lovmedgu.ru

«Теоретико-методологическое обоснование акмеологической концепции становления и развития субъектов полиэтнического образовании»

В первой главе обосновывается новое направление акмеологии и психологии – этноакмеология образования, рассматриваются социальные институты полиэтнического развития личности, основные понятия этноакмеологии образования и принципы на которых строится новое направление: принцип детерминизма, деятельностный подход, принцип развития, принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей, принцип гуманизма- анализируется образовательное полиэтническое пространство России и Псковской области. Подробно рассматривается полиэтническая компетентность и ее акме-форма – этническая толерантность.

Этнический потенциал субъекта рассматривается как потенциал, которым обладают все субъекты образования, осознанно или нет, по природе принадлежности к конкретному этносу с момента рождения, предполагает достаточно развитую этноидентичность, высокие знания и паттерны поведения своего этноса. Полиэтнический потенциал – компетентность в знаниях и умениях применять их на практике нескольких/многих этносов, владение этнотолерантностью и этносознанием. Главная задача современного образования - помочь раскрыть полиэтнический потенциал и направить его в конструктивное русло развития.

Автором научно обосновывается этноакмеология образования как новое научное направление акмеологии, которое рассматривает «этнос» как одну из определяющих составляющих акмеологии воспитания и обучения в современной полиэтнической образовательной среде. Полиэтническое образование рассматривается как система приобщения субъектов образования к этническому наследию, направленная на развитие этнического потенциала: этноидентичности, этнической толерантности, этнического самосознания. Полиэтническое образование имеет в своей основе теории поликультурного образования, акмеологии образования и воспитания, теории проектирования национально - региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации- исследования этнологических особенностей личности субъекта, разрабатываемых в личностно - ориентированном образовании- этнопсихологию, социальную синергетику и теории наций, концепцию о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества- философские и этнографические исследования и этнологические теории- современные теории этноса и этнического развития, антропологию- концепции использования народного опыта в развитии детей- теории активного акмеологического и социально-психологического обучения.

Осуществлен анализ взаимодействия этнокультуры и образования в полиэтническом пространстве регионов России, которое решает важнейшую задачу упрочения российской государственности посредством приобщения подрастающего поколения к этнической культуре как высшему проявлению духовности и образованности.

Особое внимание уделено полиэтнической компетентности, которая является условием эффективного межличностного взаимодействия специалистов образования с другими субъектами образовательного процесса. Рассмотрены компетентности: дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, специальная, этнокультурно-стереотипная и эмоционально-волевая. На основе обобщения концепций В.Н. Максимовой и В.Н. Софьиной сформирована структура профессиональной полиэтнической компетентности (рис.1). Констатируется, что современное образование – один из способов приобщения к социальным и этническим ценностям.

Большое внимание уделено развитию акме-формы полиэтнической компетентности – этнической толерантности, описаны два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Определен эффективный способ развития этнической толерантности в современном образовании - обучение и воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений. Акцентируется внимание на том, что при развитии этнической толерантности нужно учитывать факторы: симптомы проявления нетерпимости, характеристики профессиональной полиэтнической компетентности специалиста образования, уровни развития толерантности в образовании, специальные методы и средства развития этнической толерантности. Эмоциональный интеллект рассмотрен как психологический ресурс проявления этнической толерантности.

Структура профессиональной полиэтнической компетентности



Рис 1.

Структура профессиональной полиэтнической компетентности

.

Пояснения к рис.1:

ДПК – дифференциально-психологическая компетентность-

СПК – социально-психологическая компетентность-

АПК – аутопсихологическая компетентность-

АК – акмеологическая компетентность-

СК – специальная компетентность-

ЭВ – эмоционально-волевая компетентность-

ЭКС - этнокультурно-стереотипная компетентность.



В конце главы сделаны выводы о том, что этноакмеология образования – наука о вершинности развития субъектов полиэтнического образования разных возрастов и видов деятельности (специалистов и будущих специалистов образования, учащихся и их родителей). Взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этносов и психолого-педагогических, акмеологических достижениях, обеспечивает социализацию подрастающего человека, позволяя ему интегрироваться в единое пространство этнокультуры России и Мира.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » «Теоретико-методологическое обоснование акмеологической концепции становления и развития субъектов полиэтнического образовании»