Психологическая готовность к политической деятельности
Видео: Сотрудники СУСК по РА ответили на вопросы студентов ГАГУ
Категория готовности в целом отражает соотнесенность качеств субъекта деятельности с ее требованиями. Учитывая многомерность деятельности, готовность необходимо рассматривать как сложное, многостороннее и многоуровневое образование.Так, можно говорить как о готовности к политической деятельности в широком смысле, так и о готовности к работе в конкретной политической роли (депутата, лидера партии, президента и т. п.). Важность такого уточнения обусловлена тем, что, по всей вероятности, ни один человек не участвует в политике "вообще", а исполняет конкретные роли. При этом высокая готовность к одной из них отнюдь не предполагает готовности к другим.
В научной литературе широкое распространение получило понимание готовности как психологической характеристики, обеспечивающей:
— успешность и эффективность деятельности-
— относительно быстрое освоение деятельности-
— ее оптимальное осуществление в сложных, динамично меняющихся ситуациях с наименьшими психологическими и социальными потерями.
Ученые-психологи, на наш взгляд, вполне правомерно предложили рассматривать готовность не только в качестве основы осуществления деятельности, но и достижения ее высокого уровня, вплоть до профессионального мастерства. "Так как уровень готовности... определяет оптимальную работоспособность человека и высокую продуктивность его труда, — пишет А.А.Деркач, то повышение уровня готовности можно рассматривать как основу совершенствования деятельности".
Отличительными чертами психологической готовности к деятельности являются:
— интегративность, целостное отражение в ней ряда сторон личности: мировоззренческой, нравственной, мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой-
— активность, поскольку о настоящей готовности к политической деятельности можно говорить лишь тогда, когда она не ограничивается наличием знаний и навыков, необходимых черт характера, а подразумевает стремление реализовать потенциал на практике.
С активностью тесно связано и такое качество, как творческое отношение к деятельности. Данная сторона психологической готовности проявляется в способности в случае необходимости изменять наличные условия в интересах достижения принятой цели, в противостоянии "логике" сложившихся норм и отношений, которые мешают полноценно работать. Для обозначения двух названных черт готовности отечественным исследователем С.А.Авраменко было введено понятие "субъектная готовность", отражающее "меру внутренней детерминации активности в профессиональной деятельности".
Психологическая готовность к деятельности может существовать в длительной и кратковременной форме. Длительная готовность соотносится с деятельностью, а кратковременная — с ее отдельными элементами. Политическая деятельность реализуется через большое разнообразие взаимосвязанных политических действий, поступков, акций, направленных на достижение того или иного результата. Поэтому можно говорить как о готовности к деятельности политика в целом, так и о готовности к конкретному мероприятию (например, к принятию решения о тактике голосования или к проведению пресс-конференции и т. д.).
Состояние кратковременной готовности, если использовать типологию известного психолога А.Ц.Пуни, может носить характер "боевой готовности" или же "стартовой лихорадки" (излишнего волнения) с соответствующим ему поведением. В данном контексте можно использовать понятие "мобилизационная готовность", отражающее степень соответствия политика ситуациям, требующим от него наивысшего, "пикового" проявления своих возможностей. Можно сказать, что как длительная, так и временная готовность политика к деятельности представляют собой ее два взаимообусловленных измерения. С одной стороны, временная готовность не может появиться вне готовности длительной, но наличие последней не гарантирует автоматического появления ситуативной готовности. С другой стороны, отсутствие или изменение одного из них влияет на успешность деятельности как целого.
Психологическая готовность к политической деятельности по своей природе является системным психологическим конструктом. В его структуре можно выделять такие основные компоненты:
— интеллектуальный (включающий необходимые для политической деятельности политические, экономические, юридические и др. знания и интеллектуальные качества, в частности, творческое мышление)-
— операциональный (требуемые при решении профессиональных политических задач умения и навыки)-
— эмоционально-волевой (способность к оптимальной саморегуляции, стрессоустойчивость, адаптивность)-
— мотивационный.
На наш взгляд, можно говорить о "двухуровневой" структуре психологической готовности. Первый "уровень" составляют такие показатели, как профессионально важные знания, опыт, навыки и умения (т. е. включает интеллектуальный и операциональный компоненты). Он создает основу реализации деятельности. Этот уровень по-иному можно назвать — "потенциальной готовностью" к деятельности. Второй "уровень — это "актуальная" готовность. Она на основе первого "слоя" обеспечивает возможность реализации деятельности. Здесь главными выступают мотивационный и эмоционально-волевой компоненты деятельности.
Каждый вид деятельности имеет свои "приоритеты" готовности. В политической деятельности ведущим компонентом готовности является мотивационный компонент, характеризующий соответствие имеющихся у личности профессионально-значимых побуждений к деятельности задачам выполняемой политической роли. Именно мотивация способствует реализации психологической готовности на практике, определяя как способ, так и направление использования личностного потенциала политика. Кроме того, стремление к наиболее эффективному выполнению политических обязанностей во многом способствует мобилизации сил, использованию волевых качеств и навыков эмоциональной саморегуляции и, таким образом, преодолению неблагоприятных внешних условий реализации деятельности. Таким образом, функции мотивационного компонента заключаются в обеспечении формирования психологической готовности и ее практического воплощения.
Любая деятельность, тем более такой ее сложный вид, как политическая деятельность, является полимотивированной. Создать исчерпывающий перечень таких мотивов достаточно трудно. Однако, обобщая существующие точки зрения в этом вопросе и систематизируя их, можно выделить несколько групп мотивов, наиболее значимых в политической деятельности:
1) мотив власти-
2) социально-статусные мотивы-
3) идеологические мотивы-
4) мотив достижения-
5) мотивы самореализации-
6) социально-ориентированные мотивы-
7) утилитарно-прагматические мотивы-
8) мотивы, общения и т. п.
Рассмотрим некоторые из этих мотивационных групп. Можно согласиться с точкой зрения венгерского психолога Я.Рудаша, что политика относится к тем видам профессиональной деятельности, в которых мотивация власти является ключевым профессионально важным качеством личности, а ее слабая выраженность может снизить эффективность. Однако, как следует из ряда исследований, приближение выраженности мотивации власти к крайней отметке сказывается на продуктивности деятельности также негативно, как и ее недостаток. Оно мешает налаживанию равных межличностных отношений, отталкивает последователей от лидера. С другой стороны, затрудняется объективное восприятие реальности (проявляющееся в стремлении "всегда быть правым"). Это часто ведет к экстремизму, враждебности, негибкости и упрямству, непредсказуемости в поведении.
Мотивация достижения также одна из важнейших мотивационных характеристик успешного политического деятеля, поскольку люди с присущим им развитым мотивом достижения отличаются уверенностью, настойчивостью, реалистичностью, инициативностью, устойчивостью к неудачам. Как отмечается Д. Барбером, данное качество создает предпосылки для оптимизации отношения "должность — человек" и процесса профессионального становления в целом. Нацеленность на высокие стандарты в деятельности является, по мнению А.А.Бодалева, необходимым компонентом профессионализма.
В современной ситуации в России значимым также является "идеологический" мотив. Власть и участие в политике могут быть использованы индивидом для отстаивания своей точки зрения (имеющей, по его мнению, общественную значимость) на ту или иную проблему. Поэтому к группе "идеологических" мотивов можно отнести такие психологические феномены, как стремление выразить свои ценности, убеждения, чувство долга, протеста, ответственности.
Логически связанным с названными мотивами является также желание политика на деле воплотить свои идеи. Если это сопровождается стремлением приносить пользу значительному числу граждан, выражать и отстаивать их интересы, решать общественно значимые проблемы, то мы имеем дело с "социально ориентированной мотивацией".
Конечно, стремление к достижению в профессиональной деятельности может сопровождаться проявлениями как соперничества, так и сотрудничества ее субъектов. Первое неизбежно в условиях становящегося политического плюрализма при отстаивании интересов "своих" избирателей, той или иной общественно-политической организации, выдвинувшей политика. Однако они не имеют права забывать об объединяющей их задаче — обеспечении прогрессивного развития общества. Для того чтобы не уподобиться "лебедю, раку и щуке", политики должны обладать готовностью к эффективной совместной деятельности. Этот мотив справедливо, на наш взгляд, назвать мотивом общения. Его стержнем является стремление к сотрудничеству, побуждающее политиков к согласованной работе.
Решающее значение имеет и то, какой именно мотив в иерархии мотивов будет занимать ведущее место и задаст тот или иной вектор активности политического деятеля. Доказано, что доминирующий мотив детерминирует смысловую окраску всей личности. Неадекватность мотивации и соответственно недостаточная степень мотивационной готовности может проявляться в ограниченности, узости, недостаточной глубине смыслового отражения действительности и негативно влиять на деятельность.
Каждый вид деятельности имеет специфику, отражающуюся в требованиях, предъявляемых к людям, выполняющим ее. Это касается психологических особенностей и, прежде всего, мотивационной сферы субъектов деятельности. Само по себе желание участвовать в политике еще не свидетельствует о мотивационной готовности. Классик социологии политики Е.Вятр отмечает, что, согласно сложившемуся этическому представлению, политик (в подлинном смысле) и священник воспринимаются как люди, обязанные подчинять свою деятельность служению высшей идее, общественному благу, а не личной выгоде.
Такое представление о политиках находится в остром противоречии с реальной действительностью, когда, согласно ряду социологических опросов, по мнению населения, ведущее место среди качеств современных политических деятелей занимают "неуважение к рядовым гражданам", "стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами", "пренебрежение к законам", "корыстолюбие".
Представляется, что, исходя из сформулированного выше понимания сущности политики, наиболее отвечающим современным потребностям развития России и критериям профессионализма должен стать "гражданский" тип мотивации политического деятеля. Она подразумевает высокую степень проявления у политика социально-ориентированных мотивов (нацеленность на выражение и отстаивание интересов большинства граждан), мотивов самореализации, достижения, общения и сотрудничества. При этом мотивы власти и идеологические мотивы в иерархии мотивов должны занимать средний уровень. Утилитарно-прагматические и социально-статусные мотивы должны соответствовать уровню ниже среднего.
Соответствие иерархии мотивов политика задачам его деятельности является существенной предпосылкой успешности выполнения ролевых требований. Однако ограничиваться только данным аспектом мотивационной готовности вряд ли оправданно. Следует принять во внимание, что политическая деятельность не осуществляется в социальном вакууме. Вследствие этого исходные побуждения политика могут меняться.
Исследование этого процесса нашло отражение в теории Дж. Аткинсона, согласно которой итоговая мотивация представляет собой функцию, аргументами которой являются как устойчивые диспозиции личности (мотивы), так и ситуационные детерминанты. В качестве последних могут выступать самые различные факторы (от политического положения в стране до семейных проблем).
Применительно к рассматриваемой теме явление, связывающее побуждения и социальную среду — это отношение "личность — профессиональная деятельность". Преломляясь в психике человека, это отношение отражается в форме когнитивных и эмоциональных феноменов и определяет степень включенности политика в профессиональную деятельность. Данный компонент мотивационной готовности можно назвать регулятивным (в отличие от первого, побудительного (собственно мотивационного).
Каким же должно быть рассматриваемое отношение? Представляется, что со стороны человека необходима высокая субъективная значимость и привлекательность такой сферы социальной активности, как политика (что близко параметру "ценность" в концепции Дж.Аткинсона). Исходя из используемого нами определения политической деятельности, данную сторону регулятивного компонента можно назвать "психологической вовлеченностью в политическую деятельность".
Вовлеченность в этом случае подразумевает предрасположенность и особое стремление субъекта к использованию своих знаний, умений, удовлетворению своих потребностей именно в политической деятельности. И в этом случае можно говорить о склонности к политической деятельности как положительном, внутренне мотивированном отношении к занятию политикой. Например, по отношению к депутату это выражается в том, что свои обязанности он должен исполнять не только по обязанности, потому, что он "избран", а потому, что это необходимо для самого человека. Вне вовлеченности в деятельность становится невозможным (или по крайней мере затруднительным) формирование адекватной профессиональной мотивации и, следовательно, переход готовности из потенциальной возможности в актуальное состояние. Степень вовлеченности или включенности в политическую деятельность воздействует на реализацию мотивационного потенциала. Высокая значимость деятельности способствует мобилизации ресурсов личности и формированию состояния повышенной готовности, необходимой в условиях такого сложного вида труда, как работа политика. Отсутствие интереса к деятельности, выполнение ее исключительно по мотивам долга, чувства ответственности ведет к недостаточной личностной готовности. В этом отношении психологически важно включение в число параметров мотивационного компонента готовности "принятие цели как личностно значимой".
Вовлеченность в политику должна, на наш взгляд, сопровождаться положительным эмоциональным состоянием субъекта. От особенностей настроения (чувства удовлетворения или разочарования) зависит его желание наиболее полно использовать в политике свой опыт, знания, навыки, функциональные ресурсы.
Здесь значимую роль играет такой психологический фактор, как интерес к политике, без которого невозможна подлинная вовлеченность в данную деятельность. Следует особо подчеркнуть, что вовлеченность предполагает значимость и привлекательность как результата, так и процесса его достижения, т. е. сбалансированность дискретного и процессуального моментов в мотивации и, следовательно, в мотивационной готовности. Отсутствие интереса к внешне невзрачной депутатской работе в комиссиях и комитетах (выражающееся в нередком принятии сразу нескольких законопроектов без должной проработки) делает проблематичным достижение качественного результата. Подобный же итог будет иметь преувеличенное внимание на процедурных моментах (что также можно часто наблюдать у российских парламентариев), когда зачастую теряется из виду целевое содержание депутатской деятельности. В связи с этим важным представляется мнение видного американского психолога К.Изарда, который полагает, что "эмоция интереса... является исключительно важным видом мотивации. Это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом". Он также считает, что именно интерес к деятельности является основой творчеств (и, следовательно, залогом профессионального совершенствования).
Резюме
Таким образом, подводя итог рассматриваемой отрасли акмеологического знания — политической акмеологии, можно придти к следующему заключению:
— основным предметным полем этой науки является анализ условий и факторов, способствующих развитию профессионализма политических кадров.
В число актуальных задач этой становящейся дисциплины входят:
— исследование особенностей профессионализма в политической деятельности-
— разработка эффективных алгоритмов решения политических проблем-
— поиск оптимальных методов подготовки политиков к выполнению своих функций-
— политика — это особый вид профессиональной деятельности и как другие ее виды она связана с особым периодом — становлением, который предполагает профессиональное обучение и адаптацию-
— обязательным условием эффективной и успешной политической деятельности является психологическая готовность к ней, основными составляющими которой выступают интеллектуальный, операциональный, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты.
Наиболее перспективной в современных российских условиях является политика с "гражданским" типом мотивации деятельности, что подразумевает высокую степень развития у политических деятелей социально ориентированной мотивации. Говорить о подлинном мастерстве можно лишь в том случае, если политиком проявляется стремление активно осуществлять выражение, защиту и согласование интересов граждан посредством совместной с другими политиками работы в рамках того или иного политического института.
Если же усилия направлены, прежде всего, на завоевание власти как таковой, удовлетворение своих личных интересов, самореализацию за счет других людей (граждан, избирателей), то, каким бы умелым "политическим" технологом ни был человек, вряд ли его можно определить как профессионала (если понимать данный термин в его ценностном, а не узкооперациональном смысле). В данном случае полностью применимо положение А.К. Марковой о том, что профессионализм не ограничивается овладением технологической стороной деятельности, а требует учета того, "что движет человеком в профессии... ради чего он занимается данным делом".
Контрольные вопросы и задания
1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимосвязь политической акмеологии и политической психологии?
2. Нужна ли, по вашему мнению, акмеология практическому политику?
3. Что, по вашему мнению, можно считать феноменом "акме" в политике? Можно ли победу на выборах рассматривать в качестве "акме" политика?
4. Проанализируйте биографии известных политических деятелей. Можно ли их считать профессионалами своего дела? Если да, то благодаря чему они достигли "акме"?
5. Определите, какие акмеологические факторы оказали влияние на профессиональное становление политических деятелей.
Поделиться в соцсетях:
Похожие