" Учебные вопросы:1. Собственно объективные причины конфликтного взаимодействия.2. Организационно-управленческие причины конфликтов в воинском коллективе."
Учебные вопросы:1. Личностные причины конфликтного поведения военнослужащих.
2. Социально-психологические причины межличностных конфликтов военнослужащих.
3. Влияние социальной микросреды на возникновение конфликтов между военнослужащими.
Вопрос 1. Под конфликтно устойчивостью понимается достаточная психологическая готовность личности к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов.
Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудных ситуациях.
Показателем устойчивости является вариативность.
Структура конфликтно устойчивости:
1) Эмоциональный компонент (отражает состояние психики личности в трудные ситуации, уровень и характер возбудимости психики, влияние на успешность общения- заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях)
2) Волевой компонент (способность личности к сознательной мобилизации сил, позволяет регулировать эмоциональное возбуждение в момент конфликтной ситуации, обеспечивает толерантность)
3) Познавательный компонент (устойчивость функционирования познавательных компонентов, невосприимчивость провокационным действиям оппонента, включает умение определить начало конфликтным ситуациям, умение сводить к минимуму конфликтные ситуации)
4) Мотивационный компонент (способствует оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия)
5) Психомоторный компонент (обеспечивает правильность поведения и действий и чёткость соответствия ситуаций)
Слова, использующиеся в конфликтах - Позиции, Ценности, Цели, Проблемы, Интересы, Потребности.
Позиция – являются формальными, официальными, гласными, по сути - это требование.
Ценности – самые существенные качества, которые считаются наиболее важными и используются для подкрепления позиции.
Цели – это специфические моменты, о которых конфликтующие стороны говорят, что хотят их добиться и обычно они являются частью позиций.
Проблема – это то, что по словам конфликтующих сторон заключается конфликт.
Интересы – это то, чего стороны действительно хотят, и что является мотивацией провозглашающей позиции.
Потребности – фундаментальные основные условия человеческого существования, могут быть предметами переговоров.
Личностные причины возникновения конфликтов:
1) Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого
2) Низкий уровень социально-психологической компетентности
3) Низкая конфликтная устойчивость
4) Плохое развитие эмпатии
5) Завышенный уровень притязаний
6) Тип темперамента акцентуации характери и др.
Вопрос 2. Социально-психологические причины возникновения конфликтов
Причины конфликтов:
1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации
2. Неблагоприятное редкое взаимодействие людей
3. Естественный различный подход к системе сложных событий
4. Различия в способах анализа результатов деятельности и личности
5. Психологическая несовместимость
6. Нарушения межличностных отношений
7. Внутригрупповые фавориты
8. Конкретный характер взаимоотношений
9. Ограничение способности к децентрации
10. Стремление к власти и др.
Психологическая несовместимость военнослужащих:
1) Психофизиологический уровень
2) Индивидуально-психологический (проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих лиц)
3) Социально-психологический (фиксируется противоречия жизненных ценностей и идеалов)
4) Социальный (может проявлять в несовпадении мировоззрении, убеждений, идеологических установок)
Причины межличностных конфликтов:
1) внутригрупповой лидер (предпочтение представителям других групп)
2) конкурентный характер взаимодействия с членами группы
3) стремление получить от окружающих больше, чем отдавать
4) стремление к лидерству
Вопрос 3. Социально - психологические индикаторы неуставных взаимоотношений:
1) Устойчивая внутригрупповая дифференциация ролей, позиции с жёсткой иерархией взаимоотношений
2) Наличие разнообразных форм принуждений и санкций тем военнослужащим, которые уклоняются от выполнения предписаний этой системы
3) Трансляция искажённых традиций, ритуалов, передаваемых от призыва к призыву, сопровождающиеся фактами нарушения уставных взаимоотношений
Социально-психологические противоречия:
1) Противоречия в сфере воинского труда между уровнем развития коллектива и содержанием выполнения поставленных задач
2) Противоречия в системе управления между сложностью задач, повышения требования профессионализма, способностью должностных лиц, обеспечивать данный процесс
3) Противоречия в процессе комплектования воинских частей между требованиями профессиональной готовности военнослужащих и фактическим состоянием молодёжи
4) Противоречия в системе воспитательной работы между задачами воспитания целостной психологически устойчивой личностью военнослужащего и некомпетентностью
Поделиться в соцсетях:
Похожие