lovmedgu.ru

Некоторые педагогические приемы индивидуального воздействия на личность

Видео: Психологические методы воздействия на человека. Информационное воздействие .

Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что военнослужащий действует правильно, его поступок положителен («Молодец», «Правильно», «Верно», «Так держать» и т.д.)

Похвала - более развернутая оценка с анализом действий, поступков военнослужащих («Курсант Петров постарался, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего»).

Награда (поощрение). Она применяется в тех случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки.

Поощрение оказывает положительное влияние только в том случае, если военнослужащий понимает, что он действительно его заслужил своей старательностью и усердием в службе, инициативой в выполнении приказов и распоряжений командиров, требований общевоинских уставов.

Выражение положительного отношения. Расположение к подчиненному: приветливая улыбка, дружеский жест, совместная игра и посещение мест отдыха воспринимаются подчиненными как поощрение при условии, что командир пользуется у них авторитетом.

Осуждение. Осуждение должно быть справедливым, тогда оно воспринимается военнослужащим как должное. Оно может быть различной силы, в зависимости от мотива проступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если военнослужащий легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме, а если груб, самоуверен, беспечен, осуждение может быть более строгим.

Запрещение. Военнослужащего лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие являются опорой в его воспитании.

Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для военнослужащего интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызовет необходимого во- левого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы он сразу увидел результаты своего труда.

Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувств, создается психологическое состояние, благоприятное для формирования положительных черт характера.

Упражнение. Суть приема состоит в организации обстоятельств, требующих от военнослужащих правильных поступков, направленных своим содержанием на проявление черт характера, подлежащих корректировке.

Многократное правильное поведение может послужить упражнением для формирования нравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер. Оно должно выглядеть как дело, естественно возникшее в повседневной деятельности.

Диапазон приемов, форм и методов, применяемых в практике индивидуально-воспитательной работы, довольно широк. От правильного выбора того или иного из них зависит результат индивидуальной воспитательной работы. Поэтому при их выборе важно учитывать сложившуюся в коллективе обстановку, решаемые им вопросы, состояние самого воспитуемого, особенности его характера и поведения.

Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.

В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений военнослужащих на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, автопарке и т.д. и т.п. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.

Анализ результатов индивидуальной воспитательной работы должен быть непременным элементом тех подведений итогов учебы и дисциплины с офицерами, прапорщиками, младшими командирами, которые проводятся в подразделении за неделю и месяц. При этом командир подразделения предоставляет возможность выступить командирам групп, а затем подводит итоги сам. При этом напоминается, каковы задачи индивидуальной работы, и оценивается, как они выполнены, что сделано по изучению и воспитанию тех или иных военнослужащих, какие имеются в этом деле успехи и недостатки. На основе проведенного анализа намечаются меры по улучшению индивидуальной работы.

В полном объеме анализ этой работы проводится с офицерами, а до сержантов и курсантов доводится только то, что их касается.

Руководить воинским коллективом подразделения - это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучить и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Разумеется, нелегко научиться трудному искусству индивидуальной работы с людьми, оказанию влияния на них с учетом психологии каждого. Кроме вышеизложенных рекомендаций, советуем систематически заниматься самообразованием. Без этого немыслимо становление командира в качестве воспитателя.

Присматривайтесь к тому, как работают с людьми опытные офицеры, перенимайте у них все ценное, нужное. Использование для повышения уровня психолого-педагогических знаний занятия по методике обучения и воинского воспитания на различных сборах, проводимых в училище.

В индивидуальной работе нет универсальных, на все случаи жизни рецептов и правил. Лучшее средство воздействия на личность военнослужащего - чуткость, заинтересованность, желание быть рядом, принимать и на себя его заботы. Нужна обыкновенная человеческая доброта. Человек устроен так, что на доброе к нему отношение отвечает добром.

В заключение приведем слова писателя Л.М. Леонова. Он, в частности, сказал, что « всякая работа над человеческой душой требует ума, такта, индивидуального подхода и умелой руки... Ни в какой другой операционной не нужна такая стерильность, как здесь, чтобы не занести в рассеченное тело инфекцию бездушия, неискренности или лжи».

Подводя краткий итог, можно определенно заметить, что:

а) основными способами изучения личного состава в группе, на курсе являются:

- наблюдение-

- информация старших начальников-

- доклады сержантов, актива о поведении курсантов-

- выступление на собраниях-

- изучение документов в подразделениях-

- индивидуальные беседы-

- переписка с родителями-

- определение индивидуальных заданий-

б) основными формами индивидуально-воспитательной работы на курсе являются:

- индивидуальные беседы-

- индивидуальные задания-

- индивидуальный контроль-

- индивидуальная помощь-

- предъявление индивидуальных требований-

- переписка с родителями.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Некоторые педагогические приемы индивидуального воздействия на личность