Гигиеническая оценка оборудования классной комнаты.подбор и расстановка школьной мебели
Цель работы: закрепить теоретические знания о гигиенических требованиях, предъявляемых к классной комнате, и овладеть методикой ее санитарного обследования, правилами подбора и расстановки школьной мебели.Содержание
1. Проведите гигиеническую оценку оборудования и мебели в учебном помещении. Для этого выполните следующее:
1.1. опишите основные характеристики оборудования и мебели, имеющихся в учебном помещении-
1.2. оцените расстановку мебели в классе-
1.3. оцените расположение классной доски, ее качество, конструкцию.
2. Освойте метод подбора мебели в соответствии с ростом ученика, для чего выполните следующие задания:
2.1. определите номера столов и стульев в классе-
2.2. определите соответствия столов (парт) росту учащихся-
3. Освойте методы определения правильной посадки ученика за партой, для чего выполните следующие работы:
3.1. определите дистанцию спинки и сиденья-
3.2. определите дифференцию.
Методические указания к выполнению
лабораторно-практических работ
1. Выполните лабораторную работу «Гигиеническая оценка школьного оборудования и мебели».
Для оценки школьного оборудования и мебели опишите основные характеристики оборудования и мебели, имеющихся в учебном помещении, расстановку мебели в классе, расположение классной доски, ее качество, конструкцию.
1.1. Характеристика оборудования и мебели
Ход работы. Определите конфигурацию помещения (прямоугольное, квадратное, др.). Перечислите мебель и оборудование, имеющиеся в кабинете, с указанием количества единиц и цвета покрытия (столы (парты), стулья (скамейки), классная доска, шкафы книжные, стеллажи, специальное оборудование и пр.). Используя справочный материал, сделайте вывод о соответствии оборудования кабинета его предназначению и соответствии окраски мебели и стен гигиеническим требованиям предъявляемым к ним.
1.2. Оценка размещения мебели в классе
Приборы и оборудование: сантиметровая лента, измерительные линейки.
Ход работы. 1. Подсчитайте количество ученических столов (парт) в помещении.
2. Запишите, во сколько рядов расположены ученические столы (парты), в каком направлении расположены они по отношению к падающему свету.
3. С помощью сантиметровой ленты измерьте следующие расстояния: а) между первым (от окон) рядом и внешней стеной- б) между последним рядом и внешней стеной- в) между последним рядом и внутренней стеной- г) от доски до первых парт- д) от задней стены до последних парт- е) между рядами.
4. Сравните полученные данные со стандартами, приведенными в справочном материале, и сделайте выводы о соответствии размещения мебели в классе стандартам.
1.3. Оценка классной доски
Приборы и оборудование: сантиметровая лента, измерительная линейка.
Ход работы. 1. Определить конструкцию классной доски (ленточная, створчатая, раздвижная с горизонтально перемещающимися поверхностями).
2. Измерьте ее размеры и расстояние от пола.
3. Опишите расположение, цвет поверхности и качество доски (наличие изъянов, трещин, шероховатостей и выпуклостей).
4. Отметьте наличие или отсутствие вспомогательных устройств (лотки для задержания меловой пыли, ванночки для хранения мела, тряпки, держатели для указки и чертежных приспособлений (угольника, линейки и др.)).
5. Сравните полученные данные с описанием требований, предъявляемым к классной доске в справочном материале, и сделайте вывод о соответствии этим требованиям.
2. Выполните лабораторную работу «Подбор мебели в соответствии с ростом».
2.1. Определение номеров столов и стульев в классе
Приборы и оборудование: сантиметровая лента, измерительная линейка.
Ход работы. С помощью сантиметровой ленты измерьте высоту ученического стола и стула. Полученные данные сравните с данными ГОСТа от 1985 г. (таблица 17), обратите внимание на совпадение номеров стола и стула. Найдите цветную маркировку на столах и стульях и сравните ее с рассчитанными номерами парт.
2.2. Определение соответствия столов (парт) росту учащихся (эту работу можно провести, используя данные, предложенные преподавателем).
Приборы и оборудование: сантиметровая лента, мел.
Ход работы. Чтобы определить, соответствует ли рост ученика номеру парты, за которой он сидит, и за какими столами должны сидеть ученики всего класса можно использовать следующий прием.
Сантиметровой лентой или линейкой отмерьте от пола около доски 130 см и проведите на доске мелом горизонтальную черту. От этой черты вверх отмерьте 15 см и проведите вторую горизонтальную черту, затем через 15 см третью и четвертую. Под первой (нижней) чертой ставится буква - А, под второй - Б, затем - В, Г и Д. Затем поставьте ученика спиной к доске, и над его головой будет виден номер стола, за которым он должен сидеть.
При использовании данных карточки для определения требуемого номера стола к каждому показателю роста прибавьте 1 —2 см на обувь и определите номер мебели по таблице 17.
Результаты обследования занесите в таблицу 18.
Таблица 17
РАЗМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ ПО ГОСТУ 1971 ГОДА (В САНТИМЕТРАХ)
Таблица 18
СООТВЕТСТВИЕ ГРУПП МЕБЕЛИ РОСТОВЫМ ГРУППАМ УЧАЩИХСЯ
3. Выполните лабораторную работу «Определение дистанции сиденья и дифференции».
3.1. Определение дистанции спинки и сиденья
Приборы и оборудование: сантиметровая лента, измерительные линейки.
Ход работы. 1. Для определения дистанции спинки измерьте расстояние от края крышки стола до спинки сиденья. Рассчитайте оптимальную дистанцию спинки для обследуемого, для этого измерьте передне-задний размер туловища ученика и прибавьте к полученному результату 3 – 5 см. При правильной дистанции спинки между краем парты и грудью школьника остается расстояние равное 5 – 7 см (ширина ладони).
2. Дистанция сиденья - расстояние от края сиденья до вертикали, опущенной от переднего края стола. Для ее определения опустите перпендикуляр от края стола к поверхности стула. Нормальной считается отрицательная дистанция сиденья, когда перпендикуляр падает на 4 - 5 см внутрь от края поверхности стула при малых и на 6 – 8 см при больших размерах ученической мебели.
3.2. Определение дифференции
Приборы и оборудование: сантиметровая лента, измерительные линейки.
Ход работы. Для определения дифференции измерьте расстояние от поверхности крышки стола до сиденья по вертикали, то есть высоту стола над сиденьем. Определите оптимальную дифференцию для обследуемого: попросите его сесть на сиденье стула и свободно опустить руку. Измерьте расстояние от локтевой точки до плоскости сиденья по вертикали и прибавьте 5 – 6 см. Сравните полученные данные с расстоянием между поверхностью сиденья и поверхностью стола по вертикали.
3.3. После определения оптимальных для вас дистанций спинки и сиденья и дифференции освойте правильную посадку за учебным столом с соблюдением всех вышеперечисленных параметров.
Поделиться в соцсетях:
Похожие