lovmedgu.ru

Двигательные нарушения у детей с дцп

Двигательные нарушения у детей с дцп

Особенность нарушений у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

Отклонения в психофизическом развитии детей с церебральным параличом связаны в первую очередь с двигательными, сенсорными и речевыми нарушениями. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, развиваются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, они с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость ощущений собственных движений. У детей с трудом развивается пространственно-временная организация, отмечается астереогноз (трудности узнавания предметов на ощупь), что затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Двигательные нарушения ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых, что способствует формированию пассивности, нарушает развитие мотивационной и волевой сферы.

Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, слуха. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, в результате утомления часто возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, гримасничать, появляются насильственные движения, слюнотечение. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, изменения в настроении окружающих у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения.

Важную роль играет предельно раннее распознавание двигательных нарушений и раннее начало лечебно-педагогической работы с использованием приемов кондуктивной педагогики. С помощью кондуктивной педагогики, где главная роль отводится взаимодействию матери и ребенка, осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Анализ нарушений ребенка, страдающего данным заболеванием, показывает, что одно лечение без систематического коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия недостаточно эффективно. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требуют соответствующей коррекции, необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов. Это возможно лишь при сочетании педагогического и медицинского воздействия.

Двигательные нарушения у детей

Двигательные нарушения у детей, перенёсших гипоксические состояния.

Часто в своей практике мне приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Приходят на приём родители и жалуются на неправильную ходьбу ребенка, на патологические установки конечностей, т.е. "косолапит", "ходит на носочках", "ходит как балерина" и т.п. Часто, опрашивая родителей таких детей, мне приходилось слышать, что их ребёнок до одного года жизни перенёс ПЭП, у него был повышенный мышечный тонус, они делали ребёнку массаж 10-15 сеансов и, казалось бы, всё прошло, никакой неврологии у ребёнка нет. Тогда откуда у малыша неправильная ходьба, спросите Вы?

Так вот, оказывается, нарушенный мышечный тонус у ребёнка, мог формировать неправильные положения конечностей, туловища, шеи.

Рассмотрим деформации стоп у детей раннего возраста и попытаемся их систематизировать, что бы у родителей было представление, что это такое.

Самым распространённым заболеванием стоп у детей является плоскостопие. По тем причинам, которые вызывают плоскостопие, различают врождённую плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Все дети рождаются с нормальной стопой, но когда ребёнок начинает вставать, а затем ходить, нагружая стопу всё больше и больше, у него формируются правильно все элементы стопы. Но в 3% случаев этого не происходит, тогда можно говорить о формировании врождённого плоскостопия. Задача врача-ортопеда в этот период жизни ребёнка состоит в том, чтобы вовремя определить есть ли тенденция на формирование плоскостопия или нет. Поэтому посещение ортопеда до года, когда ребёнок начинает нагружать свои ножки ходьбой, является очень важным.

Травматическое плоскостопие развивается при переломах элементов стопы, а именно: лодыжек, предплюсневых костей, пяточной кости, мелких костей свода.

Паралитическое плоскостопие развивается из-за паралича мышц, расположенных на подошве или голени. Часто это бывает после перенесённого полиомиелита, ДЦП.

Рахитическое плоскостопие связано с воздействием нагрузки массой тела на рахитически изменённые кости стопы.

Статическое плоскостопие развивается чаще всего. Оно возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата голеностопного сустава. Вышерассмотренная нами гипоксическая патология имеет прямое отношение к формированию статического плоскостопия. Если у ребёнка до года постоянно сжаты пальцы стоп, независимо от того, сидит он, лежит или стоит - это говорит нам о том, что у ребёнка подошвенные мышцы находятся в состоянии повышенного тонуса. Это является первоочередным фактором, формирующим у ребёнка статическое плоскостопие. Вот это время является благоприятным для лечения статического плоскостопия малыми силами, т.е. массажем и лечебной гимнастикой. Поэтому никогда не слушайте "горе-советы" тех людей, которые говорят, что нарушения мышечного тонуса не является опасным и не требует лечения. Хуже, когда такие советы дают врачи.

Как же самим определить наличие плоскостопия у своего драгоценного ребёнка? Оказывается просто! Существует подометрический метод Фридлянда. Что для этого нужно? Циркуль, измерительная линейка, собственно ребенок, умение считать.

  1. Измеряем циркулем высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости. Не пугайтесь этого термина, я помогу её найти. Она прощупывается на палец кпереди от голеностопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке.
  2. После измеряют длину стопы. Это расстояние от вершины округлости пятки до конца 1 пальца.
  3. Обе величины измеряют в миллиметрах. Теперь высоту стопы умножаем на 100 и полученную цифру делим на длину стопы. Полученная величина является подометрическим индексом.

Индекс нормального свода равен 31-29, пониженный свод 29-27, плоскостопие - ниже 25.

Можно намазать стопы ребёнка чернилами и попросить его встать на листок бумаги. Под сводом не должно быть краски.

На что жалуется малыш при плоскостопии? Боли в стопе при ходьбе, при беге, боли в голени, в коленных суставах, бедре, позвоночнике. И всё это результат изменения биомеханики стопы, снижение её амортизирующей функции вышележащей нагрузки. Боли стихают после отдыха.

Для более выраженного плоскостопия характерны следующие признаки. При осмотре ребёнка сзади видно, что пяточная кость сместилась кнутри, тогда говорят о плосковальгусной деформации стопы ладьевидная кость выпирает наружу, её видно с внутреннего края стопы походка неуклюжая, носки разведены в стороны вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х- образной деформации.

Как уберечь малыша от такой напасти, как плоскостопие?

Самое главное - это раннее обращение к врачу- ортопеду, ношение правильно подобранной обуви. Не позволяйте надеть ношеную обувь другого ребёнка. Внутренний край обуви должен быть прямым, чтобы 1 палец стопы не отводился вовнутрь, каблук не более 1-2 см для детей до 2 лет, не более 3-4см от 3 лет. Большое значение уделяется ношению ортопедических стелек, как серийных в лёгких случаях, так и индивидуально изготовленных, в тяжёлых.

Статья написана для Детской городской газеты "Наш Аист"

30. СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП)

Накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Достаточно эффективно разработаны вопросы обучения и воспитания таких детей.

Двигательные расстройства различны по происхождению и проявлениям. По степени тяжести нарушений двигательных функций и двигательных навыков дети делятся на три группы:

1) с тяжелыми нарушениями

2) со средней степенью выраженности двигательных нарушений

3) с легкими двигательными нарушениями.

Последовательность и темп созревания двигательных функций у ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП) нарушены. Его двигательный аппарат характеризуется преобладанием примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не свойственных для данного возраста ребенка.

При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. Хватательный рефлекс вызывается прикосновением к ладони. Это приводит к реакции схватывания. Рефлекс ползания возникает от прикосновения к подошвам ног, что влечет реакцию отталкивания. Движения, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание как произвольный двигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики.

Проявление данных и подобных рефлексов во втором полугодии первого года жизни является симптомом риска поражения двигательных зон коры головного мозга.

двигательные нарушения у детей с дцп

У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов.

Отсюда следующая специфическая особенность двигательной сферы ребенка с ДЦП – задержка формирования основных моторных функций. Эти дети овладевают ими в среднем к 3-5 годам. Существенно задерживается становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

двигательные нарушения у детей с дцп

Поза сидения в норме формируется к 7-9 месяцам. У детей с ДЦП эта поза оказывается освоенной примерно к 2-3 годам. Задерживается и освоение ползания. Ходьба – это не только новый этап в моторном развитии, но и расширение познавательных горизонтов. В норме ходьба как двигательный акт начинает формироваться с 1 года.

Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП и нарушениями ОДА

Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).

С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:

· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности

· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.

Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами) при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения:

· выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки

· нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску

· сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно

· застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков

· завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек

· подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине

· наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок

· собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки)

· нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках)

· игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т. д. и т. п.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.

Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью.

Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них:

· на плотном картоне рисуют контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру)

· ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными

· ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра)

· по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три выдвигает вперёд второй и пятый палец («коза»), остальные должны быть сжаты в кулак

· отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино

· «отстреливание» ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами правой и левой руки поочерёдно.

В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

· работа со счётными палочками

· нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку

· работа с вкладышами

· собирание пирамидок, матрёшек

· работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание)

· лепка из глины, пластилина, теста

· работа с различными видами шнуровок

· рисование в воздухе

· работа c мозаикой различной величины

· игры с песком, с водой

· рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и

Раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур).

Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:

· раскрашивание картинок

· точное обведение контуров предмета

· рисование простых предметов по проставленным точкам

· штрихование (используются только цветные карандаши) и т. д. и т. п.

Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность.

Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т. д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне.

Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.

Дудорова Ирина Владимировна

Учитель-дефектолог I категории

МУ ПСЦ «Надежда»

двигательные нарушения у детей с дцп

Г. Заречного Пензенской области


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Двигательные нарушения у детей с дцп