lovmedgu.ru

Вводные замечания

Видео: 9 Платон Том 1 Вводные замечания к тому 1

В рамках данного занятия манипуляция рассматривается как феномен межличностных гендерных отношений. Предполагается, что студенты уже прослушали курс по социальной психологии и изучили или продолжают изучать курсы по гендерной психологии (психологии гендерных отношений).

Манипуляция — вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей [5, с. 49].

От других видов психологического воздействия манипуляцию отличают два свойства: скрытость воздействия и формирование намерения [1]. Во-первых, для эффективной манипуляции необходимо, чтобы намерения и стратегии манипулятора были неявны адресату. Во-вторых, манипулятор не стремится заставить адресата совершить те или иные действия. Задача манипулятора — изменить мотивы адресата таким образом, чтобы у адресата появилось личное желание осуществлять те или иные действия.

Технология манипуляции включает три основных этапа [5, 6].

1. Определение мишеней воздействия — особенностей личности адресата, его слабостей, потребностей и желаний, на которые воздействует манипулятор, чтобы подтолкнуть его к действию в своих интересах.

2. Настройка, имеющая целью создать условия для воздействия манипулятора на адресата в нужном для него направлении: вызвать к себе доверие и расположение или, наоборот, вывести из равновесия, усыпить бдительность и отвлечь от истинной цели.

3. Собственно воздействие — использование приемов, которые облегчают манипулятору достижение своей цели, помогают привлечь внимание объекта к выгодной для него стороне дела и одновременно отвлечь от истинной цели манипулятора (например, утаивание информации, введение в заблуждение и т. п).

Манипуляция в отношениях возникает тогда, когда инициатор взаимодействия не желает (или не имеет возможности) открыто принудить партнера к совершению определенных действий или договориться с ним на равных [1].

Гендерная манипуляция — это вид манипуляция, при которой мишенями воздействия являются гендерные характеристики и гендерные роли участников взаимодействия.

В данном случае действия манипулятора затрагивают стремление адресата соответствовать (или страх не соответствовать) нормативным представлениям о поведении мужчин и женщин.

Социальные нормы, регулирующие поведение мужчин и женщин, создают определенные предпосылки для развития манипуляции в отношениях [4]. Социальными нормами изначально заданы неравенство и соподчиненность ролей мужчин и женщин. Женщины вынуждены подчиняться, а мужчины — доминировать, поэтому затруднено создание равноправных партнерских отношений, с одной стороны, и исключена возможность открытого соперничества, с другой. Традиционные представления о мужественности/женственности закрепляют и неравные возможности для мужчин и женщин. Мужчины должны быть успешными, всегда добиваться поставленных целей, но при этом имеют ограниченные права на выражение чувств, способность к сопереживанию, которые для мужчин становятся признаками слабости. Женщины, наоборот, должны проявлять зависимость, уступчивость, но они имеют право на искренность, спонтанность в отношениях, обладают большими, чем мужчины, возможностями для развития своих коммуникативных способностей. Наконец, желание соответствовать (или страх не соответствовать) стереотипному образу «настоящего» мужчины и «настоящей» женщины увеличивает для мужчин и женщин вероятность оказаться в роли адресата манипуляции.

Традиционное понимание мужской и женской роли приводит к возникновению устойчивого мнения о том, что мужчины в большей степени склонны к прямому влиянию, а женщины — к косвенному, т. е. к манипуляции. Тема гендерной манипуляции с научной точки зрения изучена недостаточно подробно. Однако результаты научных исследований В. В. Знакова [2], И. С. Клециной и Е. В. Юрковой [4] и др. говорят о том, что тенденция к манипулированию в отношениях в большей мере присуща мужчинам. Женщины в большей мере, чем мужчины, ориентированы на честность, открытость, партнерский стиль отношений.

Анализ литературы, посвященной проблеме манипуляции в гендерных отношениях, позволяет выделить две группы факторов развития гендерной манипуляции: социальные и личностные.

Социальные факторы производны от существующих в обществе традиционных представлений о мужественности/ женственности, личностные факторы характеризуют индивидуальный опыт мужчин и женщин в общении.

I. Социальные факторы


1. Существование иерархии в отношениях мужчин и женщин. Считается, что мужчины склонны доминировать, женщины — подчиняться. Это затрудняет создание равноправных партнерских отношений, с одной стороны, и исключает возможность открытого соперничества, с другой. Также существуют традиционные представления о том, что мужчины в большей степени склонны к прямому влиянию, а женщины — к косвенному, т. е. к манипуляции.

2. Неравенство возможностей для мужчин и женщин, связанное нормативными представлениями о должном поведении. Мужчины должны быть успешными, всегда добиваться поставленных целей, но при этом они имеют ограниченные права на выражение чувств, способность к сопереживанию, которые для мужчин становятся признаками слабости. Женщины, наоборот, должны проявлять зависимость, уступчивость, но они имеют право на искренность, спонтанность в отношениях, обладают большими, чем мужчины, возможностями для развития своих коммуникативных способностей.

II. Личностные факторы

1. Коммуникативная некомпетентность, неумение участников взаимодействия строить отношения «на равных», сопереживать партнеру, признавать за ним право на существование собственных интересов.

2. Готовность подчиниться манипуляции, связанная со значимостью гендерной роли для адресата манипуляции, гендерной стереотипности сознания и т. п.

Основной мишенью гендерной манипуляции являются гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы представляют собой стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское» [3].

Использование гендерных стереотипов в качестве мишеней воздействия основано на особенностях гендерных стереотипов.

1. Гендерные стереотипы как вид социальных стереотипов помогают ориентироваться во внешнем мире, позволяя быстро и достаточно надежно категоризировать социальное окружение, т. е. в основе стереотипа первоначально лежит ценность определенного типа поведения, отношения или восприятия объектов внешнего мира.

2. Гендерные стереотипы — это обобщенные и схематичные образы.

Для их актуализации и воспроизведения в поведении не требуется значительная логическая (аналитическая) работа.

3. Гендерные стереотипы усваиваются через основные институты социализации (семья, профессиональное окружение, СМИ и т. д.) и постоянно воспроизводятся.

4. Следование гендерным стереотипам помогает поддерживать положительный образ Я.

Виды гендерных стереотипов: стереотипы маскулинности/фемининности, стереотипы о закреплении профессиональных и семейных ролей в соответствии с полом, стереотипы о различиях в содержании труда [3].

Таким образом, используя гендерные стереотипы, манипулятор:

• побуждает адресата манипуляции следовать принятым образцам поведения («все мужчины/все женщины делают это»)-

• вызывает у адресата потребность защищать свою гендерную идентичность («тот, кто поступает так, может считаться или, наоборот, не может считаться “настоящим” мужчиной /“настоящей” женщиной»).

В качестве примеров гендерной манипуляции можно привести следующие ситуации. Известно, что при собеседовании на некоторые должности работодатели отдают предпочтение мужчине. Руководитель юридической службы с большей вероятностью примет мужчину на основании того, что в представлениях окружающих мужчины обладают большим авторитетом, способностями к убеждению и утверждению собственной позиции. Женщина-соискатель может переориентировать руководителя, сделав ставку на обаяние или комплименты, эффективность которых трудно оспорить.

Широкую сферу для развития манипуляции создают семейные отношения. В сознании людей прочно закреплены роли «мужчина-хозяин», «мужчина-добытчик» и «женщина-мать, хранительница очага». Мужчина, желающий видеть жену дома, когда он приходит с работы, может заявить о том, что «его мать никогда не кормила отца котлетами из магазина». Женщина, которая хочет реализовать себя в профессиональном плане, в этой ситуации сталкивается со страхом и переживанием собственной несостоятельности, что побуждает ее отказаться от карьеры ради избегания конфликтов и сохранения благоприятной внутрисемейной атмосферы.

В свою очередь, женщина может манипулировать мужчиной, используя следующие фразы: «Опять течет кран, у нас разве нет мужчины в доме?» или: «Ивановы опять не едут в отпуск, а мы ведь можем себе позволить отдохнуть, правда, дорогой?». Мужчина в этой ситуации вынужден доказывать свое соответствие образу мужа-хозяина и добытчика.

Цель занятия

Изучение манипуляции как феномена межличностных гендерных отношений.

Оснащение

Для проведения занятия необходима доска, а также раздаточный материал в необходимом количестве.

Порядок работы

Этап 1. Обсуждение содержания феномена манипуляции.

Этап 2. Знакомство с понятием гендерной манипуляции.

Этап 3. Групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против».

Этап 4. Подведение итогов занятия.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Вводные замечания