Психологическая устойчивость сотрудников специальных подразделений
Психологическая устойчивость сотрудника - свойство личности не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполняемых профессиональных действий.Психологическая устойчивость сотрудника зависит от психического состояния сотрудника, в котором он находится в момент возникновения конкретной ситуации.
Психические состояния, как показали исследования, по направленности и силе проявления могут подразделяться на четыре условные группы:
1. Положительные психические состояния, появляющиеся в активной форме: состояние боевой готовности, активности, подъема, напряженности, психической устойчивости.
2. Психические состояния пассивной формы: состояние успокоенности, предбоевой (послебоевой) апатии, рассеянности, несобранности, излишней сдержанности.
3. Отрицательные психические состояния активной формы: предбоевая «лихорадка», паника, упадок, стресс, страх.
4. Отрицательные психические состояния пассивной формы: ригидность, фрустрация, синдром навязчивости (смерти, неизбежности ранения), тревога, беспокойство.
Насегодняшнийденьописанымногиенегативныепсихические состояния. Это аффект, стресс, или психическая напряженность, состояние тревожности, агрессии, ревности, страсти и т.п. Они могут негативно сказываться на функционировании сознания и проявлении поведения.
Напряженность, неподготовленность к деятельности в экстремальных ситуациях, недостаточность времени для отдыха, плохое питание и материально-техническое снабжение, отрыв от семьи - мощные факторы, которые, накапливаясь, вызывают отрицательные психические изменения (невротические реакции, агрессивность, апатия, суицидальные мысли) у определенной части личного состава. Необходимо профилактировать такие изменения, пренебрежение которыми могут стать необратимыми, вызвать заболевания и привести к потере высокоподготовленного специалиста для МВД. Данные, обобщенные в период участия ОМОН в боевых действиях в Чеченской Республике, свидетельствуют о том, что основными проявлениями психической дезадаптации явились непсихотические психогенные расстройства, носящие разнообразный характер. Наиболее типичными среди них были острые реакции на стресс, адаптационные невротические реакции и другие невротические расстройства.
Острые реакции на стресс характеризовались быстропроходящими непсихотическими расстройствами, которые возникали у личного состава в ответ на экстремальную психическую, физическую нагрузку, как правило, в процессе выполнения сложной задачи и спонтанно редуцировались спустя несколько часов. Эти реакции в своей структуре имели эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность или неадекватную возбужденность).
Адаптационные реакции выражались в легких, преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс - до 3 - 5 дней. Такие расстройства у личного состава, как правило, обратимы и относительно ограничены в клинических проявлениях и могут повторяться при мысли о возможности вновь оказаться в подобной ситуации. Обычно эти состояния возникали в ходе или непосредственно после участия в активных действиях по пресечению массовых беспорядков, особенно в тех случаях, когда сотрудники были вынуждены применять оружие.
Изучение распространенности состояний психической дезадаптации среди личного состава ОМОН в зависимости от сроков пребывания в районах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов свидетельствовало о значительном нарастании подобного числа лиц при длительном непрерывном нахождении в данной ситуации. При этом устойчиво снижалось количество лиц, у которых на момент обследования не выявились симптомы нервно-психических расстройств.
Наиболее подверженными эмоционально-стрессовому воздействию оказались офицеры-руководители (которые были ответственны за принятие решений: за результаты служебной деятельности вверенных их руководству подразделений, за жизнь и здоровье личного состава) и личный состав — бойцы ОМОН, по тем или иным причинам не прошедшие предварительную специальную профессиональную подготовку для выполнения задач в экстремальных ситуациях.
Результаты исследований в Чеченской Республике показали, что офицеры ОМОН, в сравнении с подчиненными, более тяжело переживали риск, связанный с опасностью для жизни. В наибольшей степени подвержены психологическому воздействию боевой обстановки и психическим расстройствам в бою личный состав, имеющий более высокий уровень образования, более старшего возраста и, главное, имеющие большое количество социальных связей (жена, дети, родственники на иждивении, престарелые родители и т.д.).
Важно то, что традиционно сотрудники ОМОН, ОМСН как правило, привлекаются в деятельности в экстремальных ситуациях относительно не большой продолжительности (часы, сутки, несколько суток), тогда как в Чеченской республике длительность служебных командировок личного состава составляла более полугода, что требовало выносливости и стрессоустойчивости, а также высокого уровня психологической готовности.
Кроме того, как показал опыт, боевых действий в Чеченской Республике, организованное вооруженное сопротивление со стороны боевиков с применением тяжелого вооружения, противотанковых средств и артиллерийских систем полностью исключило возможность постепенной адаптации личного состава к боевым условиям деятельности. Вот почему психологическая готовность личного состава, его умения и навыки должны приобретать устойчивость к воздействию экстремальных факторов еще до начала их воздействия, то есть в пунктах постоянной дислокации, в процессе профессиональной подготовки
Поэтому в работе с сотрудниками специальных подразделений, служба в которых связана с наличием экстремальных условий, необходимо проводить комплекс мероприятий по обучению их умению преодолевать чувство страха в стрессовых ситуациях, и особенно до начала таких ситуаций.
Такая психологическая готовность личного состава специальных подразделений к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях есть результат целенаправленного процесса их профессионального обучения и воспитания в самом подразделении. Однако, опыт работы с сотрудниками показал явный недостаток у них необходимых знаний о влиянии стресса на психическую деятельность человека в сложных условиях. Следствием это является отсутствие у сотрудников сформированных навыков повышения самоконтроля в сложных ситуациях служебной деятельности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие