Характеристика значимых жизненных задач в юношеском возрасте
Видео: КАРМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЗНАКА ЗОДИАКА КОЗЕРОГ
На различных этапах жизненного пути человек решает определенные, характерные для данного периода задачи. В отечественной и зарубежной литературе, посвященной рассмотрению юношеского возраста, существует достаточное полное описание задач, противоречий, решаемых на данном возрастном этапе (Головаха, 1988- Кон, 1989- Пряжников, 1996- Шаповаленко, 2005 и др.). Можно отметить, что эти задачи недостаточно четко конкретизированы для проведения частного психологического исследования. Характеристика значимых жизненных задач в юношеском возрасте является одним из этапов исследования нами проблемы ментальной репрезентации ситуаций жизненного пути.Таким образом, для решения поставленной нами задачи исследования была использована методика «Психологическая автобиография», разработанная Л. Ф. Бурлачуком, Е. Ю. Коржовой. Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно наиболее важных событий в жизни человека. При этом события можно понимать как задачи, решаемые человеком в процессе жизни (Жеребцов, 2001). Для уточнения результатов исследования использовались методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, методика определения уровня рефлексивности В. А. Карпова, методика УСК Дж. Роттера.
В исследовании принимало участие 125 девушек в возрасте 17–23 лет.
Нами были выявлены значимые желательные и нежелательные события жизненного пути для девушек 17–23 лет.
На основе анализа результатов (исходя из частоты упоминания и степени влияния) можно определить как наиболее значимые для данного жизненного периода следующие события: связанные с учебной деятельностью (сдача экзамена, поступление в инсти тут) (97,6%), создание семьи (57,8%), воспитание ребенка (50,4%), устройство на работу (72%), события, связанные с проведением сво бодного времени (76,8%).
При этом существуют статистически достоверные отличия при указании значимых событий от курса к курсу: события, связанных с учебной деятельностью (р < 0,000), и события, связанные с выходом замуж и созданием семьи (р < 0,05).
Существуют статистически достоверные отличия в указании со бытий учебной деятельности на 1 и 2 курсах (р < 0,001). Существуют статистически достоверные отличия в указании событий рождения ребенка на 2 и 3 курсах (р < 0,05). Существуют статистически до стоверные отличия в указании событий учебной деятельности на 1 и 5 курсах (р < 0,01). Различия на уровне статистической тенденции обнаружены между 2 и 3 курсами в указании событий, связанных с из менением межличностных отношений (р < 0,1)- между 3 и 5 курсами в указании событий, связанных с наличием стабильных межличност ных отношений, событий, связанных с материальным положением, созданием семьи (р < 0,1)- между 1 и 5 курсами в указании события создания семьи (р < 0,1).
Таким образом, в целом, события, связанные с учебной деятельностью, являются значимыми для юношеского возраста, но существует динамика значимости: она снижается от первого к пятому курсу, при этом резкий спад на втором курсе. Полученные результаты можно объяснить повышением значимости других сфер жизнедеятельности (например, семейной). Это подтверждается тем, что существует динамика ценности «любовь» и «счастливая семейная жизнь» (р < 0,05) от 1 к 5 курсу: с повышением значимости ценности «любовь» от 1 ко 2 курсу (р < 0,05) и повышением значимости ценностей «счастливая семейная жизнь» от 2 к 3 курсу (р < 0,01) и «уверенность в себе» (р < 0,05). При этом отмечаются значимые отличия в показателях интернальности в семейных отношениях (ответственность за события, происходящие в семейной жизни) от 2 к 3 курсу (р < 0,05) и изменения в уровне рефлексии от 1 к 5 курсу (р < 0,05).
Таким образом, мы определили значимые задачи жизненного пути для девушек 17–23 лет: сдача экзамена, поступление в институт, создание семьи, рождение, воспитание ребенка, устройство на работу. При этом существует динамика значимости данных задач в зависимости от курса: снижение значимости задач, связанных с учебной деятельностью, и повышение значимости задач, связанных со сферой семейных отношений. Можно предположить, что такие результаты связаны с реализацией учебно-профессиональной деятельности на данном этапе жизненного пути, а также социальных задач, характерных для юношеского возраста (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) (Абульханова-Славская, 1980- Эриксон, 1996 и др.).
На следующем этапе нашего исследования мы выявляли компоненты ментальной репрезентации ситуаций, определяющих решение обозначенных выше конкретных задач юношеского возраста.
Поделиться в соцсетях:
Похожие