Психологическая характеристика ошибочных действий военнослужащих в боевой обстановке
Боевая деятельность представляет собой совокупность действий, вызываемых мотивом. В отечественной психологии С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев в качестве главной структурной единицы деятельности рассматривали действие.Действие — произвольная, преднамеренная активность, реализуемая на внешнем или внутреннем плане и направленная на достижение осознанной цели.
Структуру и последовательность осуществления действия можно четко проследить на схеме функциональной системы, предложенной П. К. Анохиным (рис. 2.13).
На рисунке видно, что импульсивный поведенческий акт определяется появлением в обстановочной афферентации (совокупности воздействующих стимулов, например зрительных объектов боя) пускового сигнала (неожиданное приближение солдата противника). В такой ситуации, как правило, человек импульсивно сжимается, пригибается, замирает.
Преднамеренность действия возникает тогда, когда военнослужащий принимает решение о том, что образ будущего результата (акцептор результата) действия (например: уничтоженный противник) отвечает мотиву его деятельности (выполнение боевой задачи- сохранение собственной жизни и т. д.). Тогда этот образ действия приобретает для пето личностный смысл и выступает как цель. При наличии намерения у военнослужащего возникает целевая установка (например: уничтожить противника) — готовность к достижению предвосхищенного результата.
В ходе выполнения действия осуществляется контакт человека с предметным миром (у военнослужащего — с автоматом), преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации (выстрел) и достигаются те или иные результаты (уничтоженный враг), личностный смысл которых для субъекта оценивается эмоциями [89].
Различают следующие действия:
• перцептивные-
• исполнительные-
• мнемические-
• умственные-
• творческие и др.
Действия осуществляются определенными способами, соотносимыми с конкретными условиями, ситуацией. Эти осознаваемые или мало осознаваемые способы называются операциями. Таким образом, действие, являясь составным элементом деятельности, представляет собой совокупность операций, подчиненных цели.
Выполнение действий осуществляется посредством психофизиологических механизмов, изучаемых в русле физиологии активности (концепция уровней построения движений), теории функциональных систем (П. К. Анохин) и представлений о системной организации высших психических функций.
Внешнее действие является лишь последним этапом трехстадийной последовательности:
1 этап — активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами и состояниями-
2 этап — обработка мозгом информации, поступающей из внешнего мира и организма. Обработка информации может выполняться более или менее автоматически при инстинктивном поведении или рефлекторных реакциях. Активное участие в этом памяти и мышления способствует сознательному принятию решения. Если образ планируемого результата действия отвечает мотиву деятельности, то возникает преднамеренность действия. Образ действия приобретает для человека личностный смысл и выступает как цель действия-
3 этап — подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.
Исходя из сказанного можно дать следующее определение.
Ошибочные действия (ОД) представляют собой элемент деятельности, нарушающий ее целенаправленное течение и приводящий к нежелательному для действующей личности результату (недостижению цели). В основе ошибочных действий лежит неправильное, несвоевременное или неполное выполнение операций.
Слово «ошибка» происходит от старинного русского слова «обшибать», т. е. сбивать, обивать, скалывать ударом, и по своему содержанию означает неправильность, неверность. В современных словарях ошибка трактуется как «неправильность в действиях, суждениях».
Под ошибкой специалиста понимают такое его действие, нерациональное действие или бездействие, которое либо привело к отклонению управляемых параметров профессиональной деятельности за допустимые пределы, либо запрещено регламентирующими ее правилами (нормами) [32].
Ошибка должна быть отдифференцирована от погрешности, как ошибки в допустимых рамках, и от отказа, как перехода специалиста в такое состояние, когда становится невозможным его дальнейшее нормальное функционирование (жизнедеятельность).
Существуют несколько классификаций ошибок в деятельности специалиста. Одной из первых была классификация Аристотеля, данная им в книге «Аналитика»: ошибки в речи (словесные), ошибки в мышлении (логические). В Средние века философ Ф. Бэкон в «Новом органоне» писал, что «ошибки возникают в результате различных иллюзий».
Большое внимание проблеме ошибок уделяли американские ученые. В 1947 г. П. Фите и Р. Джонс предложили применительно к работе летного состава выделять шесть категорий ошибок, составляющих 86% от всех встречающихся: ошибки подметя (50%), когда вместо требуемого выполнялось другое действие или имело место бездействие (причиной такой ошибки является неполное восприятие приборной информации или плохое ее представление летчику)- ошибки управляющих воздействий (18%), когда осуществляются или слишком быстрые, или слишком медленные действия, либо нарушается их требуемая последовательность (причиной таких ошибок является плохая реализация управляющих воздействий)- ошибки памяти (18%) — забывание выполнить требуемые действия в нужный момент- ошибки реверса (6%), когда органы управления переставлялись в противоположном требуемому направлении (причиной такого рода ошибок чаще бывают неверные движения или плохо согласованные с деятельностью летчика органы управления)- ошибки внимания (5%), когда внешние сигналы не обнаруживаются (причиной таких ошибок является плохое восприятие человека)- ошибки из-за неспособности выполнить требуемое действие по причине оцепенения (замирания) от воздействия стресс-факторов (3%).
Несколько иной подход предложил Дж. Рабидо, выделив четыре группы ошибок:
1) ошибки восприятия (обнаружения, идентификации, интерпретации)-
2) ошибки мышления (рассуждения, принятия решения)-
3) ошибки коммуникации (передачи команд)-
4) ошибки моторики (в простых и сложных действиях).
Отечественные психологи (К. К. Платонов, П. А. Корчемный и др.) предложили свою классификацию ошибок по четырем основаниям:
1) ошибки сенсорного типа (связаны с восприятием приемом информации, с работой различных анализаторов и качествами внимания)-
2) гностические ошибки (т. е. ошибки при переработке информации, связанные прежде всего с особенностями памяти, мышления)-
3) ошибки исполнительских реакций (связаны с недостаточной активностью различных функций, психомоторики и речи)-
4) ошибки личностного типа (связаны с проявлением особенностей мотивации, характера, волевых качеств, организаторских способностей специалиста и т. и.). Эти основания вытекают из схемы функциональной системы П. К. Анохина, представленной на рис. 2.13.
Технологична и полезна классификация ошибочных действий по основанию их стойкости. По этому критерию выделяют такие ошибочные действия: случайные, временные, периодические, стойкие, привычные.
Случайные ошибочные действия являются следствием неожиданных, непредвиденных помех в выполнении действия. К примеру, снайпера, производящего спуск спускового крючка винтовки, могут отвлечь громкий звук, окрик, молния, тревожная мысль, неожиданное заклинивание затвора и т. д. В результате произведенный выстрел окажется неточным, а стрелок будет обнаружен противником.
Если такие ошибки проявляются неоднократно, то психологу следует обратить внимание на профессиональную пригодность снайпера. Причиной ошибок могут быть неустойчивость внимания, отсутствие волевых качеств или мотивации к деятельности.
Временные ошибочные действия обусловлены незнанием порядка и правил выполнения действия, отсутствием устойчивых навыков, переживанием дистресса, астенизацией, переутомлением, связанными, например, с незавершенным процессом освоения деятельности, неадаптированностью к боевой обстановке и др.
Периодические ошибочные действия проявляются в конкретныых ситуациях боевой деятельности, вызывающих нарушение психической деятельности военнослужащего.
Их причиной могут быть эмоциональные травмы, вызванные фактом некогда совершенной ошибки, порождающие фобию повторить ошибку вновь и сопровождающиеся чрезмерным напряжением. Так, связист, однажды допустив ошибку в передаче сообщения командиру и получив от него сильный «нагоняй», всякий раз ошибается именно из-за страха ошибиться.
Стойкие ошибки постоянно проявляются в конкретном действии. Такие ошибки встречаются редко, так как за ними, как правило, следуют организационные решения (перевод военнослужащего на другую должность и т. п.).
Привычные ошибки выражаются в постоянном выполнении каких-либо действий иным («не по правилам») способом. Они до поры до времени могут не замечаться, игнорироваться, но однажды «прорываются» серьезным сбоем в совместной деятельности.
Например, ведение огня из автомата от левого плеча может быть весьма эффективно до тех пор, пока не потребуется вести огонь из-за укрытия и движущийся затвор не начнет создавать препятствия для меткой стрельбы.
У каждого ошибочного действия может быть одна или несколько причин. Выделяют следующие основные причины ошибок.
1. Причины, обусловленные внешними (объективными) обстоятельствами:
• непосильная сложность или тяжесть тех или иных операций-
• трудность совмещения плохо совместимых действий-
• завышенные требования к точности и скорости выполнения операций-
• отсутствие возможности контроля за качеством выполнения действия и др.
2. Причины, связанные с текущим состоянием дееспособности военнослужащего:
• физическое недомогание-
• утомление-
• неблагоприятные психические состояния.
3. Недостаточная готовность военнослужащего к деятельности или к действиям в конкретной обстановке.
4. Отрицательный перенос навыка.
5. Неблагоприятные индивидные и личностные качества военнослужащего.В. А. Пономаренко и Л. А. Агапов выявили корреляцию некоторых личностных
качеств с возможностью совершения ошибочных действий (табл. 2.10).
Таблица 2.10
Корреляция некоторых качеств личности летчиков с ошибочными действиями
П. А. Корчемный указывает и на другие качества личности, неблагоприятно сказывающиеся на безошибочности действий. К ним он относит:
• неразвитые психические познавательные процессы-
• отсутствие необходимых волевых качеств, высокая тревожность- чрезмерная ранимость, низкая самооценка-
• отсутствие мотивации к деятельности-
• повышенный оптимизм-
• чрезмерная самоуверенность, упрямство, склонность к конфликтам, замкнутость, чрезмерная подозрительность [84].
Таким образом, ошибочные действия военнослужащих в боевой обстановке полифакторны, многообразны, отличаются временем проявления и влекут за собой крайне негативные последствия.
Поделиться в соцсетях:
Похожие