Актуальность исследования
Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. В сходстве исторических судеб, образа жизни и этнического сознания народов полиэтнических регионов заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования и взаимного развития. Современное общество характеризуется интегративными процессами, взаимодействием разных этносов и видов человеческой деятельности, что предопределяет и новые проблемы в сфере образования.На территории России существуют исторически сложившиеся полиэтнические регионы, где веками жили представители разных этнических групп (Поволжье, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края и др.), а также регионы, которые граничат с несколькими государствами (в том числе и Псковская область). Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как полиэтнический и некий надэтнический социально-психологический феномен. Возрождение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порождённый глобализацией.
Существуют следующие проблемы и противоречия:
1. У каждой этнической общности складывается неповторимое этносознание, этническая идентичность и этноменталитет. Этнос аккумулирует в себе опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, т.е. каждый этнос имеет свой потенциал – силу психического, общественно-психологического и этноакмеологического отражения и созидания. Однако не существует специально организованных институтов исследования и развития этнического потенциала.
2. К числу перманентных проблем России как многонационального и полиэтнического государства относится проблема этнического сотрудничества и межэтнических конфликтов. В решении проблемы этнических отношений огромный ресурс заложен в образовательных программах целенаправленного развития полиэтнической компетеции как готовности и способности к гармоничному этническому взаимодействию, однако в современности отсутствует единая концепция развития полиэтнической компетентности и копетенции.
3. Современные психология и педагогика, сталкиваясь с противоречием между универсализацией образования и усилением этнизации, не готовы предложить субъектам образования равных условий в удовлетворении этнообразовательных интересов и потребностей. В современном образовании проявляются случаи нетерпимости и насилия, связанные с национальной и религиозной неприязнью, взаимным нетерпимым отношением и этническим эгоизмом. В образовательной практике отсутствуют эффективные образовательные программы обучения личности в духе полиэтничности, толерантности, уважения прав и свобод других людей.
4. В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования государством ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Однако ориентация современного образования на мировой опыт, а не на национальные, этнические и культурные достижения, может привести к исчезновению этнической специфики и тормозить развитие естественных потенциалов населения.
5. Существуют явные противоречия между очевидным, определяющим влиянием этнического потенциала на социализацию личности ребенка и неопределенностью образовательных условий оптимального развития и использования этого потенциала в гармоничном развитии личности- между необходимостью целенаправленного полиэтнического сопровождения субъектов образования и неготовностью педагогов к решению данных проблем, недостаточностью образовательных программ, оптимизирующих этнический потенциал.
6. В современности количество межэтнического непонимания все нарастает, а практического решения в новых формах профилактики не существует. Решение проблемы становления и развития субъектов полиэтнического образования отсутствует в современной образовательной среде, отсутствуют психолого-акмеологические программы, направленные на раскрытие этнического потенциала и его развития как одного из важнейших условий и факторов гармоничного развития личности.
Актуальность данного исследования детерминирована необходимостью создания акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности средствами этноакмеологии образования, опирающейся на полиэтнический потенциал субъектов образования. Ориентация на развитие этноакмеологии образования как нового научного направления акмеологии дана в работах В.П. Бранского, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, П.А. Сорокина.
Этноакмеология образования как новое направление акмеологии развивается на основе теории акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), акмеологии управления (А.А. Деркач), психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), на теории развития и формирования психики ребенка в процессе взаимодействия со средой (В.И. Слободчиков)- исследования по личностно ориентированному образованию (В.Г. Асеев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С.Якиманская)- на социальную синергетику и теорию наций (В.П. Бранский), на концепцию о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества- философские и этнографические исследования и этнологические теории (Т.И. Герасименко, А.Г. Манаков, Г.Е. Марков, В.В. Пименов, А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая)- современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, В.П. Бранский, Л.Н. Гумилёв, Г. Гачев, Э.С. Маркарян, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, П.А. Сорокин, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид)- на концепции использования народного опыта в развитии детей (Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, С.И. Фомина и др.).
В основе акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования находится идея повышения качества процесса и результата современного образования через развитие профессионализма личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Абдалина, А.А.Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, М.А. Манойлова, Е.В.Селезнева, В.Н. Софьина, Л.В. Темнова и др.) средствами этноакмеологии образования.
Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования включает комплексное теоретико-эмпирическое исследование всех субъектов образования (учащихся, родителей, специалистов образования и студентов, будущих специалистов образования)- рассматривает человека как личность в его этническом своеобразии, как субъекта деятельности, общения, познания и труда. Человек как субъект полиэтнической образовательной среды обладает этнопотенциалом: этнической идентичностью, этнической толерантностью, ценностными ориентациями, индивидуально-личностными и культурно-когнитивными особенностями, а также опытом полиэтнического взаимодействия.
Этническая толерантность – социально-психологическая характеристика, которая проявляется в способности и готовности к взаимодействию с этнофорами. Проблема межэтнической терпимости активно изучается многими исследователями в Институте Философии РАН (А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский), в Уральском МИОНе (М.Б. Хомяков), в Институте социологии РАН (Л.М. Дробижева) и мн.др. Разрабатывается содержание понятия этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Б. Риэрдон, Э.Киташов, В.А. Лекторский, Г.У.Солдатова и др.), исследуются признаки и проявления этнической толерантности (Г.С.Кожухарь, М.А. Манойлова, Питер П. Николсон, Б. Риэрдон). Этническая толерантность рассматривается как сложное установочное образование личности (М.С. Мириманова, Е.И. Шлягина, Л.Д. Цицюрская), ценностное отношение к людям (В.В. Кочетков, А.В. Никольский, Л.И. Семина). Проводятся исследования этнической толерантности в отношениях этнофоров (Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Л.М. Дробижева, Д.Н. Клоков, В.Г. Крысько Г.В. Палаткина, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Л.М. Романенко, П.В. Степанова, Т.Г. Стефаненко), также этническую толерантность исследуют в педагогическом взаимодействии (М.П. Бархота, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, В.Н. Галяпина, О.И. Еременко, Е.Ю. Клепцова, А.Т. Кинкулькин, М.А. Манойлова, Н.В.Морозов).
Этническая толерантность – акме-форма полиэтнической компетентности. Психологическим ресурсом развития этнической толерантности является эмоциональный интеллект. Этническую толерантность можно развивать средствами полиэтнической образовательной среды.
Полиэтническая среда – сосуществование двух или более этнических субъектов/групп в одном сообществе, которые вступают в общение и взаимодействие. Полиэтническая образовательная среда – часть образовательной среды в целом, которая создается для развития полиэтнической компетентности субъектов. Полиэтническая образовательная среда оптимизирует становление и развитие этнической идентичности и этнотолерантности, готовит субъектов к пониманию представителей других этносов, принятию этнического разнообразия как данности.
Полиэтническая компетентность основана на знаниях этносов и опыте полиэтнического взаимодействия, предполагает толерантность между этнофорами. Основой развития полиэтнической компетентности является позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности, а эмоциональный интеллект как ресурс этнической толерантности.
Для развития полиэтнической компетентности у специалистов и студентов необходимо: 1) исследование социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью (ученики, родители)- 2) диагностика существующего уровня развития полиэтнической компетентности (педагоги, студенты, будущие специалисты образования)- 3) знание акмеологических условий и факторов развития полиэтнической компетентности как социальной ценности- 4) авторские акмеологические средства развития полиэтнической компетентности.
Цель исследования заключается в разработке акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, как базиса для обоснования нового направления акмеологии – этноакмеологии образования.
Объект исследования – полиэтническая компетентность субъектов образования (ученики начальной и средней школы, родители, студенты высших учебных заведений, специалисты образования).
Предмет исследования – условия и средства развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов, будущих специалистов образования. К условиям будем относить значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня развития полиэтнической компетентности, а к средствам - акмеологические программы и тренинги, учебные дисциплины, направленные на достижение вершин в профессиональной деятельности.
Гипотезы исследования:
1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования основывается на принципах развития, сравнительности, детерминизма, гуманизма, деятельностного подхода, обосновывающие профессиональную компетентность личности в полиэтнической среде.
2. Полиэтническая компетентность специалиста образования представляет собой сложный феномен, имеющий гибкую структуру, меняющуюся в зависимости от конкретной среды- она включает в себя дифференциально-психологическую, социально-психологическую, аутопсихологическую, акмеологическую, специальную, этнокультурно-стереотипную, эмоционально-волевую компетентности, каждая из которых состоит из культурно-когнитивного, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов личности.
3. Развитие полиэтнической компетентности будущих специалистов в вузе может осуществляться путем применения авторских образовательных программ, направленных на развитие этноидентичности, этносознания и этнотолерантности, обеспечивающие развитие полиэтнической компетентности в целом.
4. Акмеологические авторские программы развития полиэтнической компетентности субъектов образования будут способствовать становлению и развитию целостной полиэтнической образовательной среды, если:
- будет учитываться этнический потенциал, как результат этнического самосознания, этнической идентичности и этнотолерантности, а также возрастные и деятельностные особенности субъектов-
- будут использоваться акмеологические программы комплексно и в отношении всех субъектов образования-
- будут включаться активные социально-психологические и акмеологические тренинги, оптимизирующие осознание этнической идентичности, развитие этносознания и этнотолерантности-
- будет периодически проводиться мониторинг оценки качества процесса и качества результата полиэтнического образования.
Задачи исследования:
1. Определить содержание полиэтнической компетентности, и обосновать авторскую систему деятельности по становлению и развитию полиэтнической компетентности субъектов образования.
2. Осуществить анализ этнопотенциала (этнотолерантности, этнотенденций, удовлетворенности образовательной средой) учащихся общеобразовательной школы (начального, среднего и старшего звена обучения) и их родителей разных национальностей для обоснования социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью.
3. Осуществить сравнительный анализ уровня развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов разных национальностей (русских, белорусов, латышей и эстонцев)- определить специфику развития эмоционального интеллекта специалистов образования и студентов как ресурса развития полиэтнической компетентности.
4. Разработать и внедрить в деятельность муниципального образовательного учреждения: научно-практическую площадку «Полиэтническая компетентность в начальной школе» и акмеологические программы «Этническая толерантность младшего школьника», «Этническая толерантность подростка», «Этническая толерантность родителей» с целью оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования.
5. Разработать и внедрить паспорт полиэтнической компетенции для студентов ГОУ ВПО и реализовать его требования в учебной дисциплине, акмеологических программах и тренингах.
6. Осуществить анализ проблемы утраты полиэтнической компетентности в современном вузовском образовании в связи с переходом на европейскую модель обучения, и разработать проект совершенствования качества акмеологической подготовки будущих специалистов образования.
7. Разработать акмеологическую концепцию становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, как эмпирико-теоретическое обоснование нового научного направления акмеологии – этноакмеологии образования.
Методологической базой исследования являются:
- субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В. Знаков, С.П. Иванова, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко)-
- теории социализации и социально-психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Г. Асеев, С.А. Беличева, М.Р.Битянова, Л.И. Божович, А.Л. Журавлев, Г. Крайг, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н. Обозов, Т.Шибутани)-
- теории поликультурного образования (А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яковец, Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман), теории философии образования (С.В. Девятова, В.И. Купцов, Н.Р. Сидоров), акмеологии профессионализма (В.Г. Асеев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина), акмеологии образования (Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, М.А. Манойлова, Н.М. Полетаева), теории проектирования национально - региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (А.Б.Панькин), теории формирования «образа мира» (С.Д. Смирнов)-
- теории этнологических особенностей личности субъекта, разрабатываемых в личностно - ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, В.И.Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), этнопсихологии (Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько), социальной синергетики и теории наций (В.П. Бранский), концепции о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества- философских и этнографических исследованиях и этнологических теориях- современных теориях этноса и этнического развития, антропологии (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Г. Гачев, Э.С. Маркарян, Л.Г. Почебут, П.А. Сорокин, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид и др.)- на концепции использования народного опыта в развитии детей (Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, С.И. Фомина и др.)-
- компетентностный подход в образовании (В.И. Байденко, В.П. Бездухов, В.А. Болотов, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, Н.Ф. Радионова, Дж. Равен, В.В. Сериков, В.Н. Софьина, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др)-
- структурно-системный и структурно-функциональный подходы к личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Н.И. Бондаренко, Ю.М. Забродин, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Свенцицкий, В.Н. Софьина, Г.В. Суходольский, В.А. Ядов, В.А. Якунин и др.)-
- теории активного социально-психологического и акмеологического обучения (И.А. Баева, Ю.Н. Емельянова, А. Либина, Г.И. Марасанов, Е.В. Сидоренко, Л.В. Петровская, Н.Т. Оганесян, П.А. Ситников)-
- теории психологии трудных жизненных ситуаций и совладания с ними (Л.И. Анцыферова, Е.В. Битюцкая, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко).
Общий методологической установкой эмпирической части являются: принцип изменения субъекта методами социально-психологического и акмеологического воздействия- созидательная деятельность субъекта опирается на этническую принадлежность и предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку.
Поделиться в соцсетях:
Похожие