lovmedgu.ru

Основные психические явления в коллективе

Видео: Трудовой коллектив на новой работе - отношения с коллегами

Все многообразие явлений, которыми наполнена идейно-психологическая атмосфера экипажа корабля, части, подразделения в зависимости от преобладания в них тех или иных компонентов и закономерностей можно разбить на:

• идейно-познавательные и

• эмоционально-волевые_

Идейно-познавательные явления - ведущие в коллективе. Они определяют и основное содержание эмоционально-волевых процессов. В то же время последние в силу свойств массовидных психических явлений (заразительность и пр.) обладают и известной самостоятельностью.

Каждая из этих групп в свою очередь по степени устойчивости, повторяемости в жизни коллектива делится на:

• стойкие (называемые ещё "психическим складом", "психическим типом", "характером", "качествами коллектива"),

• временные, динамичные ("состояния", "процессы", "настроения" и пр.).

Стойкие психические явления, свойственные данному коллективу, влияют на то, какие процессы протекают в нем в каждый данный момент. Но если какие-то обстоятельства систематически вызывают в коллективе определенные процессы, то они могут закрепиться и превратиться в устойчивое, типичное для коллектива явление.

Из классификации следует, что при работе с экипажем основной упор следует делать на развитие идейно-познавательных явлений с учетом эмоционально-волевых и на управление динамическими явлениями, стремясь добиться повторения и закрепления тех из них, которые нужны для успешного решения задачи по защите Родины.

Решающее значение имеет, разумеется, качественная характеристика того или иного явления. Ценны не просто идейно-познавательные и устойчивые психические явления, а их научное содержание, общественная значимость, их соответствие требованиям коммунистической морали и вооруженной борьбы на море.

ИДЕЙНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ (группе) выражают господствующее в нем (ней) понимание, осознание окружающего, своих задач, способов их достижения, места и ответственности в системе общественных отношений. Очевидно они носят классовый характер, черты классовой психологии и зависят от общества, задач и условий деятельности, мировоззрения, потребностей и интересов людей, составляющих его, содержания и постановки идейно-политической работы и прошлого опыта.

К числу основных идейно-познавательных психологических явлений, свойственных флотским коллективам, относятся-

• социально-психологические установки,

• общественное (коллективное) мнение.

Социально-психологические установки флотского коллектива выражают целостную ориентацию всей его духовной жизни на те или иные общественные ценности, устремленность его помыслов и воли на достижение определенных целей и идеалов, сила действий по достижению их, предрасположение к восприятию и оценке различных общественных явлений с классовых и идейных позиций и отношения к ним. Установки, грубо говоря, показывают, чем живет коллектив, что влечет его, в какой мере дух нашего великого времени, пафос жизни советского общества живет в нем. Очевидно, что установки суммарно- характеризуют все явления психологии коллектива с точки зрения их единой содержательной направленности. В то же времяони представляют собой определенное состояние побуждений, настроений, мыслей в коллективе.

Социально-психологические установки коллективов кораблей и частей Советского Военно-Морского Флота формируются под влиянием деятельности Коммунистической партии, передовой идеологии и высокой морально-политической сплоченности всего советского народа, всей жизни и деятельности кораблей и частей нашего военно-морского флота. Прочность этих установок испытана в огне революций, смертельных схваток с империализмом и фашизмом, трудностях океанских походов и суровой флотской жизни.

Идейно-политические мировоззренческие установки - главные в системе установок и направленности коллектива. Именно они и складываются под влиянием описанных выше факторов, создавая основу силы, прочности, жизни советских флотских коллективов, их отношений к задачам, методам решения, отдельным поступкам, требовательности, уставам, общественной работе и пр.

Важнейшей социально-психологической установкой является стремление в каждом поступке, в каждом деле и во всей жизни быть полезным социалистической Родине, крепить ее мощь и отдавать все свои силы её процветанию, борьбе за дело коммунизма, быть беспредельно преданным социалистической Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству, дружбе народов нашей страны и пролетарскому интернационализму.

В рамках этой общей установки формируются частные, например: встретить 50-летт Советского государства новыми успехами в боевой и политической подготовке- ознаменовать 100-летие со дня рождения В.И. Ленина славными делами -добиться поведения всех членов коллектива в соответствии с требованиями морального кодекса строителя коммунистического общества- служить и работать так, чтобы стать рядом с передовыми частями и кораблями флота- добиться звания "отличный корабль"- пьянству - бой и др.

Формирование, развитие и поддержание нужного "накала" социально-психологических установок в коллективе по существу главная задача руководства коллективом, в "Русле" которой находятся задачи руководства другими психологическими явлениями.

Для флотского коллектива ваяны и военные установки. Это постоянное беспокойство, активность, настойчивость, принципиальность в неуклонном улучшении боевой подготовки, в. приведении корабля, оружия, боевой техники, организации и выучки моряков в полное соответствие с требованиями современной войны. "Помни войну!" - этот лозунг адмирала С.О. Макарова очень хорошо выражает их сущность. Его легко провозгласить и даже понять, но труднее осуществить, добиться, чтобы он жид в виде установки всей социально-психологической атмосферы в коллективе. "На каждом военном корабле, - писал С.О. Макаров в "Рассуждениях по вопросам морской тактики", - ... много работы, вызываемой ежедневными потребностями плавания и содержанием всего в порядке... Потребности дня так велики, что поглощают собою весь труд и все внимание главных участников работы. Эти не потребности дня получают преобладающее значение для решения всяких вопросов, а потому мало-помалу начинают складываться такие обычаи в системе обучения, которые отличат- учения и саму жизнь на корабле от условий военного времени и этим нарушают ту главную задачу, для которой существует военный флот" . Задача формирования военных установок и выступает в виде борьбы против превращения службы ради службы, задач ради задач, дисциплины ради дисциплины.

Военно-Морской Флот и корабли существуют для боя, каждый шаг, каждый день - решению этой задачи. Такова главная установка, живучесть которой в коллективе определяют и успехи в этом направлении. "При оценке положения дел на том или ином корабле ваяно исходить из того, как его экипаж подготовлен к действиям в сложных условиях, насколько прочна морально-психологическая подготовка личного состава... указывает Главнокомандующий Военно-Морским злотом СССР Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков, - надо создавать в коллективах обстановку нетерпимости к зазнайству, чванливости, стремлению некритически оценивать положение дел..`. Грош цена высокой оценке за ту или иную задачу, если она получена в упрощенных условиях, если не было настоящей и трудной борьбы за успех" .

Достижение и длительное поддержание высокой боевой готовности подразделения, корабля, части, соединения является второй важнейшей военной установкой, формируемой и поддерживаемой во флотских коллективах в соответствии с требованиями партии, правительства, командования и объективной необходимостью.

Могут быть и частные военные установки: решить задачи похода только на "отлично", добиться сокращения нормативов на всех боевых постах, усовершенствовать тактику действий при решении такой-то задачи, рационализировать конструкцию боевой техники и др.

Прочность и качество социально-психологических установок зависит от систематичности, согласованности и непротиворечивости всех влияний на коллектив.

Выявляя психологические пути формирования установок, необходимо вспомнить, что они возникают под влиянием понимания личным составом окружающих общественных отношений. Стало быть, эффективное формирование их происходит при действенной идейно-политической работе с коллективом. Поскольку взгляды людей формируются не только под влиянием усвоения общественного (косвенного) опыта, но и личного, то организация правильной жизни коллектива имеет важное значение. При рассогласовании этих влияний теоретические знания усваиваются формально, а действительные установки формируются под влиянием реального состояния коллектива.

Формирование установки испытывает влияние прошлого опыта, предшествующего этапа, который создает особую предрасположенность восприятия и избирательную направленность мышления. Устойчивые установки создаются в результате суммирования "разовых" установок, возникающих при решении разных задач и в разных ситуациях. Поэтому один из путей заключается в том, чтобы вызвать у личного состава нужную установку хотя бы раз, затем стремиться сделать это повторно и т.д. Тут приходится считаться и с общественным мнением, и с настроением, и с чувствами, и с традициями, о которых речь пойдет ниже, и с умонастроением.

Умонастроение - состояние мыслительной деятельности, представляющее собой определенную направленность ее, прикованность к какой-то цели, объекту, задаче, сопровождаемую "подстегивающим" влиянием соответствующих чувств, желаний, побуждений. В отличие от настроений, выражающих состояние чувств, в умонастроении сильнее выражен элемент раздумий, осознанных стремлений, оценок и суждений, осмысливания планов, задач, перспектив и т.п.

Умонастроение зависит от мировоззрения и потребностей. Коммунистическому мировоззрению советских военных моряков соответствует жизненная устремленность на решение общественных и боевых задач, нацеленность всех своих помыслов и желаний на службу партии, Родине, народу. Оно пробуждает активное, оптимистическое, творческое состояние психической атмосферы в экипаже, части.

Однако между мировоззрением и умонастроением нет жесткой связи. Даже в пределах материалистического мировоззрения возможны умонастроения неудовлетворенности достигнутым и довольства немногим, здоровой обеспокоенности и беспечного благодушия, творческой заряженности и ожидания "указаний с верху", оптимизма и пессимизма.

Примером изменения умонастроения может служить случай с отличной электро - механической частью эсминца Н. Личный состав её добился больших успехов в социалистическом соревновании в честь 50-летия ЗЖСМ.К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина все моряки этого подразделения обязались сдать экзамены на классность и сделать боевую часть состоящей полностью из классных специалистов. Но вдруг в подразделении появились некоторые упущения в службе. Корабль в это время находился в очередном ремонте. Личный состав работал много и старательно, и это как-то успокоило некоторых командиров, повлекло за собой снижение требовательности. Здоровая обеспокоенность за своевременный и качественный ремонт механизмов подменила серьёзное отношение к другим, не менее важным проблемам служебной деятельности, где и появились упущения.

Умонастроения формируются не столько как результат работы "холодного рассудка", сколько под влиянием всей совокупности информации, пусть даже недостаточно осознанной, поток которой проходит через психику моряков и находит в ней то или иное отражение. Поэтому мало оценивать какое впечатление производит на личный состав то или иное мероприятие боевой и политической подготовки. Каждый офицер - руководитель обязан (и чем шире круг его прав и обязанностей - тем больше) с партийных позиций оценивать действие всей суммы своих решений, поступков, личного примера на подчиненных. С великой ответственностью и четкостью он должен отвечать себе на вопрос, а формирует ли вся его деятельность (или деятельность руководимого им органа) нужные идейно-психологические и военные установки, умонастроения в среде моряков, обладают ли они партийностью и внутренней силой? Не возникают ли "побочные" установки? Не являются ли повторяющиеся недостатки проявлением скрытых установок? Ответ и радикальные меры взаимосвязаны.

Правильное руководство, осуществляемое на основе точного соблюдения требований и указаний нашей Партии. Правительства, руководства Вооруженными Силами и Военно-Морским Флотом, уставами с тонким учетом психологических явлений и в сочетании с умением управлять ими формирует правильные и устойчивые социально-психологические установки коллектива.

Вторым важнейшим идейно-познавательным компонентом психологии коллектива является общественное (коллективное) мнение. В нем выражается взгляд коллектива на те или иные события, поступки, общественные ценности, их оценка, анализ, отношение к ним и вывод о том, как надо поступать. Оно сходно с убеждениями в структуре направленности личности.

Общественное мнение складывается под влиянием объективных причин, идеологической оценки, живого обмена мнениями и опытом между матросами, старшинами и офицерами. Оно монет носись дискуссионный и единодушный характер. Сила его - в концентрировании, едином понимании какого-то вопроса большинством (или всеми) моряками. Коллективное мнение имеет силу истины для отдельной личности, неоспоримости, сочетает в себе убеждение и психологическое принуждение. В Программе КПСС указано, что в процессе перехода к коммунизму будет расширяться сфера действия морального фактора и соответственно уменьшится значение административного регулирования поведения людей. Товарищеское осуждение антиобщественных поступков станет главным средством искоренения остальных взглядов, обычаев, антиобщественного поведения.

Коллективное мнение на корабле, в части всегда сказывается на решение стоящих задач. Сила его велика, когда выражаемое открыто ("официально") совпадает с действительным мнением. Низкие успехи, неэффективность принимаемых мер нередко объясняется различием официально выражаемого и неофициально существующего, но действенного мнения в коллективе. Так, на корабле "Н" было проведено комсомольское собрание с повесткой дня: " Решительная борьба с пьянством - долг комсомольца". Собрание приняло очень хорошее решение, направленное на мобилизацию всех сил Комсомольской организации на борьбу с пьянством и другими аморальными явлениями. Но на следующий день комсомолец Погодин был задержан в городе в нетрезвом состоянии, хотя на собрании выступая и гневно осуждал нарушителей дисциплины. Во время разбора персонального дела Погодина комсомольцы опять осуждали пьянство, но в отношении к нему предлагали ограничиться вызовом. После собрания можно было слышать, как моряки отзывались о проступке Погодина в неофициальной обстановке. Большинство сходилось на том, что ему просто не повезло - немного выпил и случайно был задержан. Это и было неофициальное мнение, которое определяло и живучесть проступков и отношение к ним. Положение на корабле было исправлено лишь после ликвидации этого неприятного противоречия между официальным и неофициальный мнениями после длительной воспитательной работы.

Живучесть отрицательного общественного мнения, наблюдающаяся порой, объясняется отсутствием подлинного авторитета у командования, руководит елей общественных организаций, данного корабля, подразделения, недостатками целенаправленного идеологического воздействия на коллектив/отсутствие систематичности, формализм, низкая подготовка ответственных за проведение мероприятий, неубедительность разъяснений и доказательств/ и ложным пониманием отдельных общественных явлений. Сказывается на живучести и наличие стихийносложившихся микрогрупп с отрицательным мнением, в справедливости которого они активно, но скрытно от руководства убеждают других. Такие группы, как правило, возникают на беспринципной основе, когда узкопрактические, нередко эгоистические цели отдельных лиц поддерживаются или не получают отпора со стороны сослуживцев.

Формирование общественного мнения базируется на господствующих в коллективе взглядах. Поэтому действеннаяидеологическая работа, убедительные разъяснения, показ на примерах, способствуя правильному пониманию формирует и общественное мнение. Успехи в формировании общественного мнения в связи с различны: я обстоятельствами в процессе службы, способствуют возникновению умонастроений в коллективе и социально-психологических установок.

Из числа других идейно-познавательных коллективных психологических явлений следует отметить слухи. Слух - сведение о событиях, еще ничем не подтвержденное, устно передающееся в коллективе от одного лица к другому.

Слухи чаще всего касаются важных для данного коллектива сведений, затрагивающих его интересы. Именно поэтому они подхватываются, распространяются, приводят личный состав в возбуждение. "Ветром море колышет, молвою - народ" - гласит русская пословица. Они не играют сколько-нибудь заметной роли в дружном экипаже, хорошо руководимом, систематически информируемом об обстановке и возглавляемом командованием, с безупречным авторитетом. Слухи будут пресекаться, если в коллективе есть прочное партийно-комсомольское ядро, умело расставленное по всем постам и отсекам корабля. Чем большими недостатками в этом отношении обладает коллектив тем больший простор для слухов.

Особенно восприимчивым к слухам становится личный состав в ожидании каких-то важных для него событий и во время войны. В эти периоды борьбе с вредными слухами приходится уделять большое внимание.

Распространителями слухов чаще всего бывают эмоционально неустойчивые и недостаточно сознательные элементы, а так же прибывшие на корабль лица / при ограничении его связи с берегом/ и осуществляющие связь с базой. Буржуазная пропаганда и органы психологической войны уделяют особое внимание распространению слухов. Это лишь подчеркивает значение борьбы с ними и воспитания у личного состава устойчивости к ним.

Вторая группа психологических явлений – эмоционально - волевые. К важнейшим из них относятся:

• коллективные чувства,

• общественные (коллективные) настроения,

• обычаи и традиции.

Роль этой группы психологических явлений во флотском коллективе объясняется трудностями флотской службы, её особой традиционностью и значительной динамикой эмоционального фактора в службе и быте моряков.

Коллективные чувства - устойчивые эмоционально - окрашенные отношения всего коллектива (группы) к определенным общественным ценностям, флотской службе, событиям, сторонам жизни и деятельности. В основе чувств лежат потребности, интересы, объективные условия, общественное мнение и социально-психологические установки.

Чувство патриотизма, по словам В.И. Ленина, - одно из самых глубоких чувств, закрепленных тысячелетиями. Оно представляет собой комплекс любви гордости, уважения, нежности, преданности, почтительности, сгруппированных вокруг идеи Родины, своего народа и ненависти к её врагам.

Чувство патриотизма всегда было свойственно экипажам и частям Советского Военно-морского Флота. Это объясняется как объективными причинами, так и субъективными. Чувство патриотизма воспитывается в экипаже на примере героического прошлого и настоящего нашего народа, Советских Вооруженных Сил, истории флота. Большое значение при этом имеет и воспитание ненависти к империализму, вероятным противникам. Оно осуществляется на основе систематического и целенаправленного разоблачения агрессивной политики и преступлений империалистов США и их сообщников, информации о группировках сил вблизи наших границ. Сильное эмоциональное воздействие оказывает показ вероломства политики империалистов, зверств и предательств над мирными жителями и военнопленными, пренебрежительное отношение к другим народам. Глубокий внутренний протест вызывают действия империалистов, оскорбляющие чувства национальной гордости и достоинства советских воинов. Психологически эффективен метод активизации контрастных эмоций (восторг - гнев, восхищение - отвращение и т.п.),систематичность, новизна, оперативность информации.

Особенно остро чувство патриотизма ощущается моряками в дальних плаваниях, при встречах с кораблями империалистических флотов, при заходах в порты других стран. Оно требует удовлетворения, выхода, развития. На него можно успешно опираться во всей воспитательной работе с личным составом. О высоком чувстве патриотизма у личного состава флота наглядно свидетельствует поведение военных моряков в заграничных портах. Общеизвестно, что своим поведением советские военные моряки демонстрируют высокую культуру, умение держать себя в любой обстановке, уважение к другим народам и нациям. В этом поведении проявляется высокий патриотизм, забота о чести и достоинстве советского человека - представителя первой в мире страны социализма.

Чувство любви, к морской службе ,своему_ кораблю, Советскому Военно-Морскому Флоту - типичное профессиональное чувство, господствующее среди моряков.

Тот, кто хотя бы несколько лет отдал морю, хорошо знает и понимает, как сродняется он с ним, как тяжело расставание и как радостно возращение к нему. Дорогим становится свой корабль, пусть даже не ракетный и не атомный, которому ты и твои товарищи по коллективу отдали частицу самого себя, которому вверяется жизнь в тяжелых океанских штормах, в темных глубинах, за тысячи миль от берегов, над километровыми водными безднами. Корабль платит в ответ на заботу и доверие теплом и уютом, трудолюбиво утюжит воду и послушный воле моряков идет к цели. А как много значит быть вдали от Родины и чувствовать в корабле кусочек родной земли, неприкосновенный для врагов и могущий постоять за себя!.

Чувство коллективизма ("дух коллективизма") - развитое в экипажах кораблей и других флотских коллективах является типичным чувством. О значении его и источниках говорилось выше.

При искажении идейной основы Сплочения, утраты классовых позиций может возникнуть круговая порука. Она всегда связана с существованием неофициального коллективного мнения, является выражением признания ложныхобщественных ценностей.

Общественное (коллективное) настроение - наиболее подвижный элемент психологии коллектива. Настроения могут быстро возникнуть и исчезнуть, легко и быстро распространяться, представляя в своей основе эмоциональную реакцию коллектива на те или иные события. Настроение тем не менее всегда связано с глубоким пониманием того, что вызвало реакцию.

Подъём и упадок настроения в коллективе, радость, торжество и возмущение, гнев, разочарование, бодрость и равнодушие, напряженность, паника - являются разновидностями общественного настроения.

Настроение в коллективе оказывает заметное влияние на выполнение кораблями учебных и боевых задач. Например, подводная лодка Н в течение установленного руководящими документами времени готовилась к сдаче курсовой задачи. Экипаж корабля приложил много усилий для качественной отработки её.

На корабль приходит штаб соединения. И командир соединения, и все специалисты штаба сразу же чувствуют атмосферу приподнятости, бодрости и уверенности в коллективе. Это проявляется во всем: в слаженных действиях на боевых постах, в четких командах и докладах, в какой- то подчеркнутой воинской выправке моряков. Адмирал поставил твердую четверку и сошел о корабля, унося с собой часть того хорошего, бодрого настроения, которую он приобрел при общении с личным составом.

Но вот через некоторое время этот же корабль сдает очередную задачу. Он уже не первые сутки в море. Элементы задачи отработаны, выросло мастерство личного состава. Но условия походной обстановки не позволили командиру лично принять участие в окончательной проверке каждого боевого поста. Это делает старший помощник. А он менее сдержан, менее опытен. Каждое упущение, любой, даже легкоустранимый недостаток выводит его из себя. В отсеке раздается его раздраженный голос, приказания отдаются резко, с предупреждениями о наказании. Стремясь все успеть и все сделать, старший помощник всю ночь не спит и не дает спать другим. Утром, не отдохнувший толком личный состав сдает задачу. В отсеках атмосфера усталости, неуверенности, скованности. Она проявляется и в излишней нервозности командования, и в каких-то суетливых действиях личного состава. Оценка не столь высока.

В динамике общественных настроений можно выделить этапы:

• возникновение настроения, пробивающегося первоначально единично, стихийно, бессознательно, случайно ("брожение"),

• оформление в четко выраженное настроение большинства, подкрепленное мнениями и взглядами ("прилив", "подъём", "поворот"),

• переход к действию,

• спад ("отлив").

Изменения в настроениях происходят быстрее, чем в других психологических явлениях.

При формировании настроения очевидно следует зародить его в какой-то части коллектива, сопроводив убедительными мнениями, а затем способствовать его распространению и перерастанию в действие. Важнейшую роль при этом имеет система средств идеологического воздействия противоположность буржуазной идеологии, не способной справиться с настроениями разочарования, недовольства, пессимизма, овладение идеологией марксизма и отдельными её положениями формирует у советских моряков настроения оптимизма, твердой уверенности в будущее, творческой активности.

Сильное воздействие на настроение коллектива оказывает ответственная или новая задача, перспективы коллектива, сама деятельность и умелое руководство офицеров, партийных и комсомольских организаций. Всегда поднимает настроение успех.

Учитывая быстрый переход настроений в действие, следует непрерывно следить за их возникновением и течением. Значение этой работы лучше всего выразил В.И. Ленин: "... жить в гуще рабочей жизни, знать её вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, её действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень её сознательности.., уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением её нужд".

Настроения флотского коллектива не автоматический процесс. отражения преимущества социалистических отношений в нем. Закономерность жизнеутверждающих настроений пробивает себе дорогу через отклонения, понижения, которые могут быть объяснены как закономерностями психики, так и объективными факторами. Формирование настроений предполагает активности и борьбу с отрицательными (обывательскими, иждивенческими. групповыми и др.) настроениями. Не следует допускать развития последних, выявлять их в зародыше (на первом этапе) и принимать меры к ликвидации. Чтобы добиться перелома в развитых настроениях, как правило, следует начинать с усиления политико-воспитательной работы объективных условий ( причин в службе и жизни, которые порождают данное отрицательное настроение/. Большой вред приносит формализм. При равнодушном отношении к делу могут быть приняты любые решения, но они останутся на бумаге и послужить причиной возникновения отрицательного настроения в экипаже.

В управлении настроениями видное место занимают массовые мероприятия: собрания, коллективное исполнение песен, проведение командных спортивных соревнований и пр. Значение их объясняется психологическими особенностями воздействия яркой эмоционально насыщенной речи оратора при сплочении людей, особой предрасположенности их к восприятию героического, необычного.

В обычаях и традициях закреплен опыт общества, группы, коллектива, признание большой ценности и правильности каких-то действий или отношений. Являясь символом ценности. обычаи и традиции приобретают силу закона, отступать от которого никто •в коллективе не имеет права, а коллектив становится носителем и защитником его.

Обычаи - сложившаяся норма отношении ИЛИ поведения коллектива, уклонению от которой он старается воспрепятствовать .На флоте, например, есть такие обычаи: представлять новичка личному составу, ничего не скрывать от других, оказывать помощь товарищу (сам погибай, а товарища выручай). Многие флотские обычаи отражают специфику службы на корабле: бачкование по очереди, самообслуживание в быту, здоровый флотский юмор, посещение комнаты боевой славы перед походом и выполнением ответственного задания и др.

Обычаи, имеющие особое значение для коллектива и передающиеся им из поколения в поколение называют традициями. Традиции могут формироваться из наиболее значительных обычаев,

Флот богат и революционными традициями, и боевыми, и служебными и специфически морскими. К революционным и боевым традициям почитаемым и приумножаемым на флоте относятся:

• беспредельная преданность Коммунистической Партии, Родине, народу-

• классовая бдительность, непримиримость, ненависть к врагу--

• верность и любовь к военно-морскому флагу, кораблю-

• коллективизм, дружба, взаимопомощь и выручка,

• массовый героизм-

• революционность и боевитость, неиссякаемый жизнеутверждающий оптимизм.

Многие обычаи, зародившиеся в мирное время, стали служебными традициями:

• прием военной присяги в торжественной обстановке,

• передача боевого поста (заведования) при уходе в запас в полной боевой готовности и в торжественной обстановке,

• полная взаимозаменяемость на боевом посту,

• борьба за 3-4 знака матросской доблести,

• служба 3 года - боеготовность всегда,

• отлично знать устройство корабля,

• дал слово - держи его.

Морские традиции:

• почитание за честь принадлежность флоту, носить морскую форму и не пятнать их,

• идя в решительный бой одеваться в первый срок, быть в бескозырке и тельняшке,

• собрание командиров кораблей у командира, идущего в поход для обмена опытом и дружеских пожеланий,

• проводы корабля в ответственный поход командиром соединения и командирами других кораблей, отдача ими лично швартов уходящего,

• выходя в море - готовиться к бою,

• подъём на кораблях, остающихся в базе, флагов (или подача сигналов) с пожеланием благополучного плавания и ответ уходящего: "Благодарю за добрые пожелания",

• салют в честь победы,

• праздник Нептуна при пересечении экватора,

• посвящении в подводники и моряки,

• отдание чести при сходе с корабля и входе на него,

• образцовая чистота на корабле, боевом посту, плавсредствах,

Обычаи и традиции, как и Другие массовые психологические явления, в. сочетании с низким уровнем сознательности, содержит элемент стихийности. Это приводит к возникновению отрицательных, традиций, унизительных для молодых матросов, с которыми необходимо решительно бороться и предупреждать их.

Иногда обычаи и традиции превращаются в бессознательные, не имеющие смысла действия или поступки. Нередко они носят шутливый характер и живучи *. .видимо, потому, что окрашивают эмоционально-однообразную жизнь моряков в дальних плаваниях. К числу таких, например, относится традиция хлебнуть кружку соленой морской воды при выходе в поход, праздник Нептуна и т.д. Некоторые из них, за последние годы получили широкое признание и стали по существу неотъемлемой и обязательной частью жизни корабля.

Традиции, по словам Ф. Энгельса, "живут в головах людей". Закрепившись в коллективе или в части его, они представляют огромную силу. Они сильнее каждого из отдельных членов коллектива, господствуют над каждым. Никто не может игнорировать традиции того коллектива, в котором он служит и живет. Он должен или подчиняться им или бороться с ними - третьего не дано. А бороться с традициями коллектива в одиночку очень трудно, почти невозможно. Коллектив как бы уподобляет всех себе.

Формирование положительных традиций и беспощадная борьба с отрицательными - совершенно необходимый элемент работы с флотскими коллективами. Наивно надеяться, что то и другое происходит само собой или без особых усилий. В психологическом "механизме" обычаев и традиций основное место занимают эмоционально-волевые процессы. Не случайно они связаны с определенными ритуалами и обрядами. Эстетическая сторона, внешняя привлекательность, красивость, сила эмоционального воздействия всегда присутствуют тут. В то же время живучесть обычаев и традиций объясняется и пониманием значимости, ценности, привлекательности, нравственной красоты их. Все это связано не только с объективными, но и в значительной степени с субъективными факторами.

Торжественность, привлекательность, эмоциональная приподнятость, возможность выражения коллективных чувств в ритуале, наряду с разъяснениями целесообразности, истинности, значимости выраженного в нем отношения к тем или иным общественным ценностям, - основной путь формирования обычаев и традиций в коллективе, превращение их в не писанные "железные законы морского братства". Таким законом, например, у подводников является требование отличного знания каждым членом экипажа устройства подводной лодки, а особенно своего отсека. Коллектив признает подводником только того, кто с закрытыми глазами в любых условиях походной обстановки может безошибочно выполнить все действия, предусмотренные правилами борьбы за живучесть. Этот обычай не делает скидки никому, ни молодому матросу, только что прибывшем} из учебного подразделения ни убеленному сединой офицеру, прибывшему на этот корабль с повышением в должности.

Предрассудок - укоренившаяся в сознании группы людей вера в какие-то причинно-следственные связи, не существующие в действительности. Представляя собой ложное отражение мира, предрассудки по психологической природе иррациональны. Они не продукт познания, рассуждений, а безрассудного принятия на веру каких-то положений. В основе их - эмоциональные "механизмы", благоприятная почва - неуверенность в собственные возможности. Не случайно предрассудки обостряются в критических ситуациях и в боевой обстановке.

Когда на веру принимаются устаревшие положения, не отражающие происшедшие общественные изменения, говорят о пережитках. Национальные, религиозные, мещанские, буржуазные предрассудки и пережитки в советских флотских коллективах чрезвычайно редки. Это результат общего подъёма образования, культуры, формирования научного мировоззрения людей. Иное дело на кораблях флота США. На них проводятся даже официальные богослужения, культивируется вера в бога, во всесилие денег и это используется для идеологического оболванивания, приглушения классового сознания матросов.

Одной из сторон общей традиционности морской службы и жизни, является живучесть некоторых профессиональных морских предрассудков, проявляющихся в виде примет. Духовная атмосфера морской жизни породила их немало. Среди примет очень много верных, а много и ложных, превращенных в предрассудки, но не осознанных до конца как таковые. Вот несколько таких примет - предрассудков: выход в море в понедельник, особенно 13 числа, приносит несчастье, женщина на борту - жди беды, не бриться перед торпедной или ракетной атакой, не желать успеха перед выходом в море и пр.

Сейчас эти предрассудки служат обычно предметом шуток и острот. Но опыт показывает, что в сложной морской и боевой обстановке некоторые из них могут иметь значительную силу. Известны, к примеру, случай ,имевший место в действительности в 1943 году. Одна из подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота готовилась к выходу из Ленинграда для прорыва противолодочных рубежей, перекрывавших во многих местах Финский залив. Несколько лодок уже погибло при таких же попытках. Личный состав был готов выполнить боевую задачу, но в то же время в экипаже было распространено настроение обреченности. Оно вдруг пропало и сменилось бодрым оживлением. Причиной же резкой перемены в ответственейшей обстановке послужило обнаружение одним из матросов крысы, которая не бежала с корабля, а спокойно уничтожала продукты. Кстати, это подсказывает некоторые дополнительные (хотя на первый взгляд – десятистепенной важности) возможности воздействия на настроения в коллективе при жизненности предрассудков и примет.

Из числа других эмоционально-волевых явлений в коллективе можно отметить увлечения, вкусы, моды, которые хотя и отражают идейно-познавательные факторы, являются все же более чувствами, связанными с эстетическими интересами и потребностями.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные психические явления в коллективе