Особенности личностно-профессионального становления студентов различных образовательных сред
Личностно-профессиональное становление в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования) проявляется в конструировании профессионального образа мира, определяется решением задач на смысл и ценность выполняемой деятельности для общества и самого себя, как постепенное преобразование мышления человека (со свойственными ему индивидуальными особенностями) в профессиональное мышление, которое, оставаясь формой познания, участвует в обеспечении целостности и системности складывающейся профессиональной картины мира и саморазвитии собственной личности.Детерминантами качественных изменений в условиях высшего профессионального образования выступают при этом акме-условия – значимые обстоятельства, от которых зависит прогрессивное поступательное личностно-профессиональное становление, и акме-факторы – характеристики состояния многомерного мира, определяющие обновление, возрождение, преобразование, восхождение человека.
Отталкиваясь от рассмотрения высшего профессионального образования как психолого-акмеологического процесса, результатом качества и оценки которого являются особенности личностно- профессионального становления, представленного в образе мира (про фессиональный образ), для оценки «профессионального» образа мира нами определены: смысложизненные ориентации, представляющие раз нообразие психологических механизмов, придающих жизни людей цельность,осмысленностьиупорядоченность(методикаСЖО Д.А. Леонтьева)- ценности как «познанные потребности» или когнитив ные репрезентации определенных категорий потребностей (ценностный опросник Соломона Шварца в апробации А.Л. Лихтарникова)- психиче ская ригидность, которая рассматривается как показатель открыто сти/закрытости системы (Томский опросник ригидности Г.В. Залевского)- структура мотивации, направленная на выявление причинной типологии мотивации по векторам активности, имеющим противоположное направление (методика «Структура мотивации» О.П. Елисеева).
На основании нашего предположения о специфических особенностях профессионального образа мира студентов, реализующих свои возможности в предпочитаемых жизненных средах, нами выделены группы (всего 561 человек), где базисная переменная, по которой груп пы различались между собой, представлена спецификой образователь ного процесса.
1-я группа. В ее составе студенты психологического факультета ТГУ, образовательный процесс которых включает большие объемы гуманитарного «очеловеченного» знания, что может повышать степень осознанности собственной деятельности, ответственность за мотивы и средства достижения целей, принятие других людей, снижение консер ватизма, увеличение потребности в творческих задачах. Кроме того, ряд исследований (М.С. Яницкий, А.В. Серый, В.Г. Залевский- Т.М. Буякас, В.А. Фокин, Е.П. Кринчик) показывает психологическую образователь ную среду, как среду для большей реализации своих возможностей и самореализации.
2-ую группу составили: магистранты технических и гуманитарных специальностей Томского политехнического университета, характерной особенностью в обучении которых является принципиальный выбор систем осваиваемых знаний и выраженность самостоятельных форм их усвоения.
К 3-ей группе мы относим студентов бизнес-инкубатора ТПУ, которые вовлечены в образовательные условия, являющиеся элементом самообучающейся структуры университета инновационного типа, и ос новной целью которой является личностно-профессиональное станов ление на основе организации и развития студенческих предприятий.
К 4-ой группе мы отнесли студентов элитного технического образования (ЭТО), для эффективной подготовки которых предлагается не только освоение способов познавательной и инженерной деятельности, но также развитие коммуникативной, инженерной и предпринимательской культуры, организация работы на протяжении всей учебы в вузе в комплексных полидисциплинарных практико-ориентированных коллективах, органическое включение в активную творческую деятельность, обеспечение их массового участия в исследовательской и инженерной работе, создание целеориентированных форм обучения.
В 5-ую группу вошли студенты старших курсов факультета автоматики и вычислительной техники (АВТФ), признаваемые как наиболее интеллектуализированные, представляющие структуру ТПУ, образова тельный процесс в котором разворачивается в системе международного образовательного пространства.
Оценка образовательных сред по акмеокритериям позволяет рассматривать категории студентов (группы магистрантов, АВТФ и ЭТО) типичной образовательной среды, занятых в равнозначных образовательных ситуациях, как мало соответствующих акмеоусловиям.
Таким образом, разработка методики и процедуры исследования, представляющих собой единый комплекс, а также их статистическая и компьютерная поддержка позволяют достигнуть цели исследования и наиболее продуктивно представить особенности личностно-профессионального становления в условиях современного высшего профессионального образования.
Для выявления различий между группами по характеристикам личностно-профессионального становления нами использовался дисперсионный анализ, дающий возможность учесть достоверные различия меж ду группами по каждой переменной. Результаты полученных различий представлены в табл. 15 – табл. 17.
Как показывают результаты, различия со статистической достоверностью между выделенными нами группами по критерию смысложиз ненных ориентаций представлены четырьмя шкалами из семи. При этом общая осмысленность жизни в большей мере представлена в группах студентов самообучающейся структуры и психологического факультета (117,9 и 112,3 соответственно при р<0,01). Осознанность жизненных целей, временная перспектива также наиболее отчетливо просматривается в третьей и первой группах (35,5 и 33,2 соответственно).
Таблица 15
Показатели различий характеристик профессионального образа мира по субшкалам смысложизненных ориентаций
И хотя по этому критерию статистически достоверных различий не об наружено, можно констатировать тенденцию большей выраженности показателей данной шкалы у психологов и студентов бизнес-инкубатора по отношению к другим группам. Интерес и эмоциональная насыщен ность жизни, придающие ей полноценный смысл, на уровне статистиче ской достоверности выше в группе студентов бизнес-инкубатора (36,2),для которых оценка пройденного жизненного пути определяется как продуктивная и вполне осмысленная (28,43). Признаки неудовлетво ренности жизни в наибольшей степени проявились во второй группе студентов (27,05). При этом степень достоверности имеет высокую ста тистическую значимость (р<0,05). Достоверен и тот факт, что студенты, погруженные в образовательную среду самообучающего типа, и студен ты психологического факультета достоверно обладают большей свобо дой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие со своими це лями и представлениями о смысле (24,04 и 22,23 соответственно). У студентов второй выделенной группы наименьшие показатели по дан ной шкале (21,79). Коэффициент различий (критерий Фишера) между группами составляет 2,96 при высокостатистической значимости (р<0,05). Студенты бизнес-инкубатора и психологического факультета в большей мере склонны к контролю собственной жизни, свободе принятия и воплощения решений (35,1 и 34,2 соответственно) в отличие от студентов других групп. Степень достоверности при этом достаточно высока (р<0,01). Достаточно серьезные проблемы осмысленности жизни представлены у студентов АВТФ и ЭТО, имеющих самые низкие показатели.
Таким образом, при анализе показателя осмысленности жизни, можно констатировать, что студенты, обучающиеся в наиболее типич ных образовательных условиях, в большей мере подвержены логике со циальной нормативности, социальных ожиданий, выстраивают свои от ношения с миром в логике «потому что так необходимо». Д.А. Леонтьев полагает, что крайняя форма выраженности данной логики проявляет себя в тотальном конформизме. Выраженность смысложизненных ори ентаций студентов бизнес-инкубатора и психологического факультета позволяет утверждать, что в своем поведении они учитывают всю сис тему отношений с миром и дальнюю временную перспективу. Ориенти руясь на смысл, именно эти студенты способны подняться над ситуаци ей, что является явным признаком акмического потенциала. При этом студенты самообучающей структуры (бизнес-инкубатор) в большей степени, в сравнении со всеми другими группами, отражают логику свободного выбора, что в контексте заявленной методологии (теория психологических систем) определяется понятием гомеореза – явления, характеризующего способ функционирования психологической системы как реальной, живой, самоорганизующейся, где акт порождения психического в цепи взаимодействий детерминирован системой и ори ентирован на удержание целостности системы, т.е. самоорганизацию как способ бытия.
Характеристика закрытости/открытости психологической системы (показатели ригидности) показывает статистически значимые различия между выделенными группами по актуальной (АР) и установочной (УР) ригидности.
Таблица 16
Показатели различий характеристик профессионального образа мира по параметрам психической ригидности
Характер различий сенситивной ригидности (СР) не имеет стати стической достоверности в исследуемых группах (р>0,05), однако на уровне тенденции можно констатировать, что среди студентов, вовле ченных в образование, реализующее инновации по типу модернизации, наиболее типичного для большинства высших учебных заведений, и у студентов элитного технического образования сенситивная ригидность представлена наиболее высокими показателями (33,91 и 38,62 соответ ственно). Учитывая тот факт, что ригидность выступает в качестве уни версального интегративного акмеологического инварианта профессио нализма, эти группы студентов прогнозируются как наименее перспек тивные в будущей профессиональной деятельности. Показатели акту альной ригидности предоставляют возможность утверждать, что группы студентов психологического факультета и бизнес-инкубатора на уровне статистической достоверности (р<0,01) более склонны при возникнове нии необходимости к изменениям мнений, отношений, поведения в контексте меняющихся обстоятельств. Учитывая, что современное образование, равно как и профессиональные практики, «наполнено» необ ходимостью осваивать новое, уходить от шаблонности, можно предпо ложить, что именно в нестандаортных ситуациях происходит акмическое становление. Показатели установочной ригидности (при р<0,001) позволяют выделить, как менее ригидную группу, студентов самообу чающейся структуры (средний показатель – 33,36). Именно их можно характеризовать как людей, способных принимать новое, необходи мость изменений самого себя, быть открытым во взаимодействии со средой, что в свою очередь способствует их прогрессивному поступа тельному личностно-профессиональному становлению. По данному по казателю самая высокая выраженность актуальной ригидности у сту дентов типичных образовательных условий.
Таким образом, на уровне статистической достоверности можно констатировать, что характеристики профессионального образа мира представлены неоднородно. Различия связаны с характером образовательной среды, в которую вовлечены студенты высшей профессиональ ной школы. Наименее ригидными при этом (открытость психологической ситемы, выраженность акмеологического инварианта профессио нализма) оказались студенты бизнес-инкубатора и психологического факультета, а наиболее ригидными – студенты элитного технического образования. Мы объясняем данный факт тем, что отбор студентов ЭТО в образовательную среду ведется на основе «формального» определения системы знаний, информационной насыщенности образовательного процесса, высокой конкурентности среди обучающихся (необходимость соответствия категории элитности). Это приводит к возникновению «психологичеких барьеров» и определяет сложности проявления инновационной активности, творчества, блокируются пути самореализации.
При анализе ценностных предпочтений мы анализировали три группы, представляющие различные образовательные среды: студенты- психологи (группа 1), студенты бизнес-инкубатора (группа 3) и студен- ты типичных форм обучения (группа 6, состоящая из студентов ЭТО, АВТФ и магистрантов).
Характер различий групп, определяемый системой ценностей как набора приоритетов совместимых или несовместимых целей жизни, представлен со статистической достоверностью относительно мотивационных доменов наслаждения и безопасности (р<0,01 и р<0,05 соответственно). Иерархия ценности наслаждения, представленная выра женным стремлением к успеху, высокому социальному статусу, богат ству, получению от жизни максимума удовольствий, выглядит следую щим образом: в группе студентов типичных форм обучения этот пока затель имеет максимальную выраженность (среднее значение – 4,78)-Таблица 17
Показатели различий характеристик профессионального образа мира по параметрам ценностных предпочтений
в группе студентов психологического факультета – 4,05 и у студентов бизнес-инкубатора – 3,44. Безопасность как ценность, занимающая дос таточное место в жизненном пространстве студентов всех групп, в наи большей степени представлена в ценностном жизненном пространстве студентов психологического факультета (среднее значение – 4,63) Воз можно, это связано с сомнениями и страхами жизненного самоопреде ления по завершению образования. Наименьшая выраженность данного мотивационного домена в группе студентов бизнес-инкубатора. Это да ет нам основания полагать, что данная образовательная среда выступает акмеоусловиями, способствующими самореализации студентов и пред ставлению будущих профессиональных перспектив. Мотивационный домен самоопределение мы рассматриваем на качественном уровне при отсутствии статистической значимости (р>0,05). Стремление к самооп ределению характеризует всех студентов, но при этом в группе студен тов типичных образовательных условий это стремление поддерживается стремлением к наслаждению в отличие от групп студентов бизнес- инкубатора и психологического факультета.
Таким образом, наши гипотезы о неоднородности профессиональ ного образа мира и его зависимость от образовательной ситуации нашли свое подтверждение.
Специфика экспериментального материала (то есть разнородность признаков и разнонаправленность связей между ними, характеризую щие профессиональный образ мира) обусловила необходимость исполь зования, наряду с традиционными для психологии методами анализа данных, методы Data Mining. В основу современной технологии Data Mining (discovery – driven data mining) положена концепция шаблонов (патернов), отражающих фрагменты многоаспектных взаимоотношений в данных. Эти шаблоны представляют собой закономерности, свойст венные подвыборкам данных, которые могут быть компактно выражены в приемлемой для содержательной интерпретации форме (В. Дюк, А. Самойленко).
Из существующих методов Data Mining нами были выбраны логические алгоритмы поиска в данных закономерностей в виде «if-then – правил». WizWhy – это метод поиска логических закономерностей в ис ходной базе данных на основе учета информации, заключенной не только в отдельных признаках, но и в сочетании значений признаков. Это одна из причин, по которой логико-вероятностные методы имеют явные преимущества по отношению к классическим линейным методам анали за данных. Система WizWhy интересна тем, что она способна обнару жить за короткий промежуток времени максимальное количество «if then – правил», которые позволяют «снижать» объем изучаемой выборки (В. Дюк, А. Самойленко).
Суть анализа данных в системе WizWhy заключена в следующем: вычисляются частоты комбинаций простых логических событий в под группах данных. На основании вычисленных частот делается заключе ние о полезности той или иной комбинации для установления зависимостей в данных на уровне соответствующих подгрупп испытуемых.
Идентификация нелинейных зависимостей на основе нечетких множеств происходит на основе лингвистических правил «if-then – если -то», которые получаются при помощи экстракции нечетких знаний из экспериментальных данных. Работы по идентификации нелинейных за висимостей на основе нечеткой логики и нечетких множеств интенсивно ведутся с 90-х годов, но, в основном, в сфере экономики, социоло гии, медицины, биологии в тех случаях, когда возникает задача по строения математической модели по результатам наблюдения или задача идентификации объектов (В. Дюк, А. Самойленко, С.Д. Штовба).
В современных психологических исследованиях, имеющих дело со сложными, многомерными феноменами (к их числу относится и профессиональный образ мира, определяющий особенности личностно- профессионального становления на пути к «акме»), применение подобного рода новых форм обработки данных представляется весьма актуальным.
Хотя выявленные на основе дисперсионного анализа соотношения фиксируют различия между группами разных образовательных сред, тем не менее, эти различия малочисленны и малоинформативны (видимо, в силу ограниченных возможностей линейных моделей).
Значительно больший интерес представляют факты, полученные с помощью поиска логических правил в данных. Анализ показателей в системе WizWhy позволил получить 100 правил типа «if then», неко торые из которых уточняют характер различий групп студентов в отно шении показателей профессионального образа мира (выборка n = 561).
Нами особо выделены логические скрытые закономерности личностно-профессионального становления, имеющие сложные конструкции.
Исследование проводилось на основе анализа закономерностей, позволяющих выявить основные тенденции различий групп гуманитариев (психологический факультет) и студентов технических специальностей, а далее студентов самообучающихся структур в сравнении со студента ми образовательных сред технического профиля. Распределение групп связано с ранее полученными результатами качества различных образо вательных сред, сравнение двух групп определено самой системой WizWhy.
Правила с 1 по 4 (Р<0,0000) описывают большую часть испытуемых (каждое правило охватывает по 64–82 человека) и выводят на пер вый план показатели ригидности. Зависимость при этом такова: если показатели актуальной и сенситивной ригидности умеренные и высокие (в диапазоне от 12 до 41 по актуальной ригидности и от 25 до 40 – по сенситивной ригидности), то это в большей мере характеризует группу студентов технического профиля обучения.
Правила 22, 39, 45, 79, 84, 87, 89, 91 (Р<0,00001- Р<0,0001) подчер кивают роль различных характеристик профессионального образа мира в сочетании с полом (эти правила охватывают небольшие подгруппы по 19–37 человек). Зависимости таковы: если у мужчин наблюдается уме ренная и выраженная актуальная и установочная ригидность в сочета нии с высокими и завышенными показателями смысложизненных ори ентаций (т.е. они могут относятся к субгруппе студентов, планы кото рых не имеют реальной опоры в настоящем), то это в большей мере ха рактеризует технический профиль обучения. Фактически, эти правила иллюстрируют важную роль ригидности и смысложизненных ориента ций, которые наиболее ярко проявляются в мужской части выборки.
Правила 6, 13, 16, 17, 29, 31, 32, 40, 43, 62, 67, 69 (Р<0,00001, Р<0,000001) описывают сложные конструкции соотношений смысло- жизненных ориентаций и психической ригидности (подгруппы по 17–42 человека). Зависимости таковы: если имеет место относительно низкий уровень показателей смысложизненных ориентаций в сочетании с ри гидностью, то это проявляется в группе студентов, обучающихся по техническому профилю.
Правила с 71 по 100 статистически не значимы (Р<0,001). Однако, поскольку эти правила охватывают по 15–26 человек, и доверие к каж дому правилу составляет около 90 %, то на их основе можно идентифицировать испытуемых образовательной среды определенного типа. В частности, в правилах 71–73, 75 прослеживается тенденция, характери зующая проявления смысложизненных ориентаций в их сочетаниях. Так, завышенные показатели более свойственны группе технического профиля обучения. Правила 74, 77, 78, 94, 96, 97, 99, 100 представляют некоторую тенденцию, характеризующую разнообразные проявления ригидности в сочетании с мотивационным профилем студентов. Тен денции таковы: если показатели мотивации достижения и мотивации отношения имеют низкие значения в сочетании с выраженной ригидно стью, то это характеристика студентов технического профиля. Напри мер, при низкой инициации (среднее значение – 1,40) выраженность сенситивной ригидности по средним данным – 39,0 (правило 96). Эти данные согласуются с ранее сформулированным предположением, согласно которому у испытуемых с высокими показателями ригидности менее выражено стремление к достижениям.
В целом, при анализе полученных результатов обращает на себя внимание следующая характерная деталь: по всей выборке из 100 правила 70 правил предсказывают в выделенных подгруппах особенности личностно-профессионального становления в реальной жизнедеятельности (в рамках заключения «if then not»). Данное обстоятельство представляет самостоятельный интерес, при этом оно может быть связано не столько со спецификой использованного метода обработки данных, сколько со своеобразием особенностей личностно-профессионального становления студентов разных сред обучения.
Таким образом, с помощью анализа скрытых закономерностей до казано наличие определенного симптомокомлекса нелинейно связанных показателей профессионального образа мира студентов, которые определяют особенности личностно-профессионального становления в конкретных образовательных условиях, а именно, сочетания показателей ригидности и смысложизненных ориентаций как наиболее информативных признаков, включенных в максимальное количество правил. Эти показатели профессионального образа мира характеризуют его качество со стороны акмеохарактера. В свою очередь, данный анализ показывает препятствия достижения личностно-профессионального становления на пути к акме в сочетаниях показателей ригидности и смысложизненных ориентаций.
Анализ соотношения ригидности и смысложизненных ориентаций на основе использования системы WizWhy позволяет идентифициро вать особенности профессионального образа мира испытуемых внутри общей выборки на основе комбинаций значений признаков и проанали зировать соотношения переменных в режиме более реальных связей, нежели линейные корреляционные зависимости.
Кроме того, обнаружены различия в мужской и женской выборках по показателям социальной власти, определяющим приоритетные ценности влиятельности, стремления управлять людьми, воздействовать на них. Статистически значимые различия в структуре мотивации между мужчинами и женщинами представлены шкалами мотивации отноше ний: самооценки волевого усилия и осмысления работы (личностный смысл).
Выявленные различия позволили сделать предположение, что осо бенности личностно-профессионального становления могут быть типо логизированными и представлены иерархичными уровнями. Подтвер ждение данного предположения изучалось на основе метода классификации (кластерного анализа). Мы отдаем отчет, что решение проблемы адекватной классификации изучаемых явлений в психологических ис следованиях осложняется целым рядом специфических обстоятельств. Прежде всего, речь идет о том, что сама исходная цель классификации далеко не всегда может быть определена достаточно строго, что осложняет ее использование применительно ко многим случаям. Кроме того, в выделенных нами характеристиках личностно-профессионального ста новления присутствуют как количественные, так и качественные признаки, границы между которыми строго и отчетливо установить не удается. Тем не менее, опыт исследования эвристических методов классификации в практике психологических исследований позволяет избежать перечисленные трудности при условии тщательного анализа лежащих в их основе исходных понятий. Мы обратились к политетическому методу классификаций, основанному на описании сложных объектов с помощью аппарата «нечетких множеств». Это дает возможность «идти от объекта во всем многообразии его свойств к «естественной» группировке объектов». Критериями качества классификации для нас выступали неформальные требования: внутри групп объекты должны быть тесно связаны между собой- объекты разных групп должны быть далеки друг от друга- при прочих равных условиях распределение объектов по груп- пам должно быть равномерно. Это позволило нам не навязывать объе- динения отдельных групп и, соответственно, повысить достоверность полученных типов профессионального образа мира студентов. На рис. 8 представлена дендограмма кластеризации.
Рис. 8.
Дендограмма классификаций характеристик профессионального образа мира
В результате кластеризации мы получили три типа профессионального образа мира, характеризующих особенности личностно- профессионального становления в условиях инновационных процессов в образовани.
Первый тип (кластер № 1) характеризуется высокими показателями актуальной и установочной психической ригидности, что свидетельст вует о склонности в высокой степени к ригидному поведению, а это, в свою очередь, может приводить к ошибкам восприятия, памяти, неадек ватным реакциям на неожиданные раздражители, сужению объема вни мания и диапазона действий в процессе профессионального образова ния. Для данной группы студентов характерна демонстрация негибкого поведения, что фиксирует негативный опыт и может приводить к цен трации в субъективной картине мира различных, в том числе, связанных с личностно-профессиональным становлением ситуаций. Существует опасность хронического и неадекватного использования ригидных форм поведения, что может приводить к социальной адаптации за счет вытес нения негативных событий прошлого и трансформации ценностно- смысловой сферы, что еще больше затруднит дальнейшее личностно- профессиональное становление. Завышенные показатели смысложиз ненных ориентаций свидетельствуют о выраженности прожектерства у студентов, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Для данно го типа студентов характерна позиция гедониста, живущего сегодняш ним днем, для которого сложно придать смысл жизни. Приоритетными ценностями таких студентов выступают социальная власть, наслажде ние, богатство, влиятельность. При этом, отличительными чертами дан ного типа являются стремления управлять людьми, воздействовать на людей, достижение личного успеха и превосходства, стремление к не ограниченному удовлетворению своих желаний при некотором страхе перед реальностью. Э. Фромм отмечал данную тенденцию как лишен ную индивидуальных качеств «вещи», которая может сочетаться с утра той человеком собственной индивидуальности, способности к творче скому, непосредственному самовыражению. Из выделенных групп к этому типу отнесены большинство представителей магистрантов и сту дентов элитного технического образования. Данный тип характерен для 36,96 % студентов от общей выборки.
Второй тип (кластер № 2) характеризуется высокими показателями сенситивной ригидности, что свидетельствует о сложных эмоциональ ных реагированиях на новые, возникающие в процессе высшего про фессионального образования ситуации, требующие изменений в поведении, самооценке, системе ценностей. Подобные эмоциональные реакции, связанные со страхом перед новым, характеризуются Г.В. Залевским как ноофобии и могут блокировать ход личностно- профессионального становления. Низкие баллы по шкалам смысложиз ненных ориентаций свидетельствуют об особенностях человека, живу щего вчерашним днем. В этой группе представлены все признаки не удовлетворенности своей жизнью в настоящем- при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом при не верии в свои силы контролировать события собственной жизни. По от ношению к будущему эту группу характеризует фатализм, убежден ность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Таким образом, для данного типа профессионального образа мира свойственна неопределенная жизненная ориентация, опасения пе ред реальностью, потребность в социальной стабильности, безопасно сти, выборы определяются социальными стереотипами, мнениями авторитетных людей. Наиболее выраженные ценности – безопасность, социальный порядок, поддержание традиций. Сложности принятия решений, прогнозирования будущего, низкая мотивация достижений и творческо го потенциала являются факторами, препятствующими поступательно му прогрессивному личностно-профессиональному становлению сту дентов этой типологической группы. Данная группа представлена 13,04 % от общей выборки.
Третий тип (кластер № 3) характеризуется средними показателями установочной и актуальной психической ригидности, что свидетельствует об их психологической готовности к определенной степени устой чивости и гибкости в требующих этого ситуациях, что, на наш взгляд, является необходимым сочетанием качественных характеристик, определяющих продуктивный ход личностно-профессионального становле ния в процессе высшего профессионального образования. Высокие по казатели по всем шкалам методики смысложизненных ориентаций свидетельствуют о наличии у студентов данной группы целей в будущем, придающих их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Прожитая часть жизни для них вполне продуктивна и осмысленна. Они считают себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие со своими целями и представлениями о смысле. Им свойственно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Высокий уровень субъективного контроля позволяет им считать, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий, что они могут управлять ими, и, таким образом, они чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они способны также к высокому контролю над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие студенты считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они могут с ус пехом преследовать свои цели в будущем. Наряду с этим, у них доста точно высоко выражена ответственность по отношению к отрицатель ным событиям и ситуациям. Студентам этой группы свойственна высо кая степень ответственности в организации собственной учебной дея тельности, в складывающихся отношениях, в своем учебно- профессиональном продвижении. Студенты этой группы ощущают себя людьми своей силы, имеющими достоинства, ответственность за происходящее, самоуважение, социальную зрелость и самостоятельность. Преобладающие ценности – творчество, широту взглядов, успех, компетентность, зрелость и т.д. – можно охарактеризовать как гармоничную стратегию ценностных ориентаций, как поиск конструктивного синтеза между развитием собственной индивидуальности и соответствием за просов общества. Данная группа представлена 50 % испытуемых и в большей мере включает в себя представителей самообучающейся структуры (бизнес-инкубатора) и студентов-психологов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие