Гендерная педагогика
Можно говорить о начавшемся развитии гендерного образования [8, 21, 34, 48, 55, 56] на постсоветском пространстве, выражающемся в реализации образовательных программ различных международных фондов, рассчитанных на широкую аудиторию, а также во введении гендерных спецкурсов для специалистов с высшим образованием различного гуманитарного профиля, однако гендерная педагогика, как наука находится еще в стадии становления. Развитие гендерного образования и гендерной педагогики в некоторой степени тормозит одна из основных функций образования функция воспроизводства традиционных ценностей и норм поведения.В отличие от многих других подходов к образованию, гендерный исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не безликие «учащиеся», а девушки и юноши. С одной стороны, представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя (например, при проведении дискуссии следует учитывать, что девушки предпочитают обмен мнениями, а не защиту четко определенных позиций, они менее склонны открыто показывать свои знания, а иногда просто стесняются говорить перед большой аудиторией). С другой стороны, как внутри, так и вне образовательных учреждений учащиеся вынуждены иметь дело со сложным миром меняющихся представлений и стереотипов, касающихся того, какое поведение, внешний вид, мышление приемлемы для представителей данного пола. Часто стереотипные представления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их историческую изменчивость и социальную обусловленность таковы основные задачи гендерного воспитания.
Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь учащимся чувствовать себя в учебном заведении комфортно и справиться с проблемой социализации, важной составной частью которой является самоидентификация человека как женщины или мужчины. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
С точки зрения возрастной характеристики, гендерное воспитание можно рассматривать применительно к категориям школьников, студентов и взрослых. Гендерное воспитание школьников заключается в том, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки, и принятие, таким образом, определенной социальной роли. Воспитание студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь, и совместном поиске средств преодоления этих стереотипов. Гендерное образование взрослых носит, главным образом, адаптационный характер, помогая приспособиться к изменениям, происходящим в окружающем мире, или бороться с возникающими трудностями.
Исторически просветительское образование ориентируется, прежде всего, на конкретные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся. Это могут быть любые проблемы, имеющие гендерный аспект: взаимоотношения юношей и девушек, разное отношение преподавателей к юношам и девушкам, дружба, первая любовь, насилие во взаимоотношениях и т. д. Многочисленные исследования доказали, что усвоение учебной программы юношами и девушками зависит не только от формально предъявляемых им одинаковых требований, но и от имеющихся у них гендерных представлений. Исследователи также пришли к выводу, что преподаватели бессознательно ориентируются на потребности юношей и их специфический способ освоения предмета. Юноши более склонны узнавать от преподавателя какую-то теоретическую концепцию, а девушки более ориентированы на прагматическое усвоение материала.
Известно, что преподаватели более склонны поощрять у учеников обоих полов скорее женские, чем мужские качества. От учащихся ждут, чтобы они сидели тихо, выполняли указания, внимательно слушали. Именно такое поведение общество оценивает как типично «женское». Таким образом, юноша вынужден вести себя «как девушка», что оказывает негативное воздействие на его личность. В результате возникло такое явление, как недостаточная успеваемость юношей, поскольку некоторое пренебрежение к успехам в обучении они рассматривают как составляющую истинно мужского поведения.
Стереотипы могут навязываться как «формальными» социальными институтами (семьей, школой), так и «неформальными» (сверстниками, средствами массовой информации). В первом случае речь обычно идет о так называемых «традиционных» стереотипах, то есть юношей готовят к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению, а девушек ориентируют на заботу о семье и муже, на самопожертвования во имя семьи. Во втором случае стереотипы часто подаются под личиной «свободы», «самоутверждения» и даже «отказа от стереотипов». Женские и мужские журналы, почерпнутые из фильмов образцы поведения навязывают зачастую половую распущенность, потребительство, индивидуализм, пренебрежительное отношение к моральным ценностям. Поскольку все это очевидно противоречит традиционным, издавна закрепившимся в общественном сознании стереотипам, ничего удивительного, что такой стиль поведения и мышления принимается подростками за проявление свободы личности. Задача преподавателя в данном случае в том, чтобы объяснить, что новые стереотипы не менее разрушительны для личности, чем старые, но зачастую бывают еще опаснее, так как вместе с личностью разрушают и общественные устои.
Вопросы гендерной политики, воспитания и образования не остаются без внимания со стороны нашего государства. При Совете Министров Республики Беларусь возобновил работу созданный в 2000 году Национальный совет по гендерной политике и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г. принят Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008=2010 годы.
Значение, содержание, формы гендерного воспитания и воспитания культуры семейных отношений определены Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006=2010 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г., № 125. В программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006=2010 годы запланировано проведение в учреждениях образования информационно-просветительских и воспитательных мероприятий по повышению престижа семьи, формированию ответственного материнства и отцовства, этике и психологии семейных отношений, по формированию ценностного отношения обучающихся к представителям обоих полов, преодолению гендерных стереотипов и дискриминации по половому признаку.
Поделиться в соцсетях:
Похожие