lovmedgu.ru

Исследование и оценка физического развитиястудентов и школьников

Цель работы: овладеть методиками антропометрических измерений и определения уровня физического развития- навыками решения ситуационных задач по индивидуальной оценке физического развития школьников и студентов.

Содержание

1. Понятие о физическом развитии и влияющих на него факторах. Основные возрастно-половые закономерности физического развития детей и подростков.

2. Понятие о соматоскопии. Описательные признаки (развитие мускулатуры, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата: осанка, форма грудной клетки, форма ног, стопы, степень полового созревания и др.) и их характеристика.

3. Антропометрические исследования, условия их проведения. Соматометрия. Проведите измерение основных антропометрических показателей: определите длину тела (рост стоя и сидя), массу тела и окружность грудной клетки

4. Определите уровень Вашего физического развития, выявите его гармоничность (не гармоничность)

5. Дайте наглядную оценку полученного физического развития, построив профиль физического развития.

Методические указания к выполнению

лабораторно-практических работ

1. Выполните лабораторную работу «Определение антропометрических показателей».

Для выполнения работы студенты делятся на группы по два человека и под контролем преподавателя производят определение друг у друга антропометрических показателей: роста (стоя и сидя), окружности грудной клетки (в состоянии паузы) и массы тела.

1.1. Определение длины тела (рост стоя)

Ход работы. Обследуемый становится на платформе спиной к вертикальной стойке так, чтобы касаться ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Установите голову обследуемого в положение, при котором наружный угол глазницы и верхний край слухового прохода (козелок уха) находятся на одном уровне. Скользящую планку ростомера опустите до соприкосновения с верхушечной точкой головы. Отсчет произведите по вертикальной стойке.

1.2. Определение роста сидя

Ход работы. Обследуемого усадите на скамейке ростомера так, чтобы он касался стойки ростомера ягодицами и межлопаточной областью. Голова должна находиться в том же положении, что и при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, руки лежат вдоль бедер. Скользящую планку опустите на голову. Отсчет ведите от поверхности сиденья до верхушечной точки головы. При этом руководствуйтесь шкалой, нанесенной для этих целей на второй боковой стороне вертикальной стойки. Нулевая точка этой шкалы соответствует уровню сидения скамейки.

1.3. Определение окружности грудной клетки (ОГК)

Ход работы. Сантиметровую ленту наложите сзади по нижним углам лопаток при отведенных в стороны руках, а спереди по нижнему краю около сосковых кружков у мужчин и детей и над грудными железами - на уровне прикрепления 4-го ребра к грудине - у женщин. Снимите показатели.

1.4. Определение массы тела

Ход работы. Перед началом взвешивания поворотом винтовых гирь установите весы на нулевую отметку. Обследуемому необходимо встать (без обуви) на середину площадки весов и стоять спокойно. Установите равновесие перемещением гирь и снимите показатели.

1.5. Результаты всех измерений внесите в таблицу 1.

Таблица 1

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Ф. И. О. обследуемого __________________

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ



2. Выполните лабораторную работу «Исследование и оценка физического развития студентов и школьников по методу сигмальных отклонений»

Ход работы. В таблицу 2 внесите Ваши показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки. В столбце 3 и 4 укажите средние величины (М) роста, массы тела, окружности грудной клетки и среднее квадратическое отклонение (б), взятые из таблицы 3. В столбец 5 внесите разницу между показателями, полученными путем измерения обследуемого и средними величинами. При этом она будет со знаком "+", если показатели обследуемого больше средних и ";", если они ниже средних.

Таблица 2

РАСЧЕТ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Фамилия, имя, отчество обследуемого__________________________

РАСЧЕТ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ



Разницу с соответствующим знаком разделите на среднее квадратическое отклонение (б) и внесите полученный результат в последний столбец таблицы 2. По величине индивидуального сигнального отклонения определите уровень физического развития.

При этом физическое развитие среднее, если сигма от +1 до -1, выше среднего, когда сигма от +1 до +2, высокое - сигма от +2 до + 3- ниже среднего при сигме от -1 до -2 и низкое, если сигма от -2 до -3.

Сделайте вывод о степени Вашего физического развития

Аналогичным образом определите уровень физического развития школьника г. Саранска, используя антропометрические данные, указанные в карточке.

Таблица 3

СРЕДНИЕ ДАННЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

И СТУДЕНТОВ Г. САРАНСКА (ПО ДАННЫМ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МГУ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА, 1995 ГОД)



СРЕДНИЕ ДАННЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Г. САРАНСКА



2.1. Выполните лабораторную работу «Построение профиля физического развития»

Наглядно оценка морфологического состояния может быть произведена с помощью графического изображения профиля физического развития (рис.1).

Ход работы. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков (рост, масса тела и окружность груди). Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится обследуемый. На равных расстояниях от средней линии влево откладываются отрицательные значения сигмы (б), а вправо - положительные. По этим границам также проводятся вертикальные линии. Величину сигнального отклонения отмечают точкой на соответствующей линии. Соединив точки, получают профиль физического развития.

Физическое развитие считают гармоничным (пропорциональным, нормальным), если точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, на графике лежат на одной вертикали или удалены друг от друга на величину не более чем на 1 сигму. Дисгармоничное развитие отмечается в том случае, когда показатели массы тела и окружности грудной клетки отстают от показателей роста на 1-2 сигмы или более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным развитием считают физическое развитие, при котором масса тела и ОГК отстают от должных на 2,1 сигмы и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном физическом развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы.

ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Пример: необходимо исследовать и дать оценку физического развития девочки 15 лет по следующим антропометрическим показателям: рост - 165 см., вес - 47,5 кг, окружность грудной клетки - 78,0 см.

По таблице 3 определяем, что для девочки 15 лет средняя величина роста равна 161,5 см (М), а среднее квадратичное отклонение (б) от этой величины - 5,94. Вычисляем разницу между показателями обследуемой и М: она будет со знаком "+", так как показатель обследуемой больше средних величин: 165 - 161,5 = 3,5

Полученную разницу делим на величину среднего квадратичного отк-лонения : 3,5 : 5,94 = 0,6

Положительную величину 0,6 (сигмальное отклонение) откладываем на горизонтальной линии роста в сигмах вправо от средней линии (М).

Затем проводим аналогичное сравнение веса девочки (47,5 кг) со стандартной величиной веса для данного возраста, найденной по таблице 3 (54,9 кг). Вычисляем разницу между стандартными и индивидуальными величинами: 54,9 - 47,5 = -7,4 и находим сигмальное отклонение: -7,4 : 8,34 = -0,8.

Откладываем величину сигнального отклонения (-0,8) влево от вер-тикальной линии (М) на второй горизонтальной линии.

Далее сравниваем окружность грудной клетки (78 см) со стандартной величиной (80,9 см), определяем разность и величину сигмального (инди-видуального) отклонения: 80,9 - 78 = 2,1. Полученная разность имеет отрицательный знак, так как показатели обследуемой меньше М. Такой же знак приобретает и б: -2,1 : 4,51 = -0,4.

Найденное сигмальное отклонение откладываем на горизонтальной ли-нии, соответствующей окружности грудной клетки.

Соединив на графике все три найденные точки, получаем графическое изображение профиля физического развития девочки.

Поскольку индивидуальные сигмальные отклонения роста, массы тела и окружности груди располагаются в интервале от +1б до - 1б, ее физическое развитие среднее, а телосложение непропорциональное, так как разница между проекциями точек, соответствующих росту, весу и окружности грудиной клетки, превышает 1 сигму: 0,6 - (-0,8) = 1,4.

2.2. Постройте индивидуальный профиль (графическое выражение) Вашего физического развития и определите его гармоничность (пропорциональность), либо дисгармоничность.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Исследование и оценка физического развитиястудентов и школьников