Воображение у детей с зпр
Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организм.[10248]
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. В данном виде деятельности проявляются все психические процессы, основным образом воображение ребенка. Именно поэтому особенности игры детей с задержкой психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния в плане оценки процесса воображения на фоне дефекта.
Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых понимание взаимоотношений людей и их действий умение применить накопленные знания в условиях игры умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.
Если охарактеризовать игру детей с задержкой психического развития, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей.
Сюжетная игра, которая у нормально развивающихся детей к шести годам достигает вершины своего развития, у детей рассматриваемой категории отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил. Эти особенности у нормально развивающихся детей наблюдаются в младшем дошкольном возрасте.
При этом, как было показано в исследованиях Е.С.Слепович (1990) и ее сотрудников, дети описываемой категории вообще самостоятельно не начинают таких игр. Дети видели в комнате, куда их приводили, подготовленные наборы игрушек по темам: «Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», — но в отличие от нормально развивающихся детей они не начинали сюжетной игры. Они иногда брали игрушки, рассматривали их, совершали предметно - игровые действия. На вопрос, что они делают, следовали ответы: «Машину катаю», «Одеваю куклу». В другой части случаев ответы детей свидетельствовали о том, что они вписывают действия в определенную воображаемую ситуацию: «На стройку кирпич везу». Это давало основания оценивать такие действия как отобразительные игровые. Если экспериментатор побуждал детей к игре, не предлагая сюжета, случаи игровых действий учащались более чем в пять раз, оставаясь в большинстве своем все же на уровне предметно-игровых. Однако число попыток организовать сюжетно - отобразительные действия заметно возросло. Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкой психического развития, которые не предпринимали попыток начать игру и просто ходили или бегали по комнате, или занимались каким-то другим делом.
Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью действий замещения. В целом игра детей с задержкой психического развития носит стереотипный, нетворческий характер.[ 7106-107]
Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы
делают что – то своими руками, должны четко соблюдаться требования:
- работу надо выполнять чисто и аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому /5,74/.
Глава II. Экспериментальное исследование проблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития
С особыми образовательными потребностями.
II-1 Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития.
Целью экспериментального исследования является выявление уровня развития творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
Практическая часть работы состоит из 3 этапов:
I этап – констатирующий эксперимент
Цель: диагностика уровня сформированности творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
II этап – развивающий эксперимент
Цель: развитие творческого воображения у детей через кружковую работу.
III этап – повторный констатирующий эксперимент
Цель: сравнить результаты и выявить динамику развития творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
В конце каждого этапа работы проводился анализ полученных данных.
Базой для проведения исследования являлся областной детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В эксперименте принимали участие дети группы № 12 в количестве 15 человек с диагнозом задержкой психического развития.
В констатирующем эксперименте была поставлена цель – установление точных данных о состоянии развития творческого воображения у детей данной группы.
Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие диагностические методики:
методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.)
методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.).
Все методики были адаптированы для детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально.
В процессе эксперимента соблюдались следующие требования:
Игровой характер тестирования.
Соблюдение стандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры, одинаковая инструкция.
Дифференцированный подход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.
Все задания направлены в первую очередь на оценку развития воображения у детей и степень его развития. Задания позволяют судить об общем уровне интеллектуального развития ребенка.
Задание № 1 «Придумай рассказ».
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение одной минуты, а затем пересказать его в течение второй минуты. Это может быть какая-либо история или сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
скорость придумывания рассказа
необычность, оригинальность сюжета
разнообразие образов, используемых в рассказе
проработанность и детализация этих образов
эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 балла – если ребенку удалось придумать рассказ не более, чем за 30 секунд.
1 балл – если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.
0 баллов – если ребенок за 1 минуту так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается:
2 балла – если сюжет рассказа придуман самим ребенком, оригинален.
1 балл – если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя
0 баллов – если ребенок просто механически пересказывает то, что когда-либо он видел.
Разнообразие образов оценивается:
2 балла – если в рассказе имеется 4 и более персонажа (вещи, события).
1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа.
0 баллов – если в рассказе говорится только об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:
2 балла – если объекты, упомянутые в рассказе характеризуются тремя и более признаками.
1 балл – если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака.
0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2 балла – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоционально.
1 балл – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ.
0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей, предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.
Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа - Педагогика
Другие дипломы по предмету Педагогика
?очников мы можем сделать вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Это необходимо знать каждому учителю и использовать для своей работы при формировании личности учащегося.
1.2 Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития.
Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению. [25, 74]
Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. (Ульенкова У.В. 1990 Власова Т.А. Певзнер М.С. 1973 Мачихина В.Ф. Цыпина Н.А. 1981 Лебединская К.С. 1982). Но все же нам удалось найти некоторые работы по этой проблеме, например, Е.А. Медведева занималась проблемой формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития.
По данным Медведевой Е.А. было зафиксировано отставание младших школьников с задержкой психического развития в развитии воображения от их нормально развивающихся сверстников. Одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно - потребностного компонента в творческой деятельности. Интерес к творческим заданиям наблюдается у некоторых. Было зафиксировано, что интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности задания (повышается в тех случаях, когда задание доступно и резко падает, когда встречаются трудности). Это указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом. [30, 45]
Важным моментом, пишет Медведева Е.А, является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоционально- чувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них iормирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей.
Деятельность воображения сочетается с подражательностью, а интуиция с сознательным поиском средств выразительности образа. Дети испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных видах ролевых игр. Более того, разные виды опоры (наглядная и словесная) не являются для детей с задержкой психического развития пусковым механизмом для разворачивания творчества.
Дети с ЗПР испытывают трудности в использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственного замысла. Некоторые только с помощью взрослого, после вербального описания характерных особенностей персонажей способны к поиску средств выразительности образов в ролевых играх. При этом дети недостаточно владеют техникой целостно - пластического воплощения образов воображения во внешнюю форму. Таким образом, особенностью воображения детей с задержкой психического развития является неiормированность предпосылок творческого воображения. [35, 87]
Особое место в психологическом портрете детей с задержкой психического развития занимает iера их образов-представлений. Последние синкретичны, негибки и статичны. С наибольшей очевидностью указанное качество представлений этих детей проявляется в игровой деятельности. [43, 25]
Как отмечает Д.Б. Эльконин, в игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая и отличает ее от простого предметного манипулирования [54, 98]. Игровое поведение детей с задержкой психического развития указывает на трудности создания ими воображаемой ситуации. Этим детям не удается подняться над пространством наличных обыденных предметных раiленений, произведенных специальной деятельностью взрослых людей и взглянуть на эти раiленения как бы сверху. Смысл их игр состоит в совершении манипуляций с игрушкой. [9, 65]
Е.С. Слепович в своих исследованиях игровой деятельности отмечает следующие особенности воображения у ребенка с задержкой психического развития. Эти особенности касаются таких структур воображения как порождения общей идеи и создания плана ее воплощения. В норме первый этап в развитой форме включает вариативность образов и возможность субъективного выбора. Изучение процесса воображения в игровой деятельности детей с заде
Воображение детей с задержкой психического развития
Описание: Цель исследования: изучить особенности воображения у школьников с задержкой психического развития (ЗПР).
ZPR готовый.docx
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ развития ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 4
- Понятие и основные подходы к воображению.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.9 Особенности воображения у младших школьников с ЗПР .14
ВЫВОДЫ ..19
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР18
2.1 Организация и методики исследования... 18
2.2 Результаты исследования .21
2.3 Выводы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. .34