lovmedgu.ru

План семинарских занятий по курсу "экспериментальный метод в психологии"

Семинар 1

1. Цели психологических экспериментов- эксперименты с научными и с прикладными целями.

2. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии "научности" в психологии- их изменчивость (в разные периоды и в зависимости от теоретической позиции исследователя).

3. Эксперимент как один из ряда других методов опробования теории опытными данными.

4. Эксперимент как вид практической деятельности и как система нормативных умозаключений при проверке гипотез, подразумевающих причинно-следственный характер связей между переменными.

5. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности "психологических" переменных и опытных данных.

6. Так называемые экспериментальные методики, методики или "техники" наблюдения, психодиагностические средства, процедуры психологического шкалирования как способы выделения переменных.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 16-34, 45-46.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 7-21, 31-38, 42-50.

Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281-302.

Дополнительная литература

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II. М.: Прогресс, 1966. С. 106-115.

Семинар 2

1. Гипотезы в структуре психологического знания. Уровни психологических гипотез (отличие экспериментальной и контр-гипотез).

2. Гипотезы, "загруженные" и "не загруженные" теорией- гипотезы эмпирические и теоретические. Схема К. Хольцкампа.

3. Индуктивные и дедуктивные гипотезы- признаки правильной гипотезы (по П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.

4. Измерение переменных и психологические шкалы.

5. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы:

независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).

7. Основные отличия методов экспериментирования и наблюдения при проверке научных гипотез.

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 30-35, 51-67, 80-101, 108-122.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II. М.: Прогресс, 1966. С. 116-120, 161-169, 171-172, 178-185, 189-193.

Семинар 3

1. Результат действия НП. Контроль переменных как условие вывода об экспериментальном эффекте.

2. Отношение между НП и ЗП и гипотетические конструкты как интерпретационные компоненты психологических гипотез.

3. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности.

4. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).

5. Асимметрия вывода при оценке истинности обобщенных высказываний на основе эмпирических данных.

6. Экспериментальный контроль и контроль за выводом.

7. Мысленные эксперименты.

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 80-95, 123-127, 174-178, 183-188.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 27-53.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 40-55.

Семинар 4

1. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.

2. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина "планирование".

3. Планирование содержательное и формальное. Установление минимального эффекта и принятие решения о неотвержении экспериментальной гипотезы.

4. Виды реальных экспериментов- подходы к их классификациям.

5. Метод "анализ индивидуального случая" и интраиндивидуальные схемы. Групповое проведение опытов и межгрупповые схемы.

6. Гипотезы экспериментальные и статистические. Отличия контргипотезы и так называемой третьей конкурирующей гипотезы. Источники возникновения третьих конкурирующих гипотез.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 49-88, 142-182, 234-259, 363-365.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 27-29, 128-153 174-178.

Дополнительная литература

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 103-106, 211-16, 234-235.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 138-171.

Семинар 5

1. Функциональный контроль НП и внутренняя валидность экспериментов.

2. Понятие единичной переменной и чистого эксперимента.

3. Контроль смешений в психологическом эксперименте. Контроль несистематической изменчивости, систематического и сопутствующего смешений.

4. Экспериментальный контроль и внешняя валидность.

5. Представления о конструктной и операциональной валидности.

6. "Количественные" уровни НП. Многоуровневый и факторный эксперименты.

7. Репрезентативность эксперимента и вида эмпирически установленной зависимости. Репрезентативность "среднегрупповых" данных при использовании кросс-индивидуальных схем.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 54-87, 218-231, 267-309, 322-362.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 154-173.

Семинар 6

1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественнонаучных и поведенческих). Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).

2. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Ограничения экспериментального метода: активность личности, субъекта познания и деятельности.

3. Представления о "стимулах-средствах" в концепции Л. С. Выготского и в экспериментальных приложениях методики "двойной стимуляции" (исследования Ж. Шиф, А. Н. Леонтьева и других). Психотехнический контекст использования стимулов-средств.

4. Психологические реконструкции исследуемых базисных процессов и нетождественность проблем "управления переменными" и "психологического управления". Различия между управляемыми НП и процессами, опосредующими тот или иной экспериментальный эффект.

5. Социальный и социально-психологический эксперименты.

6. Представления об экспериментировании в школе К. Левина.

Основная литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 118-121, 130-132, 185-188, 219-220, 255-262.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 179-182.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 54-75.

Дополнительная литература

Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 78-87, 90-93, 97-99.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. Вып. 1-2. С. 241-243, 263, 278-279, 282-286, 305-306.

Семинар 7

1. Схемы исследований, относимых к экспериментальным, но отличающихся от истинных экспериментов по типу проверяемых гипотез, формам контроля, а также логике выводов.

2. Квазиэксперимент как эксперимент с ограниченными формами контроля и как пример "пассивно-наблюдающего" исследования.

3. Так называемые "экспериментальные методики" при достижении целей психодиагностики и в экспериментальных схемах.

4. Психолого-педагогический и формирующий эксперименты.

5. Лонгитюдный метод.

6. Квазиэксперименты в психогенетике.

7. Кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.

Основная литература

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 10-26, 76-137, 194-224, 236-241.

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 116—122.

Семинар 8

1. Корреляционный подход как метод исследования и как способ статистической оценки гипотез о связях.

2. Ненаправленные гипотезы в корреляционном исследовании (КИ). Виды переменных (наблюдаемые и ненаблюдаемые — латентные, «входные» и «выходные») и виды связей в КИ (истинные и ложные корреляции, автокорреляции и синхронные корреляции, перекрестно-отсроченные корреляции).

3. Меры связей и меры различий в КИ и в экспериментальном исследовании. Понятия ковариации и коэффициента корреляции.

4. Зависимость выбора коэффициента корреляции от вида психологических шкал (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений). Параметрические и непараметрические коэффициенты корреляции.

5. Статистические методы контроля в КИ. Подбор групп в корреляционных

и квазиэкспериментальных схемах. Пла-ны КИ.

6. Оценка валидности КИ (внутренняя валидность, внешняя и прогностическая).

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 198—229.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 378—420.

Дополнительная литература

Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 286—287, 142—166.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » План семинарских занятий по курсу "экспериментальный метод в психологии"