Критерии аутопсихологической компетентности в сфересамоуправления, саморегуляции и самоконтроля
Основные принципы и закономерности психической саморегуляции были заложены в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, П.К.Анохина. Дальнейшее развитие эта проблема получила развитие в работах Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.Н. Мясищева, А.Ф. Лазурского. Современные представления о психической саморегуляции представлены в целом ряде работ, имеющих теоретико – прикладной характер и раскрывающих понятия саморегуляции (О.Н.Конопкин), самоконтроля (Г.С. Никифоров), волевой регуляции (В.А. Иванников), ответственности (А.Муздыбаев) и т.д.Прикладные аспекты проблемы психической саморегуляции отражены в работах, раскрывающих понятия аутогенной тренировки, самогипноза, медитации, самопрограммирования, психотехнологий и т. п. (Х. Линдеман, Л.Шерток, И.Г.Шульц, Г.С.Беляев, Л.П.Гримак, О.И.Жданов, А.С.Огнев, М.Ф.Секач, Ф.Е. Василюк, Г.В.Смирнов, и др). Широкое распространение и практическое применение методы, приемы и средства саморегуляции получили в спорте и поэтому достаточно глубоко изучались в психологии спорта (А.Д. Ганюшкин, А.В.Алексеев, А.Т.Филатов, А.В. Радионов, В.П. Некрасов, Г.С.Никифоров, Д.С. Киршенбаум, Е.П. Щербаков, А.О.Прохоров, Э.А.Кулакова и др.).
Рассмотрим наиболее существенные с точки зрения изучения АК личности положения и постулаты, полученные в исследованиях самоуправления, саморегуляции и самоконтроля.
В современной психологии еще не сложилось удовлетворительное толкование понятий самоуправления и саморегулирования. Нередко они используются как синонимы. Вопрос об их специфике затушевывается в рамках все расширяющихся исследований, объединяемых под названием "проблемы психической саморегуляции". Процессы психического самоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессы саморегулирования, или саморегуляции. Другое дело, что обоснованное непротиворечивое раскрытие общих и специфических сторон процессов психического самоуправления и саморегулирования представляется на сегодня открытым.
В самом общем случае под психическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). Итак, субъектом самоуправления (саморегулирования) является сам человек, а в качестве объекта могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность или собственное поведение.
Исходя из наших предположений, высокий уровень аутопсихологической компетентности предполагает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренним ресурсом. Оптимальное соединение в практической деятельности актуальных способностей, потенциальных возможностей и управление этими составляющими через аутопсихологическую компетентность создает акмеологический резерв личностно-профессионального развития .
Идея внутреннего самоуправления неоднократно высказывалась учеными, подчеркивалась особая активность и значимость внутреннего мира как сложного механизма регуляции социального поведения человека.
Мы исходим из понимания аутопсихологической компетентности как способности личности ориентироваться в интраиндивидном (или внутриличностном) пространстве, изменяя, совершенствуя и развивая его .
В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления (С)- тех, кем управляют – объектами управления (О). Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть С и О объединяются в единое целое, то в этом случае имеет место частный случай в управлении, называемый самооуправлением.
В ХХ веке сформировалась специальная наука, кибернетика, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Она исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов. Согласно которой, любое управление осуществляется в соответствии с моделью "черного ящика", где обозначается (см. сх. 5):
Обратная связь
а) субъект управления и его управленческое действие С-
б) "черный ящик", т. е. объект управления-
в) реакция объекта на управленческое воздействие Р-
г) обратная связь-
д) цель деятельности.
Схема 5. Модель "черного ящика"
Исходя из общей модели управления, управление аутопсихологическим ресурсом представляет собой процесс воздействия субъекта управления в лице специалиста-профессионала, на объект – собственные представления, актуальные и потенциальные состояния, чувства и т. д. с целью придать определенную направленность профессиональной деятельности и получить желаемый результат. В качестве конечной цели в данном случае выступает достижение эффективного результата профессиональной деятельности. Собственное саморазвитие является промежуточной целью, обеспечивающей достижение вершин профессионализма.
Данная модель отражает тот факт, что личностно-профессиональное развитие происходит в пространстве как внутренней, так и внешней активности индивида. При этом формами существования личности становятся свобода, ответственность и выбор. Реализация развивающей модели аутопсихологической компетентности связана с конструированием личностно-развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации заложенного в личности потенциала. Это создает акмеологическое пространство необходимых условий и факторов для самосовершенствования.
Субъект самоуправления специфичен прежде всего совмещением со своим объектом в одном лице. Для самоуправления характерно внутреннее ролевое раздвоение на Я-наблюдателя, Я-объекта изменения, Я-реализующего самоизменение. Аутопсихологические технологии предполагают объединение психотерапевтических позиций клиента и терапевта в одном лице.
Специфичность субъекта самоуправления связана также с наличием противоречий между изначально данным стремлением личности к саморазвитию (К.Роджерс, А.Маслоу) и существованием ряда внутренних и внешних ограничений. Эти ограничеиия обусловлены наличием бессознательных механизмов в регуляции поведения человека.
Идея "черного ящика" как объекта самоуправления отражает его сложность, непредсказуемость, сложность познания. В контексте развития аутопсихологической компетентности эта идея реализуется в выделении критериев реалистичного самосознания (интегративности, реалистичности, диалогичности), о которых говорилось выше. Аутопсихологическая компетентность как субъектное свойство включает уровень самосознания и саморегуляции, обеспечивающий: знание человека о самом себе- адекватную оценку своих возможностей- способность к самонаблюдению и рефлексии- способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса-контроля- потребность в самопознании и саморазвитии. Аутопсихологическая компетентность участвует в формировании субъектных характеристик профессионала (самоотношении, самооценке, саморегулировании), в проектировании себя как профессионала.
Возвращаясь к универсальной модели управления, рассмотрим в контексте самоуправления схему обратной связи (см. сх. 6).
Схема 6.
Схема обратной связи
Эффективная обратная связь возможна путем последовательных приближений актуальных способностей к потенциальным возможностям. Фактически механизм обратной связи обеспечивает реализацию акмеологического ресурса, переводя потенциальное в актуальное. Компонентами процесса обратной связи являются: диагностика наличных состояний, модель желаемых состояний, знание своих ресурсов, освоение новых действий для сокращения различий между актуальным и потенциальным. Таким образом, акмеологический подход к изучению аутопсихологической компетентности с точки зрения проблем самоуправления, саморегуляции и самоконтроля состоит в ее понимании как характеристики и механизма самоорганизующейся системы, каковым является человек как субъект жизни и профессиональной деятельности. Самоорганизация понимается как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы (И.Пригожин). Причем процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. С этой точки зрения аутопсихологическая компетентность выражается в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами внутренней организации субъекта и личности (самосознания, самореализации, самоактуализации).
В качестве субъекта личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности, отвечающий качествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам данного вида деятельности. Способ деятельности есть более или менее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей "инстанцией" деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом. Обеспечение требований деятельности осуществляется не в порядке установления однозначного соответствия им того или иного психического процесса, состояния- это осуществляется на основе саморегуляции. Введение в отечественную психологию при исследовании сенсомоторной деятельности А.А.Конопкиным понятия "саморегуляции" явилось важным моментом в развитии концепции субъекта прежде всего потому, что оно позволяет преодолеть инвариантную абстрактную парадигму деятельности (цель, мотив, предмет и т. д.). Субъект является организатором, источником не одного, а сотен "сдвигов", вариантов, стратегий, способов осуществления деятельности на всем ее протяжении, что позволяет осуществлять выбор стратегии субъективно наиболее привлекательной, не обязательно легкой, результативно наиболее оптимальной- на основе саморегуляции – обеспечивать определенное (в соответствии с объективными и субъективными критериями) качество выполнения деятельности. Эта идея находит свое отражение при соотношении понятий самоуправления, саморегуляции и самоконтроля.
Процессы психического самоуправления (саморегулирования) носят обязательно сознательный (но не всегда во всех своих фазах осознанный) и целенаправленный (а следовательно, и активный) характер. Например, занимаясь психической тренировкой (развитием) памяти, внимания, быстроты реагирования и других процессов или овладевая навыками психической регуляции собственного состояния (с помощью, например, аутогенной тренировки), человек может руководствоваться при этом целями общего характера, т. е. самосовершенствования, укрепления своего психического здоровья и т. п., безотносительно к тому, в каких именно видах деятельности или поведенческих актах он воспользуется потом своими достижениями в результате специальных тренировок.
Взрослому человеку присущи многообразные и сложные сочетания процессов самоуправления и саморегулирования. Они лежат в основе становления личности, формирования субъекта деятельности и поведения. Их чередование подчас трудно уловимо, они в постоянной динамике и не всегда просто осуществить их разъединение в познавательных целях. В самом общем смысле психическое самоуправление и саморегулирование соотносятся между собой как целое и часть: управление включает в себя регулирование, но не наоборот. Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и деятельности, постановка соответствующих целей, выбор путей (программ) их достижения. Упрощенно говоря, самоуправление для субъекта – это решение вопросов о том, что и как делать. Спецификой саморегулирования является исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегулированию – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Контуры психического саморегулирования относительно автономны.
Если определен объект саморегулирования, заданы цель функционирования и программа ее достижения, актуализированы необходимые механизмы самоконтроля, то контур саморегулирования способен самостоятельно решать поставленную перед ним задачу, не выходя тем не менее (если речь идет о психической норме) из-под контроля со стороны самоуправления. Если саморегулирование подчинено, как правило, решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу: выбор жизненного пути, постановку задач самоусовершенствования, конкретизацию целей самовоспитания и др.
По отношению к самоуправлению и саморегулированию самоконтроль играет подчиненную роль в том смысле, что хотя он и является важнейшим, но все-таки только одним из компонентов в их составе. Специфика представленности самоконтроля сформулирована в концепции "кольца в кольце". В соответствии с этой концепцией особенность самоконтроля заключается в том, что в кольцевой схеме процесса психического самоуправления (саморегулирования) он имеет не точечную (жестко фиксированную) привязку, а включен во все формы проявления психического, вовлеченные в организацию этого процесса, т. е. в замкнутый контур самоуправления (саморегулирования) вписано, встроено кольцо механизмов самоконтроля.
Представления о взаимоподчиненной роли самоуправления, саморегуляции и самоконтроля являются основополагающими для разработки алгоритма развития АК, как результате развития самопреобразующей деятельности. В частности, самоуправление предполагает выработку общих стратегий развития АК (аутопсихологических инвариант), саморегуляция в процессе самопреобразующей деятельности будет состоять в корректировке на основе обратной связи и в соответствии с поставленными целями входящих в эту деятельность действий, операций- кольцевой самоконтроль должен присутствовать на каждом из реализуемых этапов.
В условиях заданности, жесткой определенности требованиям той или иной технической системы, нормам профессии, труда субъект деятельности и его психика обнаруживают свою способность к перестройкам, самоорганизации, встречной активности. Особенности саморегуляции профессиональной деятельности изучались преимущественно в рамках экстремальных профессий (летчики, операторы сложных систем и т. п.).
В работах Е. А. Климова и других исследователей показано влияние основных свойств нервной системы человека на формирование индивидуального стиля его деятельности и особенности обращения к самоконтролю. На примере работы наладчиков станков было установлено, что люди с сильным типом нервной системы выполняют свои обязанности в случае отказа станка довольно уверенно, в то время как "слабые" работники (по типу нервной деятельности) постоянно мучаются сомнениями о том, в чем причина простоя и как надо на него реагировать. Поэтому они стремятся не допускать аварийных остановок станка, делая акцент в своей работе на увеличение числа контрольных и профилактических действий.
В целях повышения эффективности профессионального отбора и подготовки операторов, их последующей практической деятельности выяснялось, каким образом на характер функционирования самоконтроля оказывают влияние другие черты личности: направленность личности (ее мотивы)- экстраверсия – интроверсия, тревожность (эти два свойства являются фундаментальными параметрами структуры личности)- профессиональная ответственность, дисциплинированность, самооценка, уверенность – неуверенность в себе, тип нервной системы и др.
Таким образом, саморегуляция имеет многоуровневый характер, в котором лидирует личностно значимая стратегия деятельности. Саморегуляция осуществляет перераспределение функциональных задач деятельности между разными уровнями: то, чего один субъект достигает непроизвольной психической активностью, другому приходится совершать волевым способом. Если деятельность выступает как личностно значимая, жизненно важная, то регуляция текущих состояний практически не требуется – происходит общая мобилизация, подъем всех сил человека, в иных случаях преодоление усталости требует особых волевых усилий.
Анализ существующих подходов к пониманию проблем самоуправления позволяет нам выделить критерии аутопсихологической компетентности в области самоуправления: наличие в Я-концепции ролевых позиций саморегулирующего субъекта – Я реального, Я-потенциального, Я-наблюдающего, Я контролирующего- внутренняя согласованность циклов психофизиологических процессов, эмоциональных состояний- оптимизация возможностей, потенциалов индивида, личности- наличие механизмов обратной связи и кругового самоконтроля- компенсация индивидуальных недостатков в связи с задачами и событиями деятельности (см. сх. 7).
Схема 7.
Критерии аутопсихологической компетентностив области самоуправления
Акмеологическая концепция оптимизации процесса саморегуляции психических состояний основана на том, что оптимизация возможна в том случае, когда происходит самореализация профессионала как целостного феномена – индивида, личности, субъекта профессиональной деятельности, творческой индивидуальности. Ведущим субъективным фактором оптимизации саморегуляции выступает развитие профессионально важных качеств как в ходе профессиональной деятельности, так и в учебной ситуации, в ходе акмеологического тренинга программно-целевой направленности, участие в котором способствует развитию творческого потенциала личности, увеличению набора и качества аутопсихологических технологий саморегуляции психических состояний.
Саморегуляция, как преодоление объективных и субъективных трудностей деятельности, готовность к выполнению деятельности в экстремальных и нестандартных условиях, является важным компонентом в системном анализе АК государственного служащего, психологические особенности профессиональной деятельности которого будут рассмотрены ниже.
Поделиться в соцсетях:
Похожие