Периодизация психического развития, разработаннаяд. Б. Элькониным
В основу периодизации психического развития детства Д. Б. Эльконин взял обоснованные Л. С. Выготским критерии – социальную ситуацию развития и психическое новообразование, а также ведущую деятельность, выделенную А.Н. Леонтьевым, как механизм развития. Этапы психического развития определены следующие.I. Младенческий возраст (до 1 г.):
- социальная ситуация развития – родители-
- новообразования – потребность в общении, эмоциональное оживление (комплекс оживления), прямохождение-
= ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение с мамой.
II. Раннее детство (1-3 г.):
- социальная ситуация развития – семья-
- новообразования – речь, наглядно-действенное мышление, усвоение нравственных норм-
- ведущая деятельность – предметно-манипулятивная деятельность.
III. Дошкольный возраст (3-7 лет):
- социальная ситуация развития – сверстники-
- новообразования – воображение, соподчинение мотивов-
- ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
IV. Младший школьный возраст (7-11 лет):
- социальная ситуация развития – школа-
- новообразования – произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия-
- ведущая деятельность – учебная деятельность.
V. Подростковый возраст (12-16 лет):
- социальная ситуация развития – сверстники-
- новообразования – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении-
= ведущая деятельность – интимно-личностное общение.
VI. Ранний юношеский возраст (16-18 лет):
- социальная ситуация развития – взрослые и сверстники-
- новообразования – мировоззрение, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение, полоролевое поведение-
- ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность.
Поделиться в соцсетях:
Похожие