Основные положения, выносимые на защиту
1. Концепция МПО определена в контексте двух аспектов: социального и психологического. Социальный аспект представлен характеристикой факторов, определяющих своеобразие МПО: микросоциум (семья) и макросоциум (условия и место проживания, этнокультурные особенности) и факторов гармонизации МПО [Государственная политика, образование (психологическое знание), СМИ, соц. реклама]. Психологический аспект модели представлен как структура, включающая объекты (поколения), компоненты (когнитивный, эмоциональный, аксиологический, поведенческий), функции (воспитательная, развивающая, образовательная, коммуникативная, адаптивная). Субъектами поколений выступают люди разного возраста. Центральным методологическим положением концептуальной модели МПО является обоснование подхода к этим отношениям как одной из важнейших характеристик возраста, определяющей развитие человека на разных этапах онтогенеза.2. Определения понятий «поколения» и «межпоколенные отношения» сформулированы на основе теоретико-методологического анализа существующих в научном знании подходов к исследованию отношений, и отношений между поколениями, в частности, исследования категориального статуса этих понятий в контексте возрастной психологии: Поколение – группа людей, ограниченная рамками возраста, живущая в определенный исторический период, в определенных социокультурных условиях. Межпоколенные отношения – это сложный многоуровневый и многокомпонентный системный, опосредованный культурно-историческим развитием общества процесс, суть которого заключается в осознанной, ценностно-осмысленной и эмоционально окрашенной интра и интерпсихической активности субъектов – представителей разных поколений – людей разного возраста.
3. Критериями дифференциации поколений являются: возраст, историческая эпоха, оказавшая влияние на становление самосознания, социальная роль в семье и в обществе. Дифференциация поколений определяет «возраст поколения», который соответствует этапам онтогенеза, определяется историческим развитием общества, эпохальными событиями, оказывающими влияние на развитие самосознания человека, его ценностно-смысловой сферы. Возраст поколения – это период, в течение которого в определенных социо-культурных условиях оформляется общность людей (поколение) с отличительными от предыдущего и последующего поколений психологическими характеристиками, выполняющая определенную социальную роль в семье и обществе.
4. Содержание МПО раскрывается через когнитивный, эмоциональный, поведенческий, аксиологический компоненты, каждый из которых у представителей разных поколений имеет свои особенности, в комплексе составляя содержание отношений субъектов поколений (знания, представления друг о друге, чувства, переживания, связанные с общением, ценности и т.д.), определяет характер взаимодействия субъектов МПО.
5. МПО выполняют определенные функции в обществе: коммуникативную, развивающую, образовательную, воспитательную, адаптивную. Адаптивность человека связана с развитием у него такой важной личностной характеристики, как жизнестойкость, которая характеризует меру способности личности справляться с жизненными трудностями, выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, не снижая при этом успешности деятельности. Существует связь характера отношений между поколениями и уровнем их жизнестойкости.
6. Особенности развития (своеобразие) МПО определяются следующими факторами: микросоциум (семья) и макросоциум [условия и место проживания (село / город), этнокультурные особенности].
7. Фактором гармонизации МПО является психологическое знание, повышение общей психологической культуры людей. Просветительские, образовательные, развивающие программы должны разрабатываться с учетом: возрастных особенностей субъектов МПО- выявленных проблем во взаимоотношениях между представителями разных поколений, людьми разного возраста- специфики психологического знания, его категориального статуса и особенностей отношения к этому знанию людей разного возраста, их запросов.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными методологическими принципами, анализом значительного объема специальной литературы по проблеме, соблюдением принципов и правил проведения исследования. Применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки, применением валидных методов психологического исследования, адекватных цели, задачам, предмету и логике исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, корректным использованием аппарата математической обработки данных с помощью профессиональных компьютерных программ.
Поделиться в соцсетях:
Похожие