Профилактика суицидального поведения
Видео: Рекомендации для родителей и педагогов по профилактике суицидального поведение подростков
Определение риска возможного суицида - задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях военнослужащий может быть включен в «группу риска", не имеют однозначного решения, поскольку само понятие «суицидального риска» подразумевает несколько значений.Сложившийся в превентивной суицидологии подход, в это понятие включает: во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальны риск- во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий - покушений на самоубийство- в-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов. Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска. К числу групповых факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся:
а) социально-психологические:
тяжелая морально-психологическая обстановка в воинском коллективе, обусловленная в частности, неуставными взаимоотношениями между военнослужащими, нарушением дисциплинарной практики командирами и начальниками.
б) служебные:
начальный период прохождения воинской службы-
несение караульной службы и боевого дежурства (с оружием)-
в) возрастные особенности военнослужащих срочной службы-
г) хронологические признаки: время года, дни недели, время суток.
На индивидуально-личностном уровне факторами, определяющий общий суицидальный риск, являются (до призыва в армию):
- условия семейного воспитания:
а) отсутствие отца в раннем детстве-
б) «матриархальный» стиль отношений в семье-
в) эмоциональная депривация, отверженность в детстве-
г) воспитание в семье, где есть алкоголики ("алкогольный климат"), психически больные, а также родственники с асоциальны ми формами поведения (отбывавшими или отбывающими уголовное наказание)-
д) воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких-
- частая смена места жительства, учебы, работы-
- активное употребление алкоголя и других наркотических средств-
- совершение суицидальных попыток-
Исследование показало, что на основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить военнослужащих с высокой вероятностью реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. с риском суицидальных действий. К числу таких признаков относятся:
- открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по службе, командирам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам)-
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу сослуживцев с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п.- публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов- игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.)
- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск, средств покончить с собой (собирание таблеток, оставление и утайка патронов после выполнения учебных стрельб, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.)-
- фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще)-
- чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам (зачастую военнослужащие обращаются к родственникам и знакомым с просьбой направить в воинскую часть «фиктивную» телеграмму о тяжелом семейном положении)-
- нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению-
- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных ("зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых-
- внезапное проявление несвойственных ранее военнослужащему черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков, обмундирования и т.п.)-
- утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности)-
- размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы и т.п.).
При оценке суицидоопасности психологу в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. Hа индивидуальном уровне - это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное - к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким- родительские обязанности- выраженное чувство долга- боязнь причинить себе физическое страдание- представление о позорности и греховности суицида- представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному военнослужащему, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.
Серьезность угрозы суицидальных действий может быть оценена по 4-балльной системе:
0 баллов - отсутствие угрозы суицидальной попытки:
в ходе беседы не выявлены суицидальные тенденции-
военнослужащий не имеет индивидуально-личностных факторов риска, более того, обнаруживает активные и прочные антисуицидальные установки-
уверенно предлагает варианты разрешения конфликта, планирует будущее-
1 балл - возможность суицидальной попытки:
имеются суицидальные представления неглубокой степени, выступающие в пассивной форме-
острые переживания трудноразрешимой конфликтной ситуации хотя и без оформленных суицидальных тенденций-
пессимистическая оценка будущего-
(Иными словами, военнослужащий думает о попытке, но не представляет себе ее способ).
2 балла - опасность суицидальной попытки:
имеются суицидальные тенденции, в структуре которых выражены суицидальные представления и переживания-
выбран способ суицида-
3 балла - суицидальная попытка совершена, при этом наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений.
Безусловно, эффективность превенции зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов.
Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения военнослужащих
не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:
правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и службы военнослужащих, их быта и досуга-
организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих-
обеспечение социальной защищенности военнослужащих, соблюдение их
конституционных прав-
предупреждение неуставных взаимоотношений в воинских коллективах-
выявление групп высокого суицидального риска среди военнослужащих-
умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц (ранние признаки суицидального поведения должны знать командиры, начальники, должностные лица структур по воспитательной работе и т.д.)-
адекватную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса-
Эти предпосылки к настоящему времени созданы далеко не в полной мере, отсюда и ограниченность реальных профилактических возможностей.
Направлениями деятельности психолога части, связанными с суицидологической превенцией являются:
изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах,
психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы-
активное содействие командованию в определении наиболее целесообразных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности-
выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений командованию о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению-
активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы дружбы, товарищества. взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства-
своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации-
проведение экспериментально-психологических обследований с целью выявления военнослужащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной
информации составлять и вести суицидологическую картотеку-
активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопасными состояниями и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях зкстренной необходимости обеспечивать их направление в госпиталь (кризисный стационар) или в ближайшее лечебное учреждение-
проведения психологического анализа каждого случая суицида, и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством военнослужащих-
участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослужащих-
проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими совершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейшего прохождения службы- проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами окаэания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка- организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.
Поделиться в соцсетях:
Похожие