lovmedgu.ru

Общие психолого-акмеологические закономерности личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования

Процесс высшего профессионального образования представляется как трансформация образовательных процессов как «множества индивидуальных форм развития и преобразования возможностей» с учетом преемственности стадий становления человеческого в человеке и тех психологических новообразований, которые появляются в образовательном процессе, нацеленном на создание условий конструирования, построения собственной реальности, собственного пространства, задающим возможности достижения «акме».

Как отмечают А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, включенность в акмеориентированный процесс требует новых специфических качеств человека, к которым, прежде всего, следует отнести акмеонаправленную мотивацию. Она включает в себя мотивацию достижения, мотивацию самопрезентации и самореализации, мотивацию автономности и независимости, творческого вклада в личностно- профессиональное становление человека. Изучение акмеонаправленной мотивации дает возможность представить ее как психолого- акмеологическую закономерность личностно-профессионального ста новления. При этом, мотивация определяется нами как побуждение к действию определенным мотивом, как процесс выбора между различ ными возможными действиями- как процесс, регулирующий и направ ляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность (X. Хекхаузен).

Следует отметить, что многозначность мотивационных проявлений определяет многообразие различных методик, используемых для их психодиагностики: прямые методы психодиагностики мотивации сферы личности- личностные опросники для измерения мотивов- проективные методы для диагностики мотивов.

Для более полной оценки перспектив общего мотивационного становления в процессе обучения необходимо исследовать характер соот ношения основных мотивационных тенденций, насколько человек стремится выйти за пределы реальной житейской ситуации и стремится к самоактуализации. Данным задачам, с нашей точки зрения, в наиболее полной мере соответствует методика «Мотивационный профиль личности».

Для обработки экспериментальных данных была использована компьютерная версия методики, разработанная в лаборатории компьютерной психодиагностики Томского политехнического университета.

Суммарные диагностические оценки относятся к семи собственно мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности (МП), и двум шкалам эмоционального поведения, составляющим эмо циональный профиль (ЭП). Включение эмоционального профиля в об щий мотивационный профиль личности диктуется в научном плане внутренней общностью мотивации и эмоций, а в практическом – значительной диагностической информацией.

Результаты изучения мотивационного профиля студентов томских вузов приведены на рис. 5, отображающем усредненный мотивационный профиль студентов гуманитарного и технического обучения.



Выраженность усредненного мотивационного профиля студентов



Рис. 5.

Выраженность усредненного мотивационного профиля студентов



При анализе структуры мотивов студентов обоих профилей можно отметить некоторые сходства и различия. Так, показатели по профилям П (поддержание), К (комфорт), С (социальный статус) у студентов как гуманитарного, так и технического профилей имеют значительную вы раженность. Это означает, что студенты стремятся к удовлетворению потребностей жизнеобеспечения и самосохранения, получения необхо димых условий комфорта и гарантий безопасности. Сюда так же входят характнристики самооценки, статуса как основ существования и разви тия личности в обществе. Высокие показатели по этим профилям свиде тельствуют скорее о потребительской тенденции, т.е. тенденции под держания жизнедеятельности и социального существования личности. Показатель по профилю О (общение) так же высок у обеих групп сту дентов. С одной стороны, это говорит о хороших коммуникативных способностях учащихся, но, с другой стороны, это еще одно свидетель ство в пользу потребительской позиции испытуемых. Интересен тот факт, что показатель по профилю Д (общая активность) наиболее высок у студентов технического профиля. Возможно, это объясняется тем, что диапазон общей активности у учащихся гуманитарного профиля сужа ется и ограничивается только учебной сферой, тогда как студенты тех нического профиля уже в условиях обучения имеют более широкий спектр профессиональной привлеченности к конкретным видам техни ческой деятельности, т.е. они освобождаются от концентрации своей активности только на учебе и проявляют свою активность в других сфе рах.

Относительно высокими являются показатели по профилю ДР (творческая активность). У студентов гуманитарного профиля этот показатель намного выше, чем у студентов технического профиля. Мы объясняем данный факт спецификой образовательных практик, реали зуемых в гуманитарном образовании, где творческая активность значи тельно чаще выступает как основа образовательного процесса.

Одним из самых низких являются показатели по профилю ОД (общественная полезность) как у гуманитариев, так и у представителей технического профиля обучения. Это объясняется сегодняшней соци альной ситуацией развития общества, где в сложившихся условиях каждый работает на себя и для себя.

Для исследования особенностей мотивационного профиля студентов в работе был использован также метод кластерного анализа. Наиболее существенные методологические черты кластерного анализа сводят ся к двум: образование единой меры, охватывающей ряд признаков, и чисто количественное решение вопроса о группировке объектов наблю дения. Основная цель кластерного анализа – выделить в исходных многомерных данных такие однородные подмножества, чтобы объекты внутри групп были похожи друг на друга, а объекты из разных групп – не похожи. Под «похожестью» понимается близость объектов в много мерном пространстве признаков, и тогда задача сводится к выделению в этом пространстве естественных скоплений объектов, которые и счита ются однородными группами. Использование метода Уорда позволило получить пять кластеров мотивационного профиля студентов.

Кластер 1. Испытуемые, отнесенные к первому кластеру (17,33 % от выборки), обладают высокими значениями показателей социального статуса (35,7 балла), творческой активности (24,8 баллов), общения (29,0 баллов), низким значениями показателей реального и идеального житейского состояния устремлений (-57,2, -44,2 баллов соответственно), идеального и реального рабочего состояния устремлений (-40,0, -36,0 баллов соответственно) и средними значениями показателей комфорта, общей активности, общественной полезности. Эмоциональный профиль не получил значительной выраженности, однако обычное астеническое состояние эмоций и фрустрация наиболее характерны для представите лей первого кластера, что означает склонность к активным деятельност ным, эмоциональным переживаниям и устойчивую, управляемую позицию в трудных ситуациях.

Кластер 2. Испытуемые, отнесенные ко второму кластеру (10,67 % от выборки), обладают высокими значениями показателей устремления учебного реального (107,0 баллов), реального житейского состояния устремлений (69,1 балла), социального статуса (26,0 баллов), общения (23,1 балла), низким значением показателя устремления житейского идеального (-84,9 балла) и средними значениями остальных показате лей. Для представителей данного кластера также характерно обычное, астеническое состояние эмоций и фрустрация.

Кластер 3. Испытуемые, отнесенные к третьему кластеру (45,33 % от выборки), демонстрируют высокие значения показателя идеального житейского состояния (62,9 балла), низкие значения показателя общественной полезности (-3,1 балла) и средние значения остальных показателей.

Кластер 4. Испытуемые, отнесенные к четвертому кластеру (18,67 % от выборки), характеризуются высокими значениями показателя устремления житейского идеального (63,4 балла), низкими значения ми показателя устремления учебного реального (-4,7 балла) и средними значениями остальных показателей.

Кластер 5. Испытуемые, отнесенные к пятому кластеру (8,00 % от выборки), характеризуются высоким значением показателя шкалы мотивационного профиля реального рабочего состояния устремлений (60,0 баллов), низким значением показателя устремления учебного идеального (-22,0 балла) и средними значениями остальных показателей. Эмоциональный профиль характеризуется низкими значениями астенического состояния эмоций и фрустрации. Данную группу студентов отличает склонность к гомеостетическому комфорту, переживаниям гедонистического типа, неумение управлять собой, раздражительность, проявление различных защит.

Графическое изображение результатов кластеризации представлено на рис. 6.

Графическое изображение результатов кластерного анализа



Рис. 6.

Графическое изображение результатов кластерного анализа





Таким образом, исходя из полученных результатов, можно конста тировать, что преобладающее значение в мотивационном профиле со временных студентов имеет тенденция потребления, социального под держания жизнедеятельности. У всех исследуемых студентов идеальная общежитейская и идеальная рабочая мотивация значительно выше ре альной. Высокий показатель идеальной мотивации говорит о наличии развивающихся мотивов, большом уровне побуждения и устремления, т.е. мотивы развития превалируют над мотивами поддержания, что сви детельствует о прилагаемых усилиях для достижения высоких прагма тических установок. Наиболее информативные признаки, характеризующие данную выборку студентов, представлены показателями: под держание жизнеобеспечения и идеальное рабочее состояние устремле ний. Мотивационный профиль можно типологизировать, выделяя при этом группу акмеориентированных студентов (кластер 1), выбравших образовательные среды, в которых происходит поступательное прогрес сивное личностно-профессиональное становление, и группу, имеющую затруднения в своем становлении (кластер 5).

Из наших бесед со студентами с мотивационным профилем не акмированного типа выясняется, что обучение в вузе определено: желани ем находиться в кругу студенческой молодежи, отсутствием цели полу чения именно этого образования, семейными традициями, легкостью, с их точки зрения, поступления, нежеланием идти в армию (у юношей), необходимостью во времени для самоопределения, престижностью диплома о высшем образовании вообще. Студенты акмеориентированной направленности рассматривают свое профессиональное обучение с по зиции общественной значимости выбранной профессии и широкой сфе ры ее применения, соответствия выбранной профессии интересам и склонностям и возможности творческой реализации в ней.

В ходе бесед также выявлены различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материаль ную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям.

Таким образом, необходимо отметить, что для студентов акмической направленности характерно сочетание «профессиональных», «познавательных» и «общесоциальных» мотивов, тогда как у студентов, не отвечающих критерию акмичности, больше выражены «утилитарные» мотивы. Оценка мотивационного профиля студентов позволяет конста тировать, что студенты с акмической направленностью ориентированы на развитие, творческий подход к решению возникающих задач, удов летворение личных мотивов в контексте социальных интересов. Их личностно-профессиональное становление предполагает непрерывный процесс саморазвития.

Следующей психолого-акмеологической закономерностью личностно-профессионального становления нами определена структура моти вации, поскольку она направлена на выявление причинной типологии мотивации по векторам активности и позволяет увидеть не только интонирование побуждений, но и их смысловое наполнение (табл. 6).

Таблица 6

Усредненные показатели мотивации достижений и мотивации отношений в структуре мотивации студентов



Усредненные показатели мотивации достижений и мотивации отношений в структуре мотивации студентов



Как показывают результаты, показатели мотивации отношений (4,45 балла) значительно превалируют над показателями мотивации достижений (0,29 баллов). Таким образом, у студентов значительнее представлено стремление выразить отношение к миру и к самому себе. Самые высокие значения, характеризующие мотивацию достижений, имеют показатели достижения успеха и означения результата, причем студенты женского пола в большей мере ориентированы на успех. Сре ди показателей мотивации отношений наибольший вес имеют самомо билизация, самооценка личностного потенциала, позитивные личност ные ожидания. При анализе мужской и женской выборок становится очевидным, что студенты мужского пола в большей мере демонстриру ют направленность на самомобилизацию и позитивные личностные ожидания. Для женщин характерна направленность на самооценку лич ностного потенциала и самооценку волевого усилия. Достаточно ин формативным оказался показатель личностного осмысления осуществ ляемой деятельности (-2,1 – значение по выборке, -4 – у мужчин, -1,38 – у девушек). Мы предполагаем, что реализуемая в высшем профессио нальном образовании предметно-ориентированная позиция, рассматри вающая студента как познающего «когнитивного» индивида, приводит к отчуждению от учебных ценностей и задач, отвращению к учению, обособлению жизненно значимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Подобную ситуацию В.Я. Ляудис характеризует как внутренний психологический отход от ситуации учения.

Низкие показатели познавательного мотива (0,27 – значение по вы борке, -3 – у мужчин, 1,5 – у девушек) объясняются слабой востребо ванностью в учебной деятельности инициативы студентов, которая ча ще подавляется, чем поощряется. Овладение в первую очередь оперативно-технической стороной деятельности, в противовес смысло- и це леполаганию, объясняет низкие показатели внутреннего мотива (-1,4 – значение по выборке, -1,7 – у мужчин, -1,3 – у девушек) и сложности заданий (-1,1 – значение по выборке, -3,3 – у мужчин, -0,3 – у девушек).

Таблица 7

Значения параметров структуры мотивации студентов



Значения параметров структуры мотивации студентов



На уровне статистической зависимости различия в структуре мотивации между юношами и девушками представлены показателями моти вации отношений: мотивами самооценки волевого усилия (p<0,0216) и личностного осмысления работы (p<0,0465). В табл. 7 показаны средние значения выраженности показателей структуры мотивации и различия в ней между юношами и девушками.

Изучение корреляционных зависимостей показывает наличие положительных связей в структуре мотивации достижения между показателями достижения успеха и состязательности (коэффициент корреля ции – 0,597 при p<0,03), внутреннего мотива (коэффициент корреляции – 0,76 при p<0,002), и отрицательную корреляционную связь с показателем сложность выполняемых заданий (коэффициент корреляции – 0,63 при p<0,02). Кроме того, внутренний мотив имеет статистически значимую зависимость с познавательным мотивом (коэффициент корреляции – 0,617 при p<0,02). Полученные корреляции подтверждают наши выводы о структуре мотивации достижений студентов в совре менных образовательных условиях.

В структуре мотивации отношений положительные статистически значимые зависимости обнаружены между показателями самооценки волевого усилия и инициативностью (коэффициент корреляции – 0,76 при p<0,002), а также самомобилизацией (коэффициент корреляции –0,58 при p<0,03), которая, в свою очередь, имеет положительную корре ляцию с мотивом позитивного личностного ожидания (коэффициент корреляции – 0,59 при p<0,03). Таким образом, наши данные показывают характер акмео-критериев, определяющих поступательное прогрессивное личностно-профессиональное становление.

Обе структуры мотивации (достижения и отношения) в их ортогональном сочетании дают возможность предполагать, что существуют определенные личностные параметры на уровне общесистемных свойств, степень выраженности которых определяет акмическую на правленность студентов в ходе профессионального обучения.

Познавательный мотив в структуре мотивации достижения имеет прямые корреляционные связи с самооценкой волевого усилия (коэффициент корреляции равен 0,63 при p<0,02) и самомобилизацией (ко эффициент корреляции – 0,70 при p<0,007). Это дает основание утвер ждать, что успешность личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования имеет смысловую основу, позволяющую человеку в ситуациях познания выражать свою сущность. Мотив позитивного личностного ожидания, представляющий структуру мотивации отношений, коррелирует с состязательным мотивом (коэффициент корреляции – 0,64 при p<0,02), что также подчеркивает осмысленность осуществляемой образовательной деятельности и выражает акмическую направленность личностно-профессионального становления студентов. Не случайны и прямые корреляционные зави симости между самооценкой личностного потенциала, достижением ус пеха (коэффициент корреляции – 0,69 при p<0,007), и внутренним мо тивом в структуре достижений (коэффициент корреляции – 0,60 при p<0,03). Достижение результативности деятельности и определяется «личностным», осмысленным вложением в процесс образования. Отри цательная корреляционная связь между мотивом сложности задания и самооценкой личностного потенциала (коэффициент корреляции – -0,59 при p<0,04) показывает, с нашей точки зрения, процесс динамики само оценки в ситуациях усложненных деятельностей. Осмысление самого себя в ходе столкновений с проблемными ситуациями, коррекция оцен ки выполняемых действий и используемых средств являются показате лями прогрессивного личностно-профессионального становления на пу ти к «акме».

Структура мотивации представляет систему многомерных данных со сложными взаимосвязями между большим числом параметров. Следовательно, для придания информации об особенностях мотивов, представляющих структуру мотивации, необходимо использование факторного анализа. Это достигается на основе полученных коэффициентов корреляции, которые предоставляют возможность выявить новые ла тентные переменные.

Значения весов факторов представлено в таблице 8. Значительные веса факторов выделены жирным шрифтом.

В результате построения факторной модели нами выделено четыре новых обобщенных показателя (или, в терминах факторного анализа, четыре «фактора»), с помощью которых можно описать структуру мотивации студентов высшей школы.

1 фактор представлен высокими значениями мотивов как структуры мотивации достижения, так и структуры мотивации отношения. Он отражает мотивы: познавательный, достижения успехов, внутренний, самомобилизации и самооценки личностного потенциала. Наибольший вес мотивов в структуре мотивации по данному фактору представлен у 33,3 % испытуемых.

2 фактор также представлен как мотивами достижения успеха, так и мотивами отношений. Высокие показатели в данном факторе получили мотивы инициации и самооценки волевого усилия при отрицатель ном весе состязательного мотива. Выраженность мотивов по данному фактору характерна для 25 % студентов.

Таблица 8

Значения факторных весов мотивов структуры мотивации



Значения факторных весов мотивов структуры мотивации



3 фактор представлен единственным глобальным параметром – мотивом означения результата в структуре мотивации достижения, и это характерно для 50,0 % студентов высшей школы.

4 фактор также имеет единственный глобальный параметр – личностного осмысления работы в структуре мотивации отношения, и пред ставлен у 25 % испытуемых.

Таким образом, есть основания утверждать, что прогрессивное поступательное личностно-профессиональное становление сопровождается оптимальным сочетанием структуры мотивации достижения и структуры мотивации отношения. Акмическая направленность такого становления характеризуется мотивационными тенденциями содержатель ного и динамического типа (К.Р. Роджерс, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, М.И. Мурзабеков), задающими возможности для самореализации, выраженности направленности на предельную значимость и предельный результат.

Анализ психолого-акмеологических закономерностей личностно- профессионального становления в условиях высшего профессионального образования основывается на результатах акмеологических исследо ваний сходных «межпрофессиональных» закономерностей высокого уровня профессионализма. В этой связи, одной из закономерностей, обеспечивающей активное саморазвитие, является антиципация, прояв ляющаяся в умении прогнозировать развитие ситуаций, возникающих в ходе осуществления деятельностей. Для описания явлений прогнозиро вания мы исходили из представлений Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, оп ределивших его функции, а также описавших уровневое строение про цессов антиципации.

Для оценки особенностей антиципации как психолого- акмеологической закономерности личностно-профессионального ста новления мы использовали тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича, выделившего три составляющие антиципационной деятельности: личностно-ситуационную- пространственную (моторную), демонстрирующую способность пред восхищать движения предметов в пространстве, упреждать их, коорди нировать собственные движения, проявляя моторную ловкость- времен ную, презентирующую хроноритмологические особенности человека, т.е. способности прогнозировать течение времени и точно распределять его (выборка составила 561 человек).

В нашем исследовании принципиально важно определение выраженности личностно-ситуационной антиципации, которая определяет коммуникативный уровень, т.е. способность прогнозировать жизненные события и ситуации. Различия между мужской и женской выборками в прогнозировании не имеют статистической достоверности, однако на уровне качественного анализа способность прогноза жизненных событий по всем шкалам методики выше у мужчин (таблица 9).

В целом, можно констатировать, что личностно-профессиональное становление сопровождается недостаточной опережающей подготовкой в соответствии с прогнозируемыми изменениями условий внешней среды, прогнозом результатов действий и построением их программ (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко). Это может сказываться на затруднениях в принятии решений в ходе профессионального обучения, поскольку, именно благодаря антиципаци, максимально возможно устранение неопределенности (Е.Н. Сурков). Средние значения личностно-ситуативной антиципации затрудняют прогнозирование результа тов собственной активности, что может являться источником препятст вий направленности и саморегулируемости осуществляемой деятельно сти, тем более что прогнозирование касается не только будущих результатов действия, но и изменений условий внешней среды, которые про исходят помимо активности субъекта, но могут иметь существенные последствия для индивида (П.К. Анохин).

Таблица 9

Значения прогностической компетентности студентов



Значения прогностической компетентности студентов



Антиципация в учебной деятельности таких студентов охватывает разнообразные аспекты развития ситуации: возможные варианты трансформации условий- возможные варианты построения исполни тельских действий- варианты оценки возможных результатов- возмож ные варианты коррекции модели условий и программы исполнитель ских действий (В.В. Фадеев). Значение прогноза в учебной деятельно сти также связано с отношениями окружающих и своим собственным отношением к результатам выполняемой деятельности (Т.Б. Булыгина).

Таким образом только 40 % испытуемых (из них юноши составляют порядка 60 %) можно характеризовать по критерию акмеориентированного личностно-профессионального становления. Наша позиция со гласуется с мнением Е.А. Сергиенко, который полагает, что антиципация должна рассматриваться как «универсальный механизм психиче ской организации человека», причем феномен антиципации имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, так как в этом понятии связываются воедино прошлые, настоящие и будущие события.

Интересны для понимания личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования достоверные данные корреляционных связей психолого-акмеологических зако номерностей с выявленными характеристиками системы, определяющими качество и особенности становления человека (табл. 10). В верх ней строке ячеек таблицы отображены коэффициенты корреляций, в нижней – уровни значимости. Статистически достоверные результаты выделены жирным шрифтом.

Таблица 10

Коэффициенты корреляции между характеристиками психологической системы



Коэффициенты корреляции между характеристиками психологической системы



Сокращения, принятые в таблице:

ПМ – познавательный мотив в структуре мотивации достижения- СМ – состязательный мотив в структуре мотивации достижения- МДу – мотив достижения успеха-

ВМ – внутренний мотив в структуре мотивации достижения-

МСз – мотив сложности заданий-

МИ – мотив инициации-

МС – мотив самомобилизации в структуре мотивации отношения-

МСлп – мотив самооценки личностного потенциала в структуре мотивации отношения-

МЛор – мотив личностного осмысления работы-

МПло – мотив позитивного личностного ожидания в структуре мотивации отношения-

ЛСа – личностно-ситуативная антиципация-

Па – пространственная антиципация-

Ва – временная антиципация-

ОЖ – общий показатель осмысленности жизни-

Ц – показатель целей в жизни-

П – показатель процесса жизни или интереса и эмоциональнойя насыщенности жизни-

Р – показатель результативности жизни или удовлетворенности самореализацией-

ЛК– показатель локуса контроля-Я-

ЛКж – показатель локуса контроля-жизни или управляемости жизни-

АР – актуальная ригидность-

Дос – достижение-

Св – социальная власть-

Пт – поддержка традиций-

Соц. – социальность-

З – зрелость-

Д – духовность.

Результаты анализа статистически значимых зависимостей показы вают: чем в большей мере у студента выражены познавательные моти вы, тем ярче они характеризуются со стороны локуса контроля – Я. Уважение к себе, принятие себя, ответственность за собственную судь бу, высокая личностная значимость собственного опыта, выступающие характеристиками системы, обеспечивают стремление к познанию и понимание знания как средства продуктивного личностно- профессионального становления. Состязательный мотив обеспечивается особенностями смысложизненных ориентаций. Чем выше общая ос мысленность жизни, яснее жизненные цели, удовлетворенность жиз нью, тем в большей мере студенты склонны к пробе собственных сил в преломлении к новым ситуациям и обстоятельствам. Мотив достижения успеха также коррелирует со всеми шкалами смысложизненных ориен таций, показывая прямую зависимость между осмысленностью жизнен ных стратегий со стремлением к успеху в личностно-профессиональном становлении. При этом достижение успеха как показатель мотивации достижения зависит от особенностей мотивационных доменов зрелости и духовности. Мы объясняем данный факт выраженностью у современ ного студенчества «зрелой» позиции успешности, карьерного радикала, где необходимость доказывать другим и обществу собственную лично стную и профессиональную успешность и значимость строится по типу личностной ответственности, обращенности к собственным потенциа лам и возможностям, состязательностью с другими на основе и за счет самопрезентации. Это подтверждается и прямыми корреляционными зависимостями выраженности внутреннего мотива и ценностным доме ном зрелость. Ответственность и осознание потенциалов собственногостановления является, безусловно, характеристикой зрелой личности. Мотив сложности заданий в структуре мотивации достижений тем бо лее выражен, чем большим вкладом личностного осознания в ход жиз недеятельности обладает студент высшей школы. Высокая степень от ветственности в организации собственной учебной деятельности (в том числе, в усложнении класса решаемых образовательных задач), в скла дывающихся отношениях в коллективе, в своем профессиональном продвижении характеризует их особенности личностно- профессионального становления. Эти студенты ощущают себя людьми своей силы, имеющими достоинства, ответственность за происходящее, самоуважение, социальную зрелость и самостоятельность.

Изучение взаимосвязей позволило определить прямую зависимость между мотивом самомобилизации, оценкой процесса своей жизни со стороны интереса, ее эмоциональной насыщенностью, наполненостью смыслом и нацеленностью на достижения. При этом мотив самооценки личностного успеха напрямую связан с доменом социальной власти, что отражает современные тенденции развития общества и характера отношений к человеку в нем. Очевидны и прямые связи-зависимости между мотивом личностного осмысления работы с ценностными доменами со циальной власти, социальности и зрелости. Мотивы позитивного лично стного ожидания зависят от жизненных целей и открытости системы (актуальная ригидность). Способности прогнозировать жизненные си туации ярче выражены у студентов с высокими показателями мотива позитивного личностного ожидания.

Экспериментально доказано, что существуют связи между характе ристиками системы, подтверждающие правомерность определенных нами положений характера личностно-профессионального становления со стороны акмео-направленности и правомерность обоснования психо лого-акмеологической концепции личностно-профессионального ста новления в условиях высшего профессионального образования. Наиболее значимыми и устойчивыми связями при этом выступают:

1. мотивы достижения в структуре мотивации и смысложизненные ориентации-

2. мотивы отношения в структуре мотивации, смысложизненные ориентации и показатели ригидности-

3. мотив личностного позитивного ожидания и способности прогнозирования (антиципация).

В ходе проведенного исследования обнаружено, что для эффективности и продуктивности личностно-профессионального становления ха рактерно сочетание «профессиональных», «познавательных» и «общесоциальных» мотивов. Акмеонаправленное становление зависит от творческой активности, умения выстраивать человеческие взаимоотношения, устойчивой, управляемой позиции в трудных ситуациях, выраженности личностно-ситуативной антиципации.

Представления о человеке как открытой самоорганизующейся психологической системе, способной к самодвижению, самодетерминации, и положения общей теории ригидности и фиксированных форм поведе ния (Г.В. Залевский), позволяющие рассматривать личностную «ригидность-флексибильност» как показатель степени «открытости- закрытости» человека как системы, позволили представить проблему личностно-профессионального становления как переход возможности в действительность и понять личностно-профессиональное становление в условиях вуза как основание поступательного прогрессивного развития человека в качестве сложной, открытой в мир, самоорганизующейся психологической системы.

Ценности, определяемые нами как некие идеальные цели, задающие точку отсчёта при оценивании тех или иных событий, как наиболее общие смысловые образования, придающие личности определенную целостность, как наиболее устойчивые мотивационные образования, со относимые с жизнедеятельностью в целом и обладающие высокой сте пенью стабильности, выступают способом конструирования человеком собственной жизни. В соответствие с присущей человеку областью цен ностей, смыслов и целей они (ценности) определяют его жизненную стратегию, выступая одним из основных регуляторов социального поведения.

В качестве основных жизненных ценностей, характеризующих данную выборку, выявлены: самоопределение, стимуляция, безопасность и зрелость. Наиболее широко представлена ориентация студентов на развитие собственной индивидуальности, самореализацию, стремление к успеху, высокому социальному статусу, богатству, получению от жизни максимума удовольствий. Мотивационные домены имеют гендерную идентификацию: мужчины в большей мере нацелены на достижения и социальную власть, тогда как для женской выборки более от четливо просматривается ценность безопасности. В целом, очевидна не однородность в выраженности групп ценностей. Это свидетельствует о том, что личностно-профессиональное становление протекает с неизбежными противоречиями. Содержательно, студенты имеют проблемы регуляции выборов в жизнедеятельности, когда их стремление к достижениям приводит к подавлению социальности, к нарушению их собст венной безопасности, к нарушению духовности, самоопределение противоречит конформизму и традициям, а конформизм противоречит зрелости. В ходе исследования выделены три новых обобщенных показателя: «традиционно-адаптивный» выбор ценностей-«карьерно-рыночный» и самоопределение, а также группа студентов с неопределенностью, неоформленностью (или сокрытием) системы ценностей.

Ригидность как общесистемное свойство и акмеологический инвариант профессионализма позволяет по степени ее выраженности прогнозировать в условиях, требующих разрешения основного противоре чия личностно-профессионального становления, когда меняющийся в своих ценностно-смысловых измерениях многомерный мир требует из менения профессионального, готовность к изменениям самого себя.

Оптимальная выраженность психической ригидности (установочной, актуальной, сенситивной) обеспечивает психологические новообразования, которыми являются смыслы и ценности, полимотивированность деятельности (учебной, профессиональной), инновационная активность.

Становление многомерного мира молодых людей в процессе профессионального образования сопровождается собственной системой смысложизненных ориентаций. При этом выделилась группа студентов, испытывающая сложности в стимулировании многомерного мира, со храняющая старое ценностное сознание. Их жизненная позиция не ори ентирована на новые условия, способствующие реализации потенциала.

Анализ структуры мотивации (достижения и отношения) в их ортогональном сочетании предоставили возможность определения личностных параметров на уровне общесистемных свойств, степень выражен ности которых определяет акмическую направленность студентов в хо де профессионального обучения. Продуктивность личностно- профессионального становления определяется психолого- акмеологическими закономерностями, представленными сочетанием «профессиональных», «познавательных» и «общесоциальных» мотивов, творческой активностью, умением выстраивать человеческие взаимоот ношения, устойчивой, управляемой позицией в трудных ситуациях, вы раженностью личностно-ситуативной антиципации. Акмеонаправлен ное личностно-профессиональное становление характерно для 20–25 % испытуемых.

Выраженность характеристик системы, оценка особенностей ценностных измерений многомерного мира студентов и общих психолого- акмеологических закономерностей личностно-профессионального ста новления позволяет по степени их выраженности прогнозировать пред почтения студентами жизненных сред, содержащих различные условия и возможности личностно-профессионального становления.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Общие психолого-акмеологические закономерности личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования