной идентичности- Оптимизация массовой коммуникации, как изменение ее психологической структуры, обеспечивающее согласование с факторами восприятия ВС РФ, потребностями молодых людей и психологическими закономерностями распространения массовой информации.
4. Модель социально-психологической коррекции имиджа ВС РФ включает взаимодействие образов обыденного сознания молодежи, участвующих в формировании имиджа ВС РФ, на которое направлено корректирующее воздействие, проводимое с учетом социально-психологических механизмов. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа описано в виде модулей, образованных исходя из опоры направлений коррекции на механизмы формирования имиджа. Каждый из предложенных модулей выражает отдельную задачу по коррекции имиджа в молодежной среде.
Поделиться в соцсетях:
Похожие