Психология корабельного коллектива в системе обучения и воспитания воинов
Любое общество состоит из большого количества групп, внутри которых развивается психика человека, формируются ее составляющие. При этом под социальными группами понимают устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами [40, с. 190]. В зависимости от размера группы могут быть:1) большими (нация, класс, религиозная концессия и т. п.)-
2) средними (территориальная общность, предприятие, местная организация и др.)-
3) малыми (коллективы, диффузные группы , семья и т. п.)-
4) микрогруппами (возникают внутри малых групп, как правило, отличаются особой близостью отношений между членами).
Для командира любого воинского подразделения очень важным является знание психологии коллектива, поскольку коллективный характер воинской деятельности накладывает определенные особенности на формирование личности воина. Под коллективом подразумевают социальную общность и совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к этой общности и признающихся ее членами с точки зрения других людей. Ему присущи следующие основные черты: устойчивое взаимодействие, способствующее прочности и стабильности существования коллектива- отчетливо выраженная однородность состава- относительно высокая степень сплоченности (единство взглядов, установок, позиций)- структурированность (распределение функций, ответственности, прав и обязанностей)- организованность- открытость (готовность к приему новых членов).
Под психологией коллектива понимается сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов [20, с. 274]. Основными ее компонентами являются: социально-психологические явления межличностных отношений- коллективные мнения- коллективные настроения- коллективные психические состояния- традиции. Социально-психологические явления и процессы, происходящие в коллективе, образуют его социально-психологическую атмосферу, которая оказывает существенное влияние не только на формирование личности каждого члена коллектива, но и на сплоченность, дисциплину, эффективность деятельности всего коллектива. Они действуют в любом коллективе, в том числе и в корабельном экипаже. Поэтому эффективность обучения и воспитания подчиненных во многом зависит и от того, насколько хорошо командир корабельного подразделения разбирается в психологии коллектива своего подразделения.
Поделиться в соцсетях:
Похожие