Методика педагогического превентивного взаимодействия с военнослужащими, предрасположенными к истинному суицидальному поведению
Как показала практика, эффективность реализации разработанной методики зависит от стиля взаимодействия офицера со своим трудным воспитанником, осуществляющегося в форме гуманного и оперативного сотрудничества, когда целесообразно применяется целый спектр соответствующих возникающим ситуациям методов и приемов превентивной деятельности - на основе учета его возрастных, соматических, индивидуально-типологических особенностей. Это показывает важность педагогической позиции командира, наличия высоконравственной мотивации для оказания педагогической помощи своим воспитанникам, адекватной их проблемам и характерологическим радикалам. Но в любом случае в процессе педагогической профилактики суицида недопустимо применение следующих приемов из арсенала некоторых офицеров-воспитателей, которые являются прямыми антиподами педагогической помощи и провоцируют суицидальную активность военнослужащих. К ним относятся: проявление осуждения в форме возмущения- нетактичное выявление вины военнослужащего, необдуманная характеристика поступка и упрек- лишение военнослужащего поддержки со стороны всего коллектива- бойкот, изоляция от части (или всего) коллектива- предупреждение, возбуждение тревоги о наказании- жалобы родителям и вышестоящему командованию- злоупотребление и необоснованное использование приказной формы при оглашении распоряжений и заданий- несправедливое наказание и т.д.
Особой подготовленности, оперативности и чуткости от командира требуют конфликтные ситуации, которые могут перерасти в период пресуицида, особого психического состояния, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия. В этот период времени повышенной психологической напряженности, предрасположенный к суициду военнослужащий активно ищет пути по выходу из создавшейся критической, конфликтной ситуации. Его внимание концентрируется на «непреодолимых» трудностях в жизни, службе, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей в решении возникших проблем. Ожидание возможного неблагополучного развития событий вызывает беспокойство, постепенно перерастающее в чувство тревоги. Характерной особенностью этого периода является острая потребность человека к установлению неформального контакта, теплых дружеских отношений, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке («поиск опоры»), желание поделиться своими переживаниями.
Поделиться в соцсетях:
Похожие