lovmedgu.ru

Виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Формирование позвоночника

Если вы думаете, что нарушения осанки не передаются по наследству, это не так. Если в родне будущего ребенка наблюдались подобные патологии, то вероятность развития нарушений у него возрастает в разы. Имеет значение и то, как протекает беременность – врожденные патологии позвоночного столба тоже встречаются.

Для каждого возрастного периода ребенка свойственно свое строение позвоночника, которое считается нормой. У новорожденного ребенка спинка ровная и остается такой почти до года. Как только ребенок начинает ходить, в позвоночнике формируются физиологические изгибы, обеспечивающие правильную форму позвоночника и выполняющие амортизирующую функцию. Процесс формирования правильной осанки заканчивается к 12, а то и к 14 годам, поэтому родители должны постоянно помнить и прилагать все усилия для профилактики нарушений осанки у детей.

Формирование позвоночных изгибов у детей

Теперь рассмотрим, как должен в норме выглядеть здоровый позвоночник, и какие виды нарушений осанки существуют.

Здоровый позвоночник имеет 2 изгиба кпереди. Они носят название лордозов. Различают физиологический шейный и поясничный лордоз. 2 изгиба кзади располагаются в грудном и поясничном отделах. Они носят названия кифозов. Как лордоз, так и кифоз в норме имеет определенный угол прогиба, любое увеличение или уменьшение угла считается патологией. В зависимости от величины отклонения от нормы, определяются степени нарушения осанки.

О разновидностях патологий

Самое распространенное нарушение осанки – это искривление позвоночника вбок. На медицинском языке такая патология носит название сколиоза.

О патологическом кифозе говорят, если позвоночник сильно выгибается назад, патологический лордоз характеризуется слишком сильным прогибом вперед. Теперь рассмотрим перечисленные нарушения осанки детально.

Сколиоз

Нарушение осанки по типу сколиоза бывает, как врожденным, так и приобретенным. Если при таком изменении наблюдаются дефекты позвонков, сколиоз называется структурным. Если же целостность и строение позвонков не нарушено, имеет место неструктурный сколиоз.

Сколиоз 1 – 2 степени

Классификация заболевания представлена тремя степенями:

  • 1 степень – незначительное искривление, которое поддается коррекции
  • 2 степень – сколиоз можно корректировать только вытяжением
  • 3 степень – нарушение осанки, включающее в себя не только стойкое искривление позвоночника вбок. но и изменение расположения ребер. Грудная клетка сильно деформируется, что приводит к патологиям дыхания.
  • Чаще всего сколиотическое нарушение осанки 1 степени выявляется у дошкольников во время ежегодных медицинских осмотров. Родители могут и не заметить начала заболевания, т. к. изменения позвоночника происходят очень медленно и на 1 стадии почти незаметны. Диагностика нарушений осанки 1 степени не требует проведения каких-то сложных медицинских манипуляций, врач может установить такой диагноз на основании визуального осмотра. Приведем несколько критериев оценки правильной осанки, по которым и вы сможете без труда определить, правильно ли формируется спинка вашего малыша. Здоровый ребенок выглядит следующим образом:

  • При осмотре спереди плечи малыша не выдаются вперед, реберные дуги располагаются симметрично
  • При осмотре сбоку грудная клетка не выглядит выпуклой или впалой, голова немного приподнята, живот незначительно выдается вперед, ножки прямые
  • При осмотре сзади видно, что позвоночные отростки расположены ровно, не отклоняясь вбок. Лопатки немного выступают и расположены симметрично.
  • Физические упражнения с раннего возраста – залог правильной осанки

    Какие же причины могут вызвать развитие сколиоза у детей дошкольного возраста? Если ребенок родился здоровым, без признаков ДЦП, синдрома Марфана или других патологий, которые могут вызывать врожденные нарушения осанки у детей, спровоцировать развитие дефектов позвоночника могут:

    А еще советуем почитать:

  • Травматические повреждения спины
  • Малоподвижный образ жизни. Здесь вы можете нам возразить, утверждая, что ваш ребенок непоседлив и много бегает, но поверьте, потребность детского организма в движениях является гораздо большей, чем вы себе это представляете. Обратите внимание, как играет ваш ребенок, как смотрит телевизор. Если заметите, что у него при длительном сидении сформировалась привычка округлять спину – профилактика нарушения осанки должна проводиться регулярно. Сделать это несложно. Приучите вашего ребенка играть лежа – можно удобно расположиться не на диване, а на полу, при этом нагрузка на позвоночник будет минимальной. Научитесь массажным приемам. Массаж плюс ежедневные физические упражнения – прекрасное средство для оздоровления позвоночника. Если массаж для вас сродни искусству, и вы не хотите ему учиться, посещайте с ребенком бассейн. Плавание и разнообразные водные упражнения являются лучшей профилактикой нарушений осанки.
  • Неправильная высота детской мебели тоже вызывает нарушения осанки у дошкольников. Столы и стулья, как в детских учреждениях, так и дома должны быть подобраны в соответствии с ростом ребенка.
  • Патологический кифоз

    Чаще встречается подобное нарушение осанки у школьников. Причина – привычка сутулить спину во время занятий и продолжительная односторонняя нагрузка на позвоночный столб, которая возникает при постоянном ношении портфеля в одной руке. Патологический кифоз, как и сколиоз, имеет три степени:

  • 1 степень диагностируется, если позвоночник выгнут назад более чем на 30 градусов
  • 2 степень – изгиб позвоночника назад составляет от 30 до 60 градусов
  • 3 степень – выше 60 градусов.
  • Так выглядит патологический кифоз грудного отдела

    Если вашему ребенку трудно держать спину ровно, он постоянно сутулится, требуется дополнительная диагностика. Не пренебрегайте обращением к врачу, ведь чем выше степень нарушения осанки, тем трудней ее лечить. Обращаться следует к хирургу или ортопеду, именно они направят вас с ребенком на рентген для уточнения диагноза. Чтобы выявить нарушения осанки, ребенку сделают 2 рентгеновских снимка – лежа и сидя, это поможет определить типы и степень того или иного искривления позвоночника.

    Патологический лордоз

    Дефекты изгибов кпереди у детей всех возрастов встречаются крайне редко. Нарушение осанки у подростка по типу лордоза может быть компенсаторной реакцией на патологический кифоз или сколиоз. Привести к патологическому лордозу может избыточный вес или травмы поясничного отдела.

    Лечение

    Лечение нарушения осанки проводиться комплексно. Вот основные мероприятия, которые будут назначены врачом:

  • Лечебная физкультура. Врач направит вас к специалисту по ЛФК, который научит ребенка правильно выполнять упражнения. Только после того, как ребенок хорошо освоит технику лечебной физкультуры, можно продолжить занятия на дому. При 2 – 3 степени искривление позвоночника, родителям могут предложить перевести ребенка в специальный детский сад или школу, где обучение детей проводится лежа. Упражнения для позвоночника должны быть включены в ежедневный комплекс утренней зарядки, это поможет избежать искривлению позвоночного столба.
  • Массаж при нарушении осанки рекомендуется проводить несколько раз в год. Выбирая массажиста, не пользуйтесь сомнительными рекомендациями знакомых. Проводить массаж должен только медицинский специалист. А где разыскать настоящего профессионала, вам подскажет врач.
  • Медикаменты, методики вытяжения позвоночника врач подбирает при необходимости. Лучше проводить комплексное лечение в остеопатическом детском центре, где созданы все условия для лечения нарушений осанки. Беда лишь в том, что разыскать профессиональный центр для лечения детей не просто, и есть они только в больших городах. А вот бассейн найти проще. И если вы с раннего возраста научите ребенка плаванию, проблем с позвоночником у него не возникнет.
  • Оперативное лечение. Применяется только при врожденных нарушениях осанки и тяжелой степени искривления позвоночника.
  • Не позволяйте детям подолгу сидеть за компьютером или телевизором
  • Вместо портфеля школьнику покупайте рюкзак
  • Не перекармливайте детей, следите за массой тела
  • Следите, чтобы физическая активность ребенка была достаточной.
  • Использование фитбол-гимнастики для коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные работы

    Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки, причины и факторы ее нарушения у детей дошкольного возраста. Определение особенностей физического развития и физической подготовки детей. Формы лечебной физкультуры для дошкольников.

    курсовая работа [4,9 M], добавлена 18.05.2014

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа [126,0 K], добавлена 11.12.2014

    Мониторинг физического развития дошкольников. Основные особенности развития детей дошкольного возраста и их оценка. Выявление причин нарушения физического развития детей. Состояние опорно-двигательного аппарата. Измерение роста у детей старше года.

    реферат [26,5 K], добавлена 10.06.2013

    Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия.

    курсовая работа [144,2 K], добавлена 23.11.2008

    Причины и виды нарушений осанки. Профилактическое воздействие физических упражнений. Фактическое состояние опорно-двигательного аппарата (осанки). Особенности методики занятий физическими упражнениями при нарушениях осанки в виде плоской спины у юношей.

    дипломная работа [1,4 M], добавлена 21.01.2011

    Возрастные особенности костей, скелета и мышечной системы, изменение их структуры с возрастом. Причины нарушения осанки у детей. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в дошкольном учреждении и в семье.

    реферат [248,4 K], добавлена 24.10.2011

    Привычное положение человека в покое и в движении. Сколиотическая болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Средства реабилитации детей с нарушением осанки. Комплекс упражнений, направленных на коррекцию нарушения осанки.

    курсовая работа [571,2 K], добавлена 29.09.2012

    Характеристика правильной осанки и оценка её состояния. Этиология, патогенез развития нарушения осанки во фронтальной плоскости. Динамика антропометрических показателей, функционального состояния дыхательной системы и физической подготовленности у детей.

    курсовая работа [64,0 K], добавлена 05.01.2015

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Методы комплексной реабилитации детей 11-12 лет с асимметричной осанкой: ЛФК, массаж и физиотерапия. Определение гибкости позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.

    дипломная работа [423,8 K], добавлена 16.10.2011

    Этиология и патогенез сколиоза, типология болезни, ее диагностика и профилактика. Влияние физических упражнений на организм ребенка. Оценка эффективности применения комплексов фитбол-гимнастики, направленных на коррекцию сколиоза у детей 5-7 лет.

    дипломная работа [416,5 K], добавлена 10.06.2010

    Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте формируется психическое и физическое развитие ребёнка, формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты не до конца, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Актуальность воспитания правильной осанки у детей очевидна, ведь заболевания позвоночника являются наиболее частой причиной потери работоспособности и ухудшения качества жизни. Формирование правильной осанки происходит под присмотром родителей, ведь осанка – это результат контроля и заботы. Нарушение осанки у детей дошкольного возраста способствует возникновению серьёзных проблем в будущем.

    Вот некоторые из причин, по которым у ребёнка нарушается осанка:

  • Мебель, не соответствующая возрасту
  • Вынужденное нахождение в неудобной позе длительное время
  • Ношение рюкзака на одном плече
  • Постоянная опора на одну ногу
  • Родители могут видеть первые симптомы нарушения осанки у ребёнка дошкольного возраста. Для этого достаточно понаблюдать, как ребёнок стоит или сидит в непринуждённой позе, или ходит. Если осанка правильная, то лопатки должны быть абсолютно симметричны, плечи будут на одном уровне, походка правильная и ноги ровные. Есть несколько способов, как самостоятельно определить состояние осанки у ребёнка дошкольного возраста:

  • Ребёнок раздет до пояса и стоит в непринуждённой позе. Берём сантиметровую ленту и измеряем расстояние от наиболее выступающего 7-го шейного позвонка до нижнего угла правой, а затем левой лопатки. Если расстояние одинаковое – у ребёнка все в порядке с осанкой. Если нет – присутствуют нарушения.
  • Ещё один способ – измерение плечевого индекса. Той же лентой необходимо измерить ширину плеч спереди и сзади (плечевая дуга). Рассчитываем так: (ширина плеч плечевая дуга) * 100%. Если результат составляет менее 90%, то у ребёнка осанка нарушена. Следовательно, индекс от 90% до 100% свидетельствует об отсутствии нарушений.
  • Лечение физкультурой

    Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса. Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

    Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.
  • Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

    Как сидеть и стоять правильно?

    Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула. Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

    Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

    ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

    Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

    Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

    Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

    Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

    Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

    На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

    В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

    Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

    - во всех группах мебель подбирать по росту детей

    - учитывать посадку ребёнка за столом

    - обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её

    - соблюдать двигательный режим

    - вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

    Возрастные особенности формирования осанки

    Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

    Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

    Причины нарушений осанки:

    1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

    виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста

    2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

    3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

    4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

    5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

    Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

    Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

    Профилактика

    Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

    Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

    Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

    виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста

    Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

    Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

    виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста

    В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

    Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

    Правильная поза при посадке:

    Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле

    Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом

    Локти не должны находиться на весу

    Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска

    Освещение должно находиться слева от ребенка.

    Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

    Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

    Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

    Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

    Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

    Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

    В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

    Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

    Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста