Соотношение теории, эксперимента и практики в процессе военно-психологического исследования
Данная проблема отражает реализацию военными психологами важнейшего принципа психологии – принципа единства теории, эксперимента и практики, значение которого показано Б.Ф. Ломовым. Этот принцип кратко сформулирован К.К. Платоновым: « Эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет и уточняет и, вместе с ней проверяясь практикой как высшим критерием истины, служит ей, улучшая ее». Нарушение оптимального соотношения и логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики в процессе военно-психологических исследований приводит к заметному уменьшению результативности работы психолога, превращению ее в имитационную деятельность.Исследование любого военно-психологического явления с точки зрения соотношения его теоретического и эмпирического компонентов может быть построено в соответствии с двумя стратегиями (см. рис. 4.4.1)
Эмпирическая база исследования, образно говоря, тот «фундамент», от качества которого зависит устойчивость «здания» теоретических обобщений к тем серьезным испытаниям практикой, которыми так богата реальная, а не придуманная жизнь. К сожалению, трудоемкость исследований, проводимых в соответствии со стратегией 2, во много раз больше, чем тех, в основе которых лежит стратегия 1. Очевидно, что практическая ценность теоретических обобщений и рекомендаций, полученных на солидной эмпирической базе, обычно заметно выше, чем ценность выводов, сделаных только из личного опыта исследователя, дополненного небольшим количеством других эмпирических данных, а так же информацией, почерпнутой из нескольких десятков книг и статей, посвященных исследуемому военно-психологическому явлению.
Развивать понятия, строить сложные теоретические конструкции, организовывать мысленные эксперименты, неспешно путешествовать по просторам своей психики, задумчиво бродить по многочисленным извилинам коры головного мозга конечно гораздо легче, чем проводить эмпирические исследования. Поэтому объективно теоретический компонент в ВПИ имеет тенденции к «разбуханию», доминированию над экспериментом и практикой. Для оправдания этого «теоретики» могут предлагать много вполне убедительных аргументов. Однако в основе этих аргументов в пользу «чистой теории» лежит вполне естественное для любого человека стремление минимизировать усилия по достижению цели. Военному психологу важно уметь противостоять этим неосознанным стремлениям.
Важной проблемой ВПИ является логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения военно-психологических явлений. По мнению Б.Я. Шведина, военная психология будет развиваться более динамично, если проводить исследования следующим образом (см. рис. 4.4.2).
На каждом из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управленческом) военная психология прибегает к построению содержательных моделей трех типов, а именно:
теоретических (концептуальных) – КМ-
процедурных (методы науки) – ПМ-
эмпирических – ЭМ.
Модели всех трех типов должны быть связаны между собой самым тесным образом. Практически невозможно строить концептуальные модели без эмпирических. Однако в военной психологии, даже в некоторых диссертационных исследованиях мы в большей степени имеем только теоретические обобщения и выводы, а сама эмпирическая база, на основе которой они получены, обнажается или частично, или вообще не показывается.
Поделиться в соцсетях:
Похожие