lovmedgu.ru

Сущность и содержание процесса обучения

Видео: Разведопрос: Михаил Васильевич Попов о науке логике как системе

Обучение по своей сущности – это социальный процесс, который присущ как обществу в целом, так и Вооруженным Силам. В общем случае обучение – основной путь получения образования, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов.

Воинское обучение представляет собой специфический педагогический процесс, сущность которого заключается в овладении обучаемыми системой знаний, умений и навыков, в развитии у них творческого мышления, закалки воли и характера, формировании морально-психологических и боевых качеств, готовности к выполнению боевой задачи.

Содержанием обучения является система знаний, навыков и умений, которыми овладевает личный состав за время службы. Эта система определяется учебными планами и программой боевой подготовки по всем предметам обучения.

Ведущим элементом содержания учебного процесса выступает познавательная составляющая и ее основа – знание. Знание – это отражение человеком явлений и предметов реального мира и их причинно-следственных связей и отношений. Усвоить знания – это значит сделать определенные понятия, законы, теории своим достоянием, понимать их, постоянно сохранять в памяти, творчески пользоваться ими в практической деятельности.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.

Умение – способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Умения характеризуют степень подготовки военнослужащих к выполнению своих обязанностей. Следовательно, умение – это подготовленность к сознательным, быстрым, творческим и точным действиям, а навык – умение автоматически выполнять эти действия.

Знания, умения и навыки теснейшим образом связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются умения и навыки, которые, в свою очередь, расширяют, углубляют и закрепляют знания.

Овладение знаниями представляет собой процесс, включающий осознание познавательной задачи, восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике.

Начинается процесс овладения знаниями с осознания познавательной задачи. Только уяснив суть и значимость этой задачи, обучаемые с помощью обучающего и самостоятельно изучают пути ее решения, активнее воспринимают изучаемый материал и творчески его используют.

Восприятие учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи, чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Учебное восприятие обязательно предполагает понимание сути изучаемого.

Осмысление проявляется в мысленном расчленении изучаемого на составные части, выделении в нем главного, установлении причинно-следственных связей и отношений, соединении этих частей воедино, во включении изучаемого в системы уже имеющихся знаний. Осмыслив учебный материал, военнослужащие проникают в суть соответствующих явлений и процессов, усваивают их содержание.


Изучаемый материал военнослужащие запоминают непроизвольно и произвольно. В связи с этим необходимо активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать военнослужащих приемам осмысленного запоминания, развивать у них логическую память.

Основой процесса овладения знаниями является применение знаний на практике, только в результате применения знаний военнослужащие полностью овладевают ими. Для этого военнослужащих необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Обучаемые на каждом занятии должны убеждаться в том, что теоретические знания, которые они усваивают, – это основа их практической деятельности, а практическая деятельность дает им конкретный материал для сознательного усвоения теоретических знаний и является обязательным условием овладения ими.

Процесс воинского обучения, таким образом, представляет целеустремленную, взаимосвязанную деятельность обучающего (командира, начальника, инструктора), получившую название преподавание, и обучаемых (подчиненных), называемую учение.

Преподавание по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью обучаемых и включает в себя следующие функции:

? побуждение к учению-

? изложение содержания изучаемого материала-

? организацию познавательной деятельности обучаемых-

? контроль знаний, умений и навыков.

Эти функции обучающий выполняет в процессе обучения.

Учение – усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков.

Обучение осуществляется в определенной последовательности:

? постановка учебной задачи перед обучаемыми-

? закрепление знаний и привитие умений и навыков-

? применение знаний, умений и навыков на практике-

? проверка знаний, умений и навыков.

Воинскому обучению как процессу подготовки личного состава присущи свои закономерности.

Важнейшей закономерностью обучения является взаимодействие между обучающим и обучаемыми. Обучение эффективно только тогда, когда деятельность обучающего, его воздействие на обучаемых соответствуют их познавательным возможностям и характеру деятельности. Эта закономерность выражает направленность усилий обучаемого и обучаемых, характер их совместной деятельности.

Другой закономерностью обучения является моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с требованиями современной войны. Эта закономерность требует на всех занятиях создавать интеллектуальные, моральные, психологические и физические напряжения, соответствующие боевому духу, максимально приближать обстановку обучения к условиям боя, не допускать послаблений и упрощений, избегать условностей.

Таковы структура и содержание процесса воинского обучения.

Обучение осуществляется в соответствии с определенными принципами обучения, применением соответствующих методов и форм обучения.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Сущность и содержание процесса обучения