К
Видео: ВЛОГ Едем на машине к Спанч Бобу и Щенячий Патруль Донатс OREO и рум тур в отеле в Никелодеон
КАРЬЕРА – процесс самореализации личности, своих возможностей в профессиональной деятельности, сущностной характеристикой которого является продвижение, рассматриваемое в широком смысле в виде общей последовательности этапов развития человека в основных сферах жизни: семейной, трудовой- а в узком – связывается с динамикой социального положения, статуса и активности личности. К. – должностное продвижение, достижение социального статуса в определенной профессиональной деятельности.Профессиональная К. обусловлена многообразием непсихологических и психологических факторов, часть из которых носит выраженный личностный характер, таких как: целеустремленность, самоэффективность, интернальность, мотивация к карьере, эмоциональная устойчивость, психотизм).
КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ – особенности функционирования интеллекта как качества личности, то есть способности личности к переработке разнообразной информации и осознанной ее оценке. К. и. являются результатом как образования, научения, так и определенных природных (наследственности, уровня IQ и т. д.) предпосылок.
К. и. личности иногда обозначаются понятием «ум», который получает новые характеристики: «гибкий», «глубокий», «тонкий», «критический» и т. д.
К. и. необходимый компонент любой акмеограммы.
КОЛЛЕКТИВ (от лат. сollectifious – собирательный) – разновидность малой социальной группы, ее особое качество, проявляющееся в совместимости, сработанности, сплоченности, согласованности общественных, групповых и личных целей, интересов, ценностей.
К. – структурный элемент общества определенного типа, возникающий как выражение определенной общественной потребности и реализующий ее в основной деятельности.
Характеристика коллектива как объекта: результативность основной деятельности- организованность, в том числе способность к самоорганизации, ритмичность в работе, наличие перспективы, соответствие профессиональных и личностных характеристик работников своим функциональным ролям.
Характеристика коллектива как субъекта: самоуправляемость, общность внутригрупповых целей, интересов, ценностей- превращение внешне полагаемых целей и задач в значимые для коллектива и каждого его члена- способность и готовность членов коллектива к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.
Для членов К. свойственны следующие ценностные ориентации: готовность к продуктивной совместной работе, положительная установка на «другого», «других», разумная доля конформизма.
Качественная характеристика К. как общности: 1) сплоченность, достигаемая через ценностно-ориентационное единство- 2) коллективистское самоопределение- 3) социально-ценный характер мотивации межличностных выборов- 4) высокая референтность коллектива для его членов- 5) баланс возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности- 6) действенность эмоционально-групповой идентификации, независимая от перемен в его составе- 7) зависимость эффективности работы от интенсивности положительных эмоциональных связей.
Интегральной социально-психологической характеристикой К. является благоприятный психологический климат.
КОМАНДА УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ – группа, ориентированная в первую очередь на решение организационно-управленческих задач руководителя, обеспечивающая усиление его влияния на организационную структуру и людей в этой структуре как на явном, так и на латентном уровнях.
К. у. в широком смысле – это группа людей, осуществляющая реальное руководство и управление в организационной структуре- в более узком смысле – это группа единомышленников, реализующая задачу, как совпадающую, так и не совпадающую с целями той организационной структуры, в рамках которой она официально функционирует.
К. у. отличается как от управленческой группы, которая выступает формально-иерархическим функциональным объединением управленцев, так и от коллектива, прежде всего реализующего деятельность, заданную извне. При этом управленческая группа может психологически выступать как в качестве команды, так и команда может быть коллективом.
Одной из особенностей К. у. является то, что, в отличие от коллектива, который всегда функционирует на уровне явной организационной структуры, она может и в большинстве случаев реально действует на уровне латентной организационной структуры.
Понятие К. у. шире, чем управленческая группа. Будучи ориентированной на реализацию организационных целей, управленческая группа может входить в состав команды руководителя, но может и полностью с ней не пересекаться. В значительной мере это определяется как характером его собственных задач, так и мерой его участия в формировании управленческой группы.
Возможно построение типологии К. у. по различным основаниям: в зависимости от их функциональной роли в организационно-управленческой структуре (команда «под идею», команда «под конкретную управленческую задачу», команда «защиты руководителя»), от позиции руководителя («моя команда» – «наша команда», «своя команда» – «формально-иерархическая команда»).
Преобладание при формировании команды мотивации «защиты себя» или «защиты дела» позволяет выделить следующие варианты формирования управленцем К. у.:
? «защита себя» (подбор людей по недостаткам для повышения управляемости, подбор по преданности для защиты в настоящем и будущем, подбор на основе неформальных связей для укрепления своей позиции, подбор-компромисс между группировками и др.)-
? «защита дела» (подбор по реальным достоинствам, перспективный подбор на основе оценки потенциала, подбор единомышленников, подбор под свою задачу, подбор команды под заданную извне задачу и др.).
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней cреды.
Различают:
– социальную К., включающую социальные достижения, социальные представления и социальные способности-
– социально-психологическую К., преимущественно связанную со способностью к социальной перцепции, эмпатии, общению, а также руководству людьми-
– концептуальную К. как способность к построению концептуальных схем, моделей, программ из существующих и самостоятельно выработанных знаний-
– профессиональную К., связанную с достижением высшего уровня профессионализма в разных видах деятельности.
Для акмеологии особенно существенно последнее, а также понимание личностных механизмов и жизненных способов достижения К. как единства ценностно-мотивационного развития личности, ее профессионального мастерства и способности самореализации, объективации своих способностей и возможностей в реальных действиях, поведении, общении.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма. К.п. включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. К.п. проявляется в успешном решении определенного класса профессиональных задач, что лежит в основе различных видов компетентности (социально-перцептивная, коммуникативная, организационная и т д.).
Межпрофессиональная компетентность состоит во владении знаниями и качествами личности (способность к планированию, мотивация достижения, гибкое профессиональное мышление, способность к проектированию профессиональной деятельности, профессиональная обучаемость), необходимыми для выполнения ряда профессий.
КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurro – сталкиваться) – соперничество или борьба субъектов за достижение лучших результатов в деятельности.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – форма руководства профессиональным самоопределением личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогико-акмеологической помощи в самооценке способностей и выборе профессии. Стихийная К. п. осуществляется родителями, знакомыми. Научная К. п. дается психологом, прошедшим специальную подготовку, владеющим методами индивидуальной психологической диагностики. К. п. работающих преследует цель помочь «найти себя», адаптироваться к профессии, коллективу и обрести индивидуальный стиль в работе. К. п. включает ряд методов и среди них особенно важный – профессиональная беседа. В ней различают ряд аспектов – психодиагностический, педагогический, информационно-ознакомительный и некоторые другие.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ – раздел прикладной акмеологии и составная часть социально-психологического консультирования людей, переживающих трудные жизненные ситуации. Как раздел прикладной акмеологии, К.а. представляет собой систему психотехнических средств воздействия консультанта на субъективные психологические представления клиента, его жизненные установки, ценностные ориентации, самоотношение, самооценку, образ себя, другие компоненты Я-концепции. Психотехническое воздействие в ходе К. а. направленно на клиента, консультативную ситуацию или самого консультанта, как участника консультативного диалога. К.а. предполагает, что консультант отличается от клиента лишь знанием средств (алгоритмов, технологий) психотехнического воздействия и профессиональной ориентированностью на рефлексию консультативного процесса. Отсюда следует концептуальное отграничение К.а. от любых видов психологической помощи, предполагающих систему отношений между клиентом и консультантом по принципу «больной – здоровый». Целью К.а. является оказание психологической помощи клиенту в разрешении его личностных проблем, субъективно воспринимаемых как препятствия на пути к личностно и социально значимым достижениям. В прикладной акмеологии разрабатываются и изучаются психотехнические средства консультативного воздействия. В основе К.а. как раздела прикладной акмеологии лежат социальная психология, психология личности, психология развития, а также психотехнические теории, являющиеся базовыми для большинства видов социально-психологического консультирования: психоаналитические подходы, когнитивные, поведенческие и экзистенциально-гуманистические теории. Как составная часть социально-психологического консультирования К.а. имеет следующие особенности: 1) ориентация консультативного диалога с клиентом в первую очередь на моделирование, конкретизацию образа желаемого будущего, а не только на анализ заявленной клиентом проблемы- 2) прояснение неосознаваемых противоречий в образе желаемого будущего, и, тем самым, создание предпосылки для субъективного восприятия желаемого как возможного- 3) моделирование путей и методов достижения желаемого, включая диалогическое переосмысление субъективных психологических представлений клиента о своих ограничениях, долженствованиях, запретах, и других слагаемых жизненного мира личности, актуальных в связи с открытым образом желаемого будущего. К.а. отличается от других видов социально-психологического консультирования особенностями консультативной ситуации и характеристиками запроса клиента. Здесь клиент не ориентирован на длительную работу с консультантом. Клиент стремится занимать доминирующую позицию, при этом консультант воспринимается им подчас только в качестве инструмента манипулирования теми, кто ассоциируется в сознании клиента с препятствиями на пути к желаемому. Отсюда возникают специфические для К.а. проблемы консультанта, связанные с заботой о сохранности своего авторитета, решением проблемы личной востребованности. Корпоративность и группоцентричность культуры клиента должна быть соотнесена с общечеловеческими ценностями.
Чаще всего в качестве заявляемых проблем в ходе К.а. обнаруживаются проблемы лидерства, личной конкуренции, конфликтов в среде ближайшего окружения руководителя, переговорных процессов, управления персоналом, сплоченности и повышения продуктивности управленческой команды, имиджа руководителя и т. п. К.а. предполагает не только индивидуальное (диалог), но и групповое взаимодействие консультанта с управленческой командой (полилог), строящееся на методиках нормализации мнения меньшинства, «мозгового штурма», синектики и др.
КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – достигнутый человечеством уровень развития и фонд лучших результатов этого развития, опредмеченный в формах искусства, науки, техники, становящийся условием дальнейшего развития поколений, обществ и отдельных личностей.
Ряд авторов (А.Кребер, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривают К. как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами, как средство организации и ориентации этих систем. Отечественные авторы (А.И.Арнольдов, С.Н.Иконникова, А.К.Уледов и др.) трактуют К. как многоаспектное проявление активности субъекта в деятельности и общении, отмечая ее полифункциональный характер и гуманистическую направленность. Смысловые, моделирующие и регулирующие функции К. анализируют Ю.М.Лотман, Э.Фромм, Л.Февр, Т.Тарановский, J.M. Jermier, J.W.Slocum, G.Foster и др.
Для акмеологии понятие культуры существенно как:
– присвоение личностью, общностью, организацией достижений общества, человечества-
– профессиональная культура, обозначающая способность оптимальной реализации своих профессиональных знаний, умений, навыков в деятельности, профессиональное самоопределение и самореализация.
КУЛЬТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ – личностное новообразование, которое обусловливает становление человека как целостности, продуктивность его самоосуществления и оптимальность индивидуальной траектории достижения акме как ступеней самоосуществления.
Самоосуществление это одновременно процесс (движение к своим сущностным, истинным началам) и результат (бытие истины и истина бытия)- самоосуществление подразумевает, что активность в процессе движения к сущности исходит от самого человека, то есть осуществить себя может только сам человек- самоосуществление как сформулированный в качестве цели результат задает направление саморазвитию человека в целом.
Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми). В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.
Эффективность саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления обусловлена формированием и развитием такого личностного новообразования, как К.а.
По своей природе К.а. является духовным образованием. По способу реализации своих функций К.а. является психологическим образованием. По способу бытования и направленности акмеологическая культура является нравственным образованием. В целом акмеологическую культуру можно представить как некую результирующую, возникающую при взаимодействии и гармонизации трех видов личностной культуры: духовной, психологической и нравственной.
Рассматривая К.а. как один из механизмов создания критериального сервиса всех «надприродных» проявлений человека, можно говорить, что акмеологическая культура как личностное новообразование позволяет раскрыть качества индивида, личности, субъекта и индивидуальности, интеграция которых обусловливает эффективное саморазвитие человека в процессе жизнедеятельности. Развитие К.а. минимизирует конфликт в согласовании модальностей человека как целостности и обеспечивает оптимальность его самореализации.
В рамках интегрирующей функции К.а. объединяет в единое системно-структурное образование ценностно-смысловую, мотивационно-целевую и эмоционально-волевую сферы личности, тем самым повышая уровень ее негэнтропии. Осуществляя координирующую функцию, К.а. согласует сущностные силы личности и ее деятельностные проявления во всех сферах личности. Проектировочная функция К.а. предполагает «опережающее отражение» жизненного пути человека, создание «моделей потребного будущего», направленных на достижение акме и самоосуществление. Регулирующая функция К.а. обеспечивает эффективность процесса саморазвития на всех его уровнях (самоактуализация, самосовершенствование, самореализация).
У личности, овладевшей К.а. как системой, формируются такие качества, как способность к самотрансценденции, ответственность за самоосуществление, готовность к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения потребности в самоосуществлении. Эти личностные качества, обусловленные, с одной стороны, уровнем К.а., с другой, выступающие как детерминанты эффективности в достижении акме и самоосуществлении.
Высокий уровень развития К.а. позволяет осмысливать процесс саморазвития как жизненную ценность и познавать, актуализировать, творчески проявлять самость путем создания условий самосовершенствования и самореализации в ходе жизнедеятельности.
Развитие К.а. как личностного новообразования приводит к постановке новых задач, открывающих возможности для новых жизненных выборов личности, для новых шагов в саморазвитии и самоосуществлении.
КУЛЬТУРА ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ – часть общей культуры индивида, которая в своем содержании интегрирует сведения наук о человеке, полученные им на основе приобретения жизненного и профессионального опыта как субъекта деятельности при использовании гуманистических средств и способов достижения поставленных целей на благо человека. К. г.-т. – содержательный, ценностно-мировоззренческий и духовный критерий профессиональной зрелости субъекта деятельности, характеризующий смысл его практических действий, поступков, воплощенных в конкретных технологических способах освоения социокультурной действительности. К. г.-т. включает способы, механизмы реализации культуры мышления, эмоций, воли, общения, здорового образа жизни и пр.
КУЛЬТУРА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. К.к.г.с.п. – интегративная характеристика высшего уровня развития личности государственного служащего, представленная личностным конструктом «Я – профессионал», которая интегрирует пять структурных компонентов (аксиологический, социальный, психологический, когнитивный, профессиональный) и пять функциональных (диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий, регулирующий) компонентов. Способы связи и закономерности их развития проявляются в качественных изменениях профессионального самосознания, ценностных отношений, способностей творческой реализации в ответственных профессиональных позициях (информатора, лидера, определителя, партнера, субъекта-партнера). К.к.г.с.п. обусловливает ценностно-смысловую и технологическую модель успешного овладения ответственными профессиональными позициями – как партнера и субъекта-партнера в управлении (в разных видах деятельности государственного служещего).
Процесс развития К.к.г.с.п. – процесс целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, проектно-регулирующего, профессионально-личностного саморазвития, который детерминирует становление его профессионально-позиционной, ценностной сущности как субъекта-партнера в системе управления. Этот процесс обусловлен: пониманием и принятием руководителями себя и партнеров в качестве уникальных саморазвивающихся личностей- выстраиванием адекватной самооценки- рефлексивным моделированием личностного конструкта «Я – профессионал»- принятием ответственности- оцениванием резервов психики на уровне рефлексии и переживаний разных состояний- актуализацией творческого потенциала- проектированием и регуляцией способов саморазвития в позициях управления, а также удовлетворенностью, уверенностью, самостоятельностью, рефлексивностью, креативностью, высоким уровнем притязаний, выраженностью Я, экстравертированностью, целенаправленностью, максимальным психическим обеспечением, интегрированностью личностных качеств.
Личностные особенности государственных служащих, лежащие в основе развития психологической культуры – ответственность и рефлексия, позволяют охарактеризовать четыре типа личностей: ответственный – рефлексивный, ответственный – нерефлексивный- рефлексивный – неответственный – нерефлексивный – и определить особенности развития их К.к.г.с.п.
Стратегическое направление акмеологии – изучение деятельности государственных служащих с точки зрения содержательных и оценочных аспектов системы представлений о самих себе как профессионалах в различных профессионально значимых позициях, выделенных при исследовании развития К.к.г.с.п. Для содействия ее развитию необходимо акцентирование внимания государственных служащих на блоке важнейших профессионально значимых личностных качеств- формирование у государственных служащих в процессе подготовки и профессионального совершенствования навыков самоуправления, приобретение опыта управленческих действий в нестандартных ситуациях взаимодействия, установки к взаимодействию- развитие установки государственных служащих на личностное самосовершенствование путем познания своих возможностей и адекватной самооценки достигнутого управленческого мастерства.
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ – высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления. Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.
КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕФЛЕКСИВНАЯ – включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые силы, смыслы и ценности, вовлекать и вовлекаться в непривычные системы межличностных и деловых отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Характеристики К.г.с.р.:
– сотворчество, обеспечивающее неразрушительные способы само- и взаиморазвития, когда при решении любой задачи все участники вне зависимости от исходного уровня компетентности вовлекаются (как субъекты совместного созидания) в принципиально избыточное, инновационное и открытое взаимодействие не только друг с другом, но и с социокультурными контекстами-
– субъектная паритетность, достигаемая не за счет уравнивания участников рефлексивно-инновационного взаимодействия, а за счет признания уникальности и творческой самоценности любого его участника-
– полилогическое самоопределение, обеспечивающее осмысленную самоактуализацию (смыслотворчество) и действенную самореализацию (жизнетворчество) каждой личности, участвующей в коллективном созидательном процессе, с учетом не только зоны ближайшего собственного развития, а также развития другой личности, но и на основе отдаленных перспектив их преображения-
– полифоничность, определяющая парадоксальность целостного и многоаспектного восприятия и преображения человеком себя и окружающего мира, т. е. позволяющая более комплексно видеть и анализировать актуальные проблемы и возможные пути личностного и профессионального развития и саморазвития.
На этой основе для кадров государственной службы различного уровня и профессионального профиля разработаны инновационно-гуманистические методы: эффективного решения творческих задач- успешного преодоления проблемно-конфликтных ситуаций межличностного общения и делового взаимодействия в профессиональных коллективах- конструктивного моделирования и проектирования различных инфраструктур управления- творческой уникализации человека в его профес-сиональной деятельности- продуктивной деятельности в различных сферах государственной службы.
Поделиться в соцсетях:
Похожие