lovmedgu.ru

Заключение

Проведенный психолого-педагогический анализ процесса подготовки личного состава, исследования формирования у них эмоционально-волевой устойчивости показали, что их психологическая подготовка должна стать неотъемлемой частью всего процесса боевой подготовки к деятельности в специальных подразделениях, в том числе в экстремальных ситуациях, и основываться на индивидуальных особенностях психофизиологических реакций сотрудников специальных подразделений при воздействии на них неблагоприятных факторов.

Содержание занятий, специальный набор соответствующих средств имеют существенное значение в решении поставленных задач. Наиболее благоприятные возможности создаются при обучении и последующей тренировки такими упражнениями и действиями, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического.

Кроме того, качественное выполнение оперативно-служебных задач личным составом ОМОН, ОМСН МВД РФ в значительной степени определяется уровнем сформированности у них психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, который повышается умелой организацией психологическихвоздействий в период специальной, боевой, физической, профессионально-психологической и общественно-государственной подготовки.

Во множестве литературных источниках ранее было отмечено, что в ходе выполнения служебно-боевых задач в различных горячих точках проявилась психологическая негодность ряда сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к действиям в условиях активного вооруженного противостояния и других чрезвычайных обстоятельств. Так, в частности в Чечне, имели место факты, когда отдельные батальоны, состоящие из сотрудников МВД понеся человеческие потери, без приказа и согласования с руководством убывали с места постоянной дислокации, оставляя без поддержки взаимодействующие подразделения. У значительной части сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, участвовавших а боевых операциях, имели место симптомы посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Эти обстоятельства в значительной степени связаны с тем, что условия экстремального функционирования отличаются высокой интенсивностью нагрузок интенсивностью нагрузок на человеческий организм, при которых его психика испытывает предельно допустимое напряжение. В этих условиях у личного состава поочередно наступают так называемые стадии шока, адаптации и истощения, которые приводят к снижению эффективности деятельности и психогенным расстройствам кратковременного или длительного характера. Данное обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий по психологической подготовке личного состава подразделений специального назначения к действиям в экстремальных условиях.


При направлении в районы экстремального функционирования личного состава системы МВД руководители подразделений совместно со специалистами - психологами должны изучать индивидуальные особенности каждого сотрудника, направляемого в районы чрезвычайных ситуаций с тем, чтобы прогнозировать реакции и оценить уровень его готовности к действиям в этих условиях. С сотрудниками необходимо проводить комплекс индивидуальных и групповых занятий по специальной психологической подготовке.

Психологическое сопровождение сотрудников должно обеспечиваться и непосредственно в ходе выполненияслужебно-боевых задач, а также при возвращении в места постоянной дислокации после выполнения служебных задач.

В ходе профессиональной подготовки при определении текущих оценок следует учитывать уровень сформированности у сотрудников таких личностных качеств как: гражданская зрелость, смелость, быстрота реакции, требовательность к себе, ответственность, способность быстро ориентироваться в обстановке, уверенность в своих силах, умение владеть собой, организаторские способности, наличие профессиональных знаний, навыков, умений.

При отборе личного состава для участия в спецкомандировки в «горячие точки» следует учитывать наряду с данными обследования психологов Центров психодиагностики результаты экспертных оценок уровня и основных структурных компонентов психологической готовности командирами подразделений и инспекторами психологами.

Психологическая готовность личного состава специальных подразделений к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях есть результат целененаправленного процесса их профессионального обучения и воспитания в самом подразделении. Однако, опыт работы с сотрудниками показал явный недостаток у них необходимых знаний о влиянии стресса на психическую деятельность человека в сложных условиях. Следствием это является отсутствие у сотрудников сформированных навыков повышения самоконтроля в сложных ситуациях служебной деятельности.

Рекомендации содержащиеся в пособии разработанына основе обобщения опыта психологической подготовки сотрудников ОВД. Они могут быть использованы при подготовке сотрудников спецподразделенийне только к действиям в экстремальных условиях различного генеза, в том числе при проведении боевых операций, но и в повседневных напряженных условиях деятельности, когда изо дня в день накапливаются усталость, профессиональные и материально-бытовые проблемы и конфликты. Накладываясь друг на друга они способствуют у личного состава, развитию посттравматических стрессовых расстройств, которые приводят их к совершению суицида, преступлений, алкоголизму, наркомании и постепенной психофизической инвалидизации.

В пособие описана только часть вопросов связанных с таким сложным направлением деятельности, как психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений. Поэтому пособие не претендует на полную законченность и всесторонность освещения проблемы.

Для автора будет отрадно уже то, если читатели найдут в этой работе хотя бы часть ответов на некоторые вопросы возникающие у них в процессе организации психологической подготовки.<< Предыдушая
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Заключение