lovmedgu.ru

Детский церебральный паралич. Классификация симптомов. Клиника, диагностика, основные этапы лечения

Детский церебральный паралич – термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Причины

• процессе внутриутробного развития плода. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо– и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму.

• в 20 % – постнатально. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде – энцефалиты.

Различают три стадии течения заболевания:

раннюю-

начальную хронически-резидуальную-

конечную резидуальную.

В конечной стадии определяют I степень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень – некурабельную, с глубоким нарушением психики и моторики.

Течение и прогноз. Течение детских церебральных параличей обычно регредиентное, с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами. Прогноз определяется степенью поражения мозга. При детском церебральном параличе, возникшем вследствие действия повреждающего фактора в ранние сроки беременности, имеются более глубокие нарушения в нервной системе и прогноз серьезен.

Лечение:

Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Раннее лечение детского церебрального паралича предусматривает своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций позы, ротации, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.

Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом, медикаментозную терапию, а в случае необходимости хирургическое лечение контрактур. (При болезни Литтла в отдельных случаях возникают показания для операции на корешках конского хвоста.)

Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости. Улучшение психического развития детей достигается назначением глутаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, пиридитола (энцефабола). Стимулируют и улучшают обмен веществ также витамин В12, пирогенал.

Формы ДЦП

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля)– наиболее распр. 2руки<2 ноги

Повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях – осн.признак.

Выраженные смпы обнаруживаются в первые дни жизни реб. При купании пеленании является повшенный тонус мышц (тугоподвижность, сопротивление пассивным движениям). Дети начинают ходить с отставанием.

Повреждается центр.двигательный нейрон и развивается центральный паралич или парез.

Литтль впервые указал на роль родовой травмы в происхождении ДЦП. Большая часть детей родились недоношенными и перенесли асфиксию при рождении.

С.д. является тетрапарезом, при кот. Руки поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги. Часто нарушения моторики рук столь незначительны, что С.д. определяется как «спастический паралич конечностей, чаще нижних, реже, верхних и нижних».

Тонус мышц ног резко повышен (в приводящих и разгибательных мышцах). Вследствие этого ноги разогнуты о всех случаях и приведены одна к другой, иногда перекрещены. Характерна походка («утиная походка»): ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются, что нарушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу.

Легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе ими при ходьбе- дает возможность развивать навыки самообслуживания, трудовые и навыки письма.

Степень пс.нарушений различна, чаще интеллект сохранен. У многих детей – ЗПР и речевые расс-ва (дизартрия, реже – моторная алалия).

Наиболее благоприятная форма ДЦП.



2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая ф. Диагностируется уже в период новорожденности.

Характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех конечностях (иногда руки тяжелее) 2 руки?2 ноги

Двигательные расстройства часто асимметричны из-за большой выраженности шейного тонического реф. на одной стороне.

Дети не держат голову, не сидят, не стоят, не ходят. Не развиваются предпосылки к формирования самообслуживания.

Олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотией

Дизартрия, анартрия



3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия)

Одностороннее повреждение двигательной зоны коры ГМ или основного двигательного (пирамидного) пути.

Чаще в результате энцефалитов.

Характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмеч. более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, кисть опущена и сжата в кулак. Если реб. не пользуется рукой – ее укорочение (отставание в росте), уменьшение в объеме (атрофия).

Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена.

Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические. 1 рука>1 нога

Чаще всего набл. У детей раннего возраста, затем становится мене выраженной, особенно в нижней конечности.

Характерна походка – плечо приведено к туловищу, рука согнута в локтевом суставе, кисть согнута или вытянута, пальцы согнуты или придавлены к кисти. Нога разогнута, слегка повернута внутрь, стопа опирается только на пальцы.

Пораженные конечности отстают в росте от здоровых: кости короче, тоньше.

ЗПР (преодолима), Олигофрения в ст.дебильности, реже- имбецильности.



4. Гиперкинетическая форма

В=> внутриутробного поражения мозга- чаще билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору ил по группе крови)поражаются подкорковые отделы мозга, играющие роль в осущ.произвольного двигательного акта.

Характеризуется двиг.расс-вами – гиперкинезами (насильс.непроизв.движения), кот. могут сочет.с параличами и парезами.



Формы:

Хореиформные гиперкинезы (на фоне гипотонии мышц)– интенсивные, размашистые, неритмичные непроиз.движения в разл.мыш.группах: нахмуривание бровей, высовывание языка, причмокивание, шмыгание носом, беспорядочные движения конечностей. Затрудняется прием пищи, стояние и ходьба.

Атетоидные гиперкинезы (сопровождаются изменением тонуса) – медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже-лица – выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье.

Хореоатетоидные гиперкинезы – смешанная форма

Спастическая кривошея – судорожные сокращения мышц шеи. Голова повернута в сторону и наклонеа к плечу. Может сочетаться с откидыванием головы назад, пожиманием плечами.



Гиперкинетическая форма – характеризуется непостоянством мыщечного тонуса – дистонией.

90 % - речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия)

Интеллект и психика страдают реже. Чаще – норма

Однако речевые и двигательные нарушения затрудняют развитие ребенка, его обучение и соц.адаптацию.

Прогностически благоприятная форма в отношении обучения и соц.адаптации

В чистом виде встречается редко.



5. Атонически-астатическая форма

Низкий мыш.тонус (астония)и Трудности в вертикализации (астазия)

Несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации, расстройство целенаправленных движений, ходьбы (мозжечковая атаксия).

Траектория движения зигзагообразная – походка пьяного человека (походка при атаксии)

Трудно стоять (особенно на одной ноге), перешагивать препятствия, совершать повороты, прыжки, бегать.

При ходьбе координация рук и ног не согласована.

Тремор рук затрудняет выполнение произвольных действий, сказывается на письме – буквы пляшут, неровные и большие, письмо прерывистое.

Речь расстраивается, теряет плавность, прерывистая, монотонная, медленная.

Мозжечковая, псевдобульбарная дизартрия.

Олигофрения в степени дебильности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Детский церебральный паралич. Классификация симптомов. Клиника, диагностика, основные этапы лечения