Закономерности, принципы и методы обучения
Видео: Сущность, закономерности и принципы воспитания
"И воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно"./ Л. Толстой /
Основные закономерности обучения
Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Выделяют внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость процесса от общественных процессов и условий- социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем на некоторые из них.
Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие может быть положительным и отрицательным, иметь большую или меньшую силу, зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.
Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием "ведущего" и "ведомого" и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью обучаемого и результатами учения: чем интенсивнее учебно-познавательная деятельность личности, тем выше качество обучения. Частное выражение этого закона состоит в соответствии целей педагога и обучаемых, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.
Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.
Развитие умственных умений и навыков обучаемых зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.
Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.
Указанные закономерности служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:
- нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности-
- единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности-
- органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер-
- оптимизация содержания, методов, средств- установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.
Повторим, что задача дидактики - устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют, проявляются и другие закономерности - психологические, физиологические, гносеологические и т.п. Их не надо путать с дидактическими закономерностями, которые касаются главным образом связей между педагогм, обучаемым и изучаемым материалом. Дидактические закономерности устанавливаются с учетом данных психологии и других наук и на основе этих данных, но с позиции обучения и в ее терминологии.
Таким образом, знание дидактических закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет ученым и практикам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.
Характеристика принципов обучения
Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.
В современной отечественной педагогике выделяют следующие принципы обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всесторонне развитие личности и индивидуальности учащегося.
Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическими знаниями и практическим умениям учащегося.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога.
Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.
Принцип доступности обучения.
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу - принципу духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дается их характеристика.
Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебных, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам наук.
Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учащихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним- второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока- третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Каменский. В процессе обучения человеку надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.
Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулируя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда обучаемые проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
опираться на интересы обучаемых и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности-
включать учащихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процессе поиска и решения научных и практических проблем-
использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии-
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучаемых в учении.
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию воспитуемых, но и их социальному росту.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти обучаемых, стали частью их сознания основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение к изучаемому материалу.
Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное из тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активностью и систематичностью с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают педагогу совокупность указаний к организации учебного воспитания и выступает первым интегративным свойством системы.
Основные методы обучения
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos" что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности педагога (преподавание) и способы учебной деятельности обучаемых (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учител и познавательной деятельности обучаемых. Таким образом, понятие метода обучения отражает:
1. Способы обучающей работы педагога и способы учебной работы обучаемых и их взаимосвязи-
2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы педагога (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы обучаемых (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
А) словесные методы-
Б) наглядные методы-
В) практические методы ( обучаемые получают знания, выполняя практические действия).
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи данных. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. – выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании обучаемых яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Беседа. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания-
содержать только достоверные и научно-проверенные факты-
включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений-
иметь четкую логику изложения-
быть эмоциональным-
излагаться простым и доступным языком-
отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснения. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснения – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса-
последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств-
использования сравнения, сопоставления, аналогии-
привлечения ярких примеров-
безукоризненной логики изложения.
Беседа. Беседа – диалогический метод обучения при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа «от слова эврика – нахожу, открываю». В ходе эвристической беседы педагог опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающиеся беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у обучаемых состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному обучающему (индивидуальная беседа) или слушателям всей группы (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными обучаемыми.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются педагогом всей учебной группе, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль обучаемого. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
активизирует обучаемых-
развивает их память и речь-
делает открытыми знания учащихся-
имеет большую воспитательную силу-
является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
требует много времени-
содержит элемент риска (обучаемый может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти)-
необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучаемыми учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной высшей школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.
Работа с учебниками и книгой – важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочтенного.
Цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
Аннотирование- краткое свернутое изложения содержания прочитанного без потери существенного смысла.
Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
Составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного.
Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
Составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ обучаемым иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и др.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией изделий, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение наглядности на иллюстративные и демонстративные является условным. Оно не исключает возможности отдельных средств как к группе иллюстративных, так и демонстративных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.
Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучаемых.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и графические. При выполнении каждого из них обучаемые совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащиеся при выполнении упражнений выделяют:
А) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения-
Б) упражнения по применения знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.
Если при выполнении действий обучаемый про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование таких действий помогает педагогу обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия обучаемых. Это особенно применимо при изучении иностранных языков.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания обучаемых. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ и т.д.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергли критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у педагогов-практиков и ученых-методистов.
С середины 60-х годов нашего века все большей популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельности, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:
моделируемый объект учебной деятельности-
совместная деятельность участников игры-
правила игры-
принятие решения в изменяющихся условиях-
эффективность применяемого решения.
Педагогическая практика показала, что дидактические игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:
подготовка к самостоятельным анализам-
постановка главной задачи-
выбор имитационной модели объекта-
решение задачи на ее основе-
проверка, коррекция-
реализация принятого решения- оценка его результатов-
анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом-
обратная связь по замкнутому технологическому циклу.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем, школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.
Поделиться в соцсетях:
Похожие