lovmedgu.ru

Дифтерия

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь диагностировать дифтерию, определить клиническую форму, степень тяжести, осложнения и назначить адекватное лечение- уметь вести диспансерное наблюдение.

Задание для самостоятельного изучения темы. Пользуясь учебником, методическими указаниями и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1. этиология, патогенез и симптоматология клинических форм дифтерии-

2. клинико-лабораторные критерии диагностики распознавания дифтерии и других инфекционных заболеваний, протекающих с поражением небных миндалин-

3. принципы этиотропной и патогенетической терапии больных дифтерией-

4. диспансерное наблюдение за военнослужащими переболевшими дифтерией-

5. объем и содержание неотложной помощи больным с подозрением на дифтерию в медицинском пункте полка.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

- клинические формы дифтерии-

- клинико-лабораторные показатели, позволяющие поставить диагноз дифтерии-

- назовите другие инфекционные и неинфекционные заболевания при которых может наблюдаться "тонзиллярный" синдром-

- основные механизмы развития патологического процесса при дифтерии-

- основные принципы и средства этиотропной и патогенетической терапии больных различными клиническим формам и по тяжести течения дифтерии-

- средства патогенетического лечения, которые необходимо включить в комплексную терапию больных дифтерией-

- требования военно-врачебной экспертизы к переболевшим дифтерией.

Решение ситуационных клинических задач N 20,20*,20*,20*.

Материалы для самоподготовки к практическому занятию по этапам диагностики и лечения. С целью уяснения ориентировочной основы действий при обследовании больных дифтерией проанализируйте следующие алгоритмы, схемы и таблицы, расположенные в соответствии с поэтапным лечебно-диагностическим поиском.

Вопросы для самоконтроля:

- возбудители дифтерии-

- характер воспаления миндалин при дифтерии-

- дополнительные лабораторные исследования, которые могут быть проведены врачом части-

- нозологические формы с которыми следует дифференцировать дифтерию-

- основные требования к забору материала и посеву с небных миндалин для бактериологического исследования.

Группы тонзиллитов инфекционной и неинфекционной природы

Группы тонзиллитов инфекционной и неинфекционной природы



Диагностика дифтерии зева по характеру воспаления

Диагностика дифтерии зева по характеру воспаления



Алгоритм по определению клинической формы дифтерии зева по тяжести течения

Алгоритм по определению клинической формы дифтерии зева по тяжести течения

Вопросы для самоконтроля:

- главные механизмы развития пленчатых налетов при дифтерии-

- клинико-лабораторные показатели, на основании которых можно поставить диагноз дифтерии-

- основные принципы и средства этиотропной и патогенетической терапии терапии-

- основные клинические критерии дифференциальной диагностики дифтерии от ангин и заболеваний, протекающих с синдромом тонзиллита.

Схема неотложной помощи при дифтерии в медицинском пункте полка.

Схема неотложной помощи при дифтерии в медицинском пункте полка



* Примечание: Введение сыворотки 1/2 дозы внутривенно, 1/2 дозы внутримышечно после применения преднизолона на фоне капельного введения кристаллоидных растворов. При явлениях острой дыхательной недостаточности: ингаляция кислородом, промедол 1%- 1 мл внутримышечно, димедрол 1%- 1 мл внутримышечно, аминазин 2.5% - 2.0 мл внутримышечно. При асфиксии: интубация, трахеостомия, коникотомия. ЭВАКУАЦИЯ В ИНФЕКЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСПИТАЛЯ (на носилках)

Вопросы для самоконтроля:

- возможные причины смерти при дифтерии зева-

- локализованные формы дифтерии, клинические признаки распространенной формы-

- клинические признаки дифтерии, протекающие с поражением дыхательных путей.

Алгоритм острых стенозов гортани при дифтерии

Алгоритм острых стенозов гортани при дифтерии



Вопросы для самоконтроля:

- обоснование необходимости назначения противодифтерийной сыворотки-

- продолжительность проведения лечения противодифтерийной сывороткой.

- критерии выздоровления и выписки переболевших из инфекционного отделения госпиталя-

- решение военно-врачебных экспертных вопросов в отношении военнослужащих перенесших дифтерию с осложнениями.

Задания для самоконтроля по клинической оценке лабораторных и других исследований.

Оцените анализ крови (4-й день заболевания) больных дифтерией: гемоглобина- 135 г/л, эритроцитов- 4.5х1012/л, лейкоцитов12,5х109/л, нейтрофилов- 80%, (палочкоядерных - 12%, сегментоядерных 68%,) эозинофилов - 1%, лимфоцитов - 11%, моноцитов- 8%, СОЭ 18 мм/ч.

Оцените вероятное осложнение у больного с дифтерией зева на 4-й день заболевания. Состояние больного среднетяжелое, тоны сердца глухие, пульс 100 ударов в минуту, артериальное давление 105/60- при физикальном обследовании- расширение границ сердца, на ЭКГ снижение вольтажа, отрицательный зубец Т, удлинение интервала PQ -0.18", QRS -0.1".

Оцените результаты бактериоскопического исследования мазка слизи с поверхности небных миндалин, проведенного на 3-й день болезни- у больного подозревают дифтерию зева (окраска по Леффлеру): обнаружены единичные полиморфные палочки с утолщением и более интенсивной окраской на концах.

Литература для самоподготовки

Основная:

Иванов К.С., А.П. Казанцев Инфекционные болезни. Учебник. Л., ВМА им. С.М. Кирова, 1989, с.98-101.

Инфекционные болезни. Под ред. проы. Лобзина Ю.В., Учебник. С/Пб., 2000.

Руководство по инфекционным болезням. Под ред. проф. Лобзина Ю.В., проф. Казанцева А. П. С/Пб., изд. Комета., 1997 с. 149-158.

Инструкция по эпидемиологии, клинике, лечению и профилактике дифтерии в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте. М., Воениздат МО СССР, 1972.

Дополнительная:

Ляшенко Ю.И. Ангина. - Л.: Медицина, 1985. с. 108-111.

Ситуационные клинические задачи

Задача №20*.

Сержант К. заболел 3 дня назад, когда появилась общая слабость и незначительная боль в горле при глотании, продолжал выполнять служебные обязанности. Сутки назад отметил ухудшение самочувствия, которое выражалось в повышении температуры тела до 39 С, нарастании симптомов интоксикации (резкая головная боль, слабость, озноб, адинамия), усилении болей в горле при глотании.

Состояние больного ближе к среднетяжелому. Температура тела 40 оС. Кожа бледно-серого цвета, цианоз губ, отмечается асимметрия шеи справа в области углочелюстных лимфатических узлов. При фарингоскопии отмечается отек мягких тканей ротоглотки, миндалин (распространяется на дужки, язычок, мягкое небо). Слизистая оболочка над отечной тканью умеренно гиперемирована. Миндалины покрыты плотным налетом, распространяющийся на передние небные дужки.

Углочелюстные лимфатические узлы до 3-4 см, болезненные при пальпации. Пульс 110 ударов в 1 мин., ритмичный, слабого наполнения, одинаковый на обеих руках, АД 100/65 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, на верхушке сердца нежный систолический шум. Границы сердца в пределах нормы. Легкие без особенностей. Живот мягкий, безболезненный. Со стороны других органов и систем без видимой патологии.

Физиологические отправления в норме.

Определите:

1. Клинический диагноз болезни-

2. Лабораторные и функциональные диагностические исследования в медицинском пункте части-

3. Объем и содержание лечебной помощи в МПП-

4. Прогноз, критерии выздоровления и сроки выписки из госпиталя.

Задача 20*.

Прапорщик С. переведен из ОМедБ в инфекционное отделение госпиталя с диагнозом: Лакунарная ангина, среднетяжелое течение. Первичная.

Сопутствующий диагноз: Стрептодермия левой половины лица и носа.

Больной заболел 10 дней назад, когда на фоне небольшого субфебрилитета 37,5 оС и вполне удовлетворительного состояния отметил затрудненное носовое дыхание. На следующий день появились вначале слизистые, а через пару дней серозно-желтоватые выделения. Через 4 дня кожные покровы лица и преддверья носа покраснели, припухли, появились мокнущие корочки. Лечился амбулаторно. Проводимое лечение по поводу стрептодермии (присыпки, мази) эффекта не приносило. На 6-й день болезни состояние ухудшилось, температура тела поднялась до 38,0 оС, усилилась общая слабость и недомогание, присоединилась головная боль и боль в горле при глотании. Больной госпитализирован в терапевтическое отделение ОМедБ с диагнозом: Фолликулярная ангина. Стрептодермия лица. Назначено лечение: пенициллин 300.000 ЕД в/м через 4 часа, витамины и симптоматическая терапия. Состояние больного не улучшалось в связи с чем больной был переведен в окружной госпиталь.

Состояние больного среднетяжелое. Температура тела 39,2 оС. Кожные покровы бледные, мацерированные участки левой половины лица, на крыльях носа и преддверии носовых проходов сукровичные корочки. Слизистая оболочка передних небных дужек, миндалин и мягкого неба гиперемирована с синюшным оттенком. Язычок утолщен и сдвинут влево. Левая небная миндалина гипертрофированы (II степени), отечная, покрыта гнойным налетом. Правая небная миндалина гипертрофирована больше (III степени), закрывает половину зева, покрыта гнойным налетом с тенденцией распространения на переднюю небную дужку и язычок. Налет снимается с трудом, оставляя после себя кровоточящий дефект ткани. Углочелюстные лимфатические узды увеличены от 2 см до 3 см, эластичные, малоболезненные.

Пульс 100 ударов в 1 мин, аритмичный, слабого наполнения. АД 110/60 мм рт.ст. Тоны сердца приглушены, на верхушке систолический шум, границы сердца расширены. Дыхание везикулярное. Живот мягкий. Была однократная рвота. Печень, селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.

Определите:

1. Клинический диагноз болезни-

2. Состояние тяжести и патогенез основных расстройств-

3. Лабораторные и функциональные диагностические исследования в лечебном учреждении-

4. Объем и содержание медицинской помощи-

5. Прогноз, возможные осложнения, критерии выздоровления и сроки выписки из госпиталя.



Задача 20*.

Володя М., 10 лет, член семьи военнослужащего, болен 3 суток. Заболевание началось с общего недомогания, вялости, осиплости голоса, повышения температура тела. На следующий день присоединился сухой "лающий" кашель, температура тела повысилась до 38,0 оС, появились беспокойство, капризы. На 3 день болезни вызван врач части в связи с внезапным резким ухудшением состояния ребенка: появились беспокойство, голос стал беззвучным, дыхание затрудненным, одышка с участием в дыхании вспомогательных мышц, втягивание при вдохе над- и подключичных ямок, межреберных промежутков. Температура тела 39.0 С. Лицо покрыто холодным потом, губы цианотичны, чувство страха, тахикардия. При осмотре ротоглотки выявлена умеренная гиперемия и отек слизистых оболочек. Тоны сердца глухие. В легких ослабленное дыхание.

Определите:

1. Клинический диагноз болезни-

2. Состояние тяжести и патогенез основных расстройств-

3. Объем, характер, последовательность неотложных мероприятий в медицинском пункте части-

4. Когда, куда и как (сидя, лежа) следует эвакуировать больного ребенка-

5. Прогноз, возможные осложнения в пути следования и неотложная помощь (какая, кто будет оказывать).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Дифтерия