Гигиеническая оценка микроклимата помещений
Цель работы: закрепить теоретические знания о требованиях, предъявляемых к микроклимату учебных и жилых помещений, овладеть методами их санитарно-гигиенического обследования.Содержание
1. Исследуйте параметры микроклимата в помещении. При выполнении данной работы определите:
1.1. температуру помещения-
1.2. влажность воздуха в помещении-
1.3. атмосферное давление-
1.4. рассчитайте количество воздуха, приходящегося на одного человека (воздушный куб)-
1.5. рассчитайте коэффициент аэрации в помещении.
2. Оформите полученные результаты исследований в виде карты санитарно-гигиенического обследования, в которой, используя справочный материал, сделайте вывод о состоянии микроклимата помещения и запишите свои предложения по его улучшению.
Методические указания к выполнению
лабораторно-практических работ
1. Выполните лабораторную работу «Исследование параметров микроклимата в помещении».
При выполнении данной работы определите температуру, влажность воздуха в помещении, атмосферное давление. Рассчитайте воздушный куб и коэффициент аэрации.
1.1. Определение температуры воздуха
Приборы и оборудование: спиртовой или ртутный термометр-
Ход работы. В начале занятия измерьте температуру в трех точках помещения по диагонали – у наружной стены, внутренней стены и в центре, на уровне 1,0 м от пола. Если обследуемое помещение больших размеров с высокими потолками (актовый, концертный, спортивный залы и др.) дополнительно измерьте температуру в вертикальном направлении на уровне 0,1, 1,0 и 1,5 м от пола.
Для измерения температуры воздуха около стен поместите термометр на расстоянии 20 см от них, на уровне 1,0 м от пола и через 10 минут запишите его показания. Нельзя устанавливать термометр вблизи сильно нагретых или охлажденных предметов (например, около радиатора батареи, непосредственно возле стекла окна в зимнее время), исключите действие на прибор прямых солнечных лучей.
Используя полученные данные, рассчитайте среднюю температуру в помещении в начале занятия. Аналогичные измерения и подсчеты проведите в конце занятия. Сравните температуру с нормативными данными, приведенными в таблице 15 и справочном материале.
Таблица 15
ОПТИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В ЖИЛЫХ
И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ (В О С)
1.2. Определение атмосферного давления
Приборы и оборудование: барометр-анероид.
Ход работы. Поместите барометр на горизонтальную поверхность, после легкого постукивания по стеклу в целях преодоления трения передаточной системы, установите величину атмосферного давления в паскалях по показанию прибора. Затем запишите данные в тетрадь и переведите значение в мм. рт. ст. или в миллибары (мб), используя следующие соотношения:
1Па = 0,00751 мм рт. ст.- 1 мб = 0,7501 мм рт. ст.
Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 101,3 кПа (760 мм рт. ст. или 1 атм). Суточные и сезонные колебания атмосферного давления составляют 200-300 Па (20-30 мм рт. ст.).
1.3. Определение влажности воздуха
Приборы и оборудование: аспирационный психрометр (психрометр Ассмана) или психрометр стационарный (психрометр Августа).
Ход работы. Ознакомьтесь с устройством психрометра и принципом его работы. Перед определением влажности воздуха в помещении смочите ткань влажного термометра дистиллированной водой, затем поместите психрометр на расстоянии 1,5 м от пола и через 10 —15 минут запишите показания сухого и влажного термометров.
Вычислите абсолютную влажность воздуха по формуле Реньо:
K = f —р х (t —t1) х B,
где К —абсолютная влажность воздуха, f —максимальное напряжение водяных паров, соответствующее температуре влажного термометра (определяется по таблице 8), р —психрометрический коэффициент, для помещений равный 0,0011, t —температура сухого термометра, t1 —температура влажного термометра, В - атмосферное давление в мм. рт. ст. (определяется с помощью барометра).
Вычислите относительную влажность воздуха по формуле:
R = K х 100 / F,
где R - относительная влажность воздуха, К - абсолютная влажность воздуха, F —максимальная влажность воздуха при температуре сухого термометра (определяют по таблице 16).
Таблица 16
МАКСИМАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОДЯНЫХ ПАРОВ
ПРИ РАЗНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ, ММ. РТ. СТ.
{FOTO43}
Оптимальная относительная влажность воздуха для помещений составляет 40-60 %. Допустимые колебания от 30 до 75 %.
1.4. Расчет воздушного куба
Ход работы. Воздушный куб – это объем воздуха в помещении в кубических метрах, приходящийся на одного человека.
Для вычисления этого показателя рассчитайте объем обследуемого помещения в м3 и разделите его на количество людей, находящихся одновременно в помещении.
Объем воздуха на одного человека в классах и производственных помещениях для занятия умственным и легким физическим трудом должен быть не менее 5 м3 на одного человека (при условии трех-четырехкратной смены воздуха за 1 час). В школьных мастерских и производственных помещениях для физического труда средней тяжести он должен быть не менее 10 м3, в спортивном зале и производственных помещениях, предусмотренных для тяжелого физического труда - не менее 20 м3. В жилых помещениях (при условии двух-трех кратной смены воздуха в 1 час) воздушный куб составляет 25 - 30 м3 (20 м3 на ребенка и 30 м3 на взрослого).
1.5. Расчет коэффициента аэрации
Ход работы. Коэффициент аэрации служит одним из показателей интенсивности вентиляции воздуха в помещении, он характеризуется отношением площади отверстия всех форточек и фрамуг в помещении к площади пола.
Вычислите коэффициент аэрации по формуле: КА = Sф / Sп,
где КА - коэффициент аэрации, Sп – площадь пола в помещении в м2, Sф – площадь отверстия форточек и фрамуг в м2.
Величина коэффициента аэрации выражается соотношением или дробью, где числитель – единица, а знаменатель – полученное частное. Например, 1 : 50 или 1/50.
Коэффициент аэрации в классах должен быть не менее 1:50, оптимальное значение - 1:30.
Примечание: Заключение об уровне освещения и предложения по улучшению условий освещения сделайте после изучения справочного материала.
Поделиться в соцсетях:
Похожие