lovmedgu.ru

«Результаты апробации и экспериментальной проверки программ гармонизации отношений между поколениями»

В пятой главе представлены результаты исследования роли психологического знания в решении проблем МПО.

Под гармонизацией МПО мы понимаем снижение напряженности, конфликтности, повышение уровня толерантности во взаимодействии субъектов этих отношений через повышение их психологической грамотности.

Результаты проведенного исследования, анализ научной литературы по проблеме, данные психологических, социологических и демографических исследований, анализ проблематики обращений в психологические службы и центры города, собственный опыт консультативной деятельности позволяют систематизировать основные проблемы отношений между поколениями с целью определения содержания психологического знания для их решения (Табл. 2).

Таблица 2

Основные проблемы поколений и психологические знания,необходимые для их решения



Основные проблемы поколений и психологические знания, необходимые для их решения



Эти положения легли в основу, разрабатываемых нами на кафедре психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова образовательных, просветительских, обучающих, развивающих и коррекционных программ, реализуемых в рамках учебных дисциплин «Возрастная психология» и «Психология развития», спецкурсов «Психология отношений между поколениями», «Методы психолого-педагогического исследования», тем курсовых и дипломных работ, выполняемых под нашим руководством, в Школе дополнительного образования «Надежда» при кафедре психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова, тематики родительских собраний и уроков для учащихся средних профессиональных учебных заведений и школьников школ города Архангельска, цикла передач «Диалог поколений» (2006-2007 гг.) на областном радио «Поморье» для слушателей Архангельской области.

С учетом результатов проведенного исследования категориального статуса понятия «психологическое знание», его специфики и востребованности представителями разных поколений, а также с учетом возрастных особенностей субъектов межпоколенных отношений, выявленной проблематики во взаимоотношениях между ними были разработаны образовательные, просветительские программы для людей разного возраста, представителей разных поколений (младших школьников, подростков, представителей юношеского возраста, их родителей и прародителей, людей пожилого возраста).Целью реализации этих программ стало формирование терпимости, уважения, принятия в отношениях между представителями разных поколений через повышение их психологической грамотности. Результаты апробации программ подтвердили гипотезу о психологическом знании как факторе гармонизации МПО. В частности, среди основных задач формирующих программ были следующие:

• повышение информационной компетентности и психологической грамотности, касающихся возрастных особенностей на разных этапах онтогенеза-

• развитие чувства сопереживания проблемам пожилых людей-

• формирование терпимого отношения к проблемам старения и возрастным изменениям человека-

• развитие навыков рефлексии и осознания значимости общения с пожилыми людьми для саморазвития и понимания окружающего мира.

Каждое занятие включало в себя следующие блоки:

• информационный, направленный на развитие когнитивного компонента отношений-

• игровой, способствующий развитию эмоционального и поведенческого компонента отношения подростков к пожилым людям-

• рефлексивный, предназначенный для отслеживания эмоционального состояния участников программ, обобщения полученных ими знаний и опыта, получения обратной связи.

Методы, используемые в программах: ролевые игры- групповая дискуссия- упражнения, направленные на развитие возрастной толерантности- релаксационные упражнения- викторины, направленные на повышение психологической грамотности.

Формы работы:

• фронтальная (обсуждение определенных тем во всей группе)-

• групповая (работа в микрогруппах)-

• индивидуальная (помощь при выполнении заданий и консультации по результатам диагностики и возникающим проблемам).

В результате изучения отношений подростков к пожилым людям мы выделили черты, свойственные пожилым людям с точки зрения участников экспериментальной группы, до и после формирующей программы (Табл. 3).

После формирующей программы «портрет» пожилого человека претерпел некоторые изменения. На первое место вышли черты, характеризующие пожилых как людей, имеющих активную жизненную позицию- степень согласованности участников программы в выборе наиболее характерных черт повысился (с 67% до 92% при выборе наиболее «характерной» черты)- список дополнился чертами «любит посплетничать» и «одинокий» (наряду с «болезненностью»).

Таблица 3

Наиболее часто приписываемые черты категории«Пожилой человек»



Наиболее часто приписываемые черты категории «Пожилой человек»



Сравнивая наиболее характерные, с точки зрения подростков контрольной и экспериментальной групп, черты пожилых людей (Табл. 4), мы отмечаем более высокую согласованность в выборе положительных черт пожилых людей у участников экспериментальной группы.

Таблица 4

Наиболее часто приписываемые подростками черты к категории «Пожилой человек» после формирующей программы



Наиболее часто приписываемые подростками черты к категории «Пожилой человек» после формирующей программы



Сравнение данных экспериментальной группы до и после формирующей программы при помощи непараметрического критерия Вилкоксона показало наличие статистически значимого положительного сдвига (на уровне р=0,038, изменение среднего значения с 2,42 до 3,17 баллов) в эмоциональном отношении подростков к пожилым людям (в сторону более благоприятных), а также наличие статистической тенденции (р=0,097- изменение среднего балла с 2,83 до 3,42) к улучшению эмоционального отношения к родным бабушке и дедушке (статистически достоверных изменений в отношениях к представителям своего поколения и родителям не выявлено). В то же время мы можем пронаблюдать статистически значимые сдвиги в отношении подростков из контрольной группы по отношению к пожилым людям (р=0,017), но уже в сторону ухудшения эмоциональной связи (средний балл снизился с 2,33 до 1,00), что можно объяснить ростом нейтральных, безразличных оценок, долгим отсутствием контактов с пожилым людьми или же, наоборот, пресыщенностью, усталостью от общения с ними, что частично подтверждается тенденцией к негативному отношению к собственным бабушкам и дедушкам (р=0,11- уменьшение среднего балла с 2,83 до 1,92). На фоне имеющихся изменений, произошедших с двумя группами, уровень различия в отношениях к представителям старшего поколения между ними, измеренный после формирующей программы, находится на высоком уровне статистической значимости: наличие изменений в отношении прародителей подтверждается на уровне значимости р=0,004, а в отношении пожилых людей в целом – р=0,006. Результаты анализа полученных данных показали и в контрольной, и в экспериментальной группах наличие статистической тенденции к сокращению социальной дистанции к представителям старшего возраста. Но имеются качественные отличия: у участников контрольной группы сократилось «расстояние» между ними и «стариками» (р=0,058), а у экспериментальной группы – между ними и «пожилыми» (р=0,070). Статистически значимых различий у обеих групп по отношению к другим возрастным группам не обнаружено. Подобные результаты можно объяснить тем, что в ходе формирующей программы тщательно разбирались понятия возраст и возрастная градация (понятие «пожилой возраст» шире, чем «старость»- неэтичность обозначения пожилых людей «стариками»). В то же время, сокращение социальной дистанции между учениками из контрольной группы и «стариками» можно объяснить действительно частым общением с представителями старшего возраста. Но эмоционально негативно окрашенный ярлык «старик» говорит о снисходительном, менее уважительном отношении к пожилым (как оказалось, программа проводилась одновременно с подготовкой и проведением мероприятий, связанных с юбилеем школы – детей активно задействовали в организации праздника, в посещении учителей-пенсионеров и ветеранов, в репетициях с Северным народным хором). Сравнение данных контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующей программы показало наличие статистически значимых различий в отношении группы «пожилой человек» (р=0,014). Проанализировав полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы о процессе формирования уважительного отношения подростков к пожилым людям:

• при целенаправленном формировании толерантного отношения к пожилым людям не наблюдается перенос толерантного отношения на другие сферы жизнедеятельности подростков, либо же данный эффект далеко отсрочен во времени проявления-

• формирование уважительного отношения к пожилым людям происходит под влиянием повышения информационной компетентности об особенностях изменений, происходящих в данном возрасте. Чем больше подростки узнавали о пожилых и зрелых людях вообще, тем лучше они понимали насущные проблемы этой возрастной группы, тем легче им было сочувствовать этим людям и находить общие точки соприкосновения в ценностях и интересах-

• рефлексия и прогнозирование, т.е. переосмысление своего опыта и опыта, полученного от представителей старшего поколения, планирование своего будущего, размышления об изменениях, которые предстоят каждому человеку в процессе жизненного пути, также способствуют более глубокому пониманию проблем пожилых людей и умению принять их позицию. Это также влияет на формирование позитивного отношения к ним-

• стимулирование поведенческого компонента отношений (выраженный внешним фактором – вынужденное общение с пенсионерами и ветеранами в связи с организацией и проведением мероприятий, посвященных юбилею школы) без изменения когнитивного компонента, не является эффективным. Дети из контрольной и экспериментальной групп одинаково участвовали в данных мероприятиях, однако, у подростков, обладающих более полной информацией о возрастных особенностях пожилых людей, эмоциональное отношение стало более благоприятным, социальная дистанция сократилась и выражается в более уважительном обращении («пожилые люди» вместо «стариков»), в то время как у детей из контрольной группы эмоциональная сторона отношений ухудшилась, хотя социальная дистанция также сократилась – но в менее уважительной форме («старики» вместо «пожилых людей»).

Обобщая результаты двух этапов эмпирического исследования (выявление особенностей и актуальных проблем в отношениях подростков к представителям старшего поколения и проведение эксперимента, направленного на формирование толерантного отношения к пожилым людям), мы можем сделать следующие выводы:

1. Отношение к пожилым членам семьи благоприятнее, чем к пожилому человеку вообще: в системе «подросток – прародители» активно развиваются и стимулируются эмоциональная, поведенческая и когнитивная стороны взаимоотношений на протяжении практически всей жизни ребенка- общение с другими пожилыми людьми, напротив, происходит крайне редко, информация, которой располагают подростки, рассуждая о пожилых людях, основывается на возрастных стереотипах, транслируемых обществом, не всегда позитивных и правдивых. А позитивный опыт общения с прародителями, благоприятные взаимоотношения с ними практически не переносятся на отношение к пожилым людям как возрастной группе. Возможно, это связано с тем, что прародители воспринимаются скорее как часть семьи, а не как представители пожилого поколения, и семейная преемственность позволяет преодолевать, сглаживать потенциальный «разрыв» поколений.

2. Формированию более терпимого, уважительного, сопереживающего отношения к пожилым людям способствует повышение информационной компетентности об особенностях данного возраста, т.е. стимулирование когнитивной стороны МПО. Актуализация рефлексии через переосмысление своего опыта и опыта, полученного от представителей старшего поколения, планирование своего будущего, размышления об изменениях, которые предстоит пережить каждому человеку в процессе жизненного пути, также способствуют более глубокому пониманию проблем пожилых людей и умению принять их позицию, что также оказывает влияние на формирование уважительного отношения к ним.

3. Стимулирование только одной из сторон МПО (в данном случае – поведенческой, выражающейся в увеличении количества контактов, порой формальных, подростков с пожилыми людьми) не является достаточным для повышения культуры отношений с представителями старшего поколения. Для подобных изменений необходимо комплексное влияние на все компоненты МПО (не только поведенческую составляющую, но и когнитивную, и, особенно – эмоциональную).

Исследования, проведенные с младшими школьниками (представители пятого поколения), а также с представителями четвертого, второго и первого поколений, подтвердили выдвинутую нами гипотезу о психологическом знании как факторе оптимизации отношений между поколениями. Была установлена зависимость характера МПО, во-первых, от содержания и специфики этих знаний, во-вторых, от ценностно-смыслового отношения людей разного возраста к этим знаниям.

В заключении подводятся основные итоги исследования:

1. Определены понятие и сущность МПО как сложного многоуровневого и многокомпонентного системного, опосредованного культурно-историческим развитием общества процесса, суть которого заключается в осознанной, ценностно-осмысленной и эмоционально окрашенной интра и интерпсихической активности субъектов – представителей разных поколений, людей разного возраста. Понятие «межпоколенные отношения» является базовым для данного исследования. Содержание понятия составляют такие характеристики, как процессуальность, подчеркивающая динамичный и изменчивый характер этих отношений, опосредованность культурно-историческим развитием общества, социальность происхождения, многоуровневость и многокомпонентность. Социокультурная обусловленность МПО определяется тенденциями изменения культуры человечества, его цивилизационного развития в исторической ретроспективе. МПО, составляя содержание социальной ситуации развития, являются одной из важнейших характеристик возраста. Изменение этой системы отношений определяет основной закон динамики возрастов.

2. Определены критерии дифференциации поколений, в соответствии с которыми поколенческую специфику общества и семьи необходимо изучать в единстве пяти поколений. Именно родословный период характеризует временной, исторический аспект бытия человека, связанный с преемственностью его становления и развития. Только такой подход позволяет понять человека, его предназначение и прогнозировать развитие общества. Дифференциация поколений позволила выделить понятие «возраст поколения».

3. Разработанная на основе теоретического анализа существующих в научном знании подходов к проблеме отношений и МПО, в частности, модель МПО позволила содержательно наполнить категорию «межпоколенные отношения» через комплексную психологическую характеристику ее структурных компонентов.

4. Дана характеристика структурных компонентов МПО: когнитивного, эмоционального, поведенческого и аксиологического. Когнитивный компонент определяется в работе как представления субъектов МПО о себе и других как представителях конкретных поколений, знания о поколенческих особенностях. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поведенческий компонент МПО рассматривается как совокупность личностных качеств субъектов этих отношений, определяющих их поведение. Аксиологический компонент представлен характеристикой ценностей поколений в современном обществе.

5. Выявлены поколенческие различия в характеристиках структурных компонентов МПО. В частности, представители разных поколений эмоционально принимают друг друга, а существующие разногласия связаны в значительной степени с возрастными особенностями людей. У представителей старших поколений (людей старше 46 лет) наблюдается тенденция к возрастанию напряженности в отношениях с более молодыми и в наибольшей степени она проявляется в отношениях с четвертым поколением. Представители всех поколений испытывают значительно меньшую напряженность в отношениях с пожилыми, чем в отношениях со своими ровесниками. Прослеживается также явное противоречие в ощущениях напряженности в отношениях между пожилыми с одной стороны и молодежью и зрелыми людьми с другой. Пожилые эмоционально испытывают большую напряженность по отношению к молодым, а молодые либо этой напряженности не видят, либо не придают большого значения этим отношениям. По мнению пожилых людей, отчужденность в их взаимоотношениях возрастает с каждым поколением и в большей степени она проявляется в их отношениях с представителями третьего и четвертого поколений, людьми младше 45 лет. Намечается некоторый вектор дистанцирования молодых от старших.

6. Установлены различия в представлениях друг о друге у субъектов разных поколений, а также различия между представлениями о типах отношений между поколениями и реальными отношениями. При этом, наибольшее сходство в представлениях у субъектов МПО о первом поколении (людях старше 61 года). В отношениях между представителями разных поколений преобладает властно-лидирующий тип (второе, третье, четвертое поколения), а в отношениях пожилых людей с представителями других поколений преобладает ответственно-великодушный тип. Существует также связь между типом отношений между поколениями и личностными особенностями субъектов этих отношений.

7. Установлена согласованность поколений в определении важности различных типов ценностей, выявлена поколенческая иерархия ценностей. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в целом система ценностей современных поколений соответствует требованиям успешного функционирования общества. А поскольку система ценностей поколений является одной из важнейших характеристик МПО, то это, в свою очередь служит подтверждением гипотезы о том, что отношения между поколениями являются одним из факторов стабильного развития человеческого общества. Установлено, что существует также связь между возрастными особенностями представителей разных поколений и характеристикой их ценностей.

8. Выявлены статистически значимые различия в характеристиках когнитивного, эмоционального и поведенческого, аксиологического компонентов, что подтверждает правильность разработанного нами подхода к дифференциации поколений в современном российском обществе. Одним из основных критериев этой дифференциации является возраст.

9. Установлено, что МПО определяются особенностями микросоциума (семья) и макросоциума (условия и место проживания, этнокультурные особенности).

10. Показано также, что отношения между поколениями связаны с уровнем жизнестойкости человека, т.е. с его способностью активно и гибко действовать в стремительно меняющейся реальности российского общества (ситуации стресса и трудностей и его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности) и личностными особенностями человека.

11. Практически подтверждено, что психологическое знание, повышение общей психологической культуры людей, представителей разных поколений, способствует гармонизации отношений между поколениями.

12. Изменение характера МПО, связанного с общественными изменениями, определяет основной закон динамики возрастов. Поэтому отношения между представителями разных поколений, как людьми разного возраста, и их изменения определяют характер и динамику возрастного развития человека на разных этапах онтогенеза.

13. Репрезентативность выборки, использование современных прикладных программ статистической обработки данных, надежность и обоснованность результатов нашего исследования позволили дать максимально полную характеристику отношений между поколениями в современной России, осуществить научное прогнозирование развития российского общества в контексте МПО.

14. В контексте характеристики форм межпоколенного взаимодействия (конфликт / сотрудничество- разрыв / преемственность) результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что разрыв поколений в современном обществе – это скорее миф, чем реальность, не более, чем метафора для характеристики некоторой напряженности, драматичности и конфликтности этих отношений. Это связано с возрастными особенностями, различиями в ценностных приоритетах, личностными, индивидуальными особенностями представителей разных поколений, стереотипами, сложившимися в обществе, а также традиционно критично настроенным молодым поколением и быстро меняющейся социальной действительностью. Для снятия напряженности, изменения стереотипов, преодоления конфликтности, обусловленной непониманием и неприятием, необходима грамотная государственная социальная политика, повышение общего культурного уровня, психологической грамотности представителей всех поколений, что позволит развенчать мифы, присутствующие в обыденном сознании россиян о молодежи и пожилых, и будет способствовать пониманию и принятию поколениями друг друга. Это может стать частью общенациональной идеи, поиски которой сейчас активно ведутся, целью которой является единение российского общества для достижения максимального благополучия его граждан, независимо от возраста.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » «Результаты апробации и экспериментальной проверки программ гармонизации отношений между поколениями»