lovmedgu.ru

Юридическое обеспечение системы медицинскогообразования в россии

Видео: Система подготовки кадров в сфере медицинского обеспечения военнослужащих Вооруженных сил РФ

Необходимость историко-правовых исследований в области медицинского образования в контексте исследования, посвященного юридическому обеспечению здравоохранения, представляется в достаточной степени обоснованной. Причин, объясняющих подобную точку зрения достаточно много, основными из них являются:

- медицинское образование в организационно-правовом аспекте имеет непосредственное отношение к системе образования и, вместе с тем, является составной частью сферы здравоохранения-

- подготовка медицинских кадров является важнейшей составляющей системы обеспечения населения медицинской помощью-

- именно в системе медицинского образования формируются принципы, обусловливающие отношение медицинских работников к вопросам юридического обеспечения их профессиональной деятельности-

- от глубины изучения положений юридической регламентации сферы здравоохранения во многом зависит практическая реализация норм права, регулирующих различные стороны оказания медицинской помощи.

В рамках настоящего раздела монографии представляется целесообразным остановиться на исследовании следующих событий, освещающих развитие правовой регламентации медицинского образования в России:

1. Организация госпитальных школ во время царствования Петра Великого.

2. "Академический" и "факультетский" подходы к подготовке отечественных медицинских кадров в России середины XIX века.

3. Централизованность и плановость в подготовке медицинских кадров в советский исторический период.

Впервые русских врачей начали готовить не за рубежом, а в России в середине XVII века, в Московской врачебной школе, в которой с 1654 года осуществлялся набор учеников. Решение об открытии врачебной школы было принято центральным органом государственного управления здравоохранением в стране - Аптекарским приказом. Анализируя обоснованность такого шага, необходимо отметить ряд основных причин, способствовавших открытию первого отечественного учебного медицинского заведения:

- отсутствие отечественной медицинской школы до XVII века способствовало тому, что большинство практикующих врачей и лекарей в России были иностранцы, а это было весьма обременительно для государственной казны-

- постоянные активные военные действия обусловливали увеличение потребностей армии в медицинском обеспечении, и, в этой связи, актуализировали необходимость подготовки медицинских кадров в России-

- необходимость развития преемственности в практической медицине, сохранения и приумножения русских традиций врачевания, обосновывали насущную потребность создания отечественной медицинской школы.

Несмотря на острую потребность в кадрах, Московская врачебная школа просуществовала недолго, до конца XVII века. В. Самойлов в качестве причин закрытия школы отмечает, что "ее выпускники, не получив должной теоретической подготовки, чувствовали себя ущербными, недостаточно искушенными в медицинской науке. Ощущение собственной неполноценности усиливалось пренебрежительным отношением к ним ученых иноземных медиков, получивших университетское образование, а также знатных отечественных пациентов"*(70). Иными словами, речь идет о неудачной первой попытке организовать в стране подготовку медицинских кадров.

Следующим, более успешным шагом в деле подготовки отечественных медицинских кадров следует признать появление госпитальных школ. Петр Первый, начав реформирование многих сфер жизни, не оставил в стороне от нововведений и систему подготовки кадров, в том числе и медицинских.

Толчком к подготовке в условиях госпитальных школ будущих врачей, стало открытие многопрофильных медицинских учреждений - госпиталей. Организовывая госпитали, необходимо было решать и вопросы обеспечения их медицинскими кадрами. Привычное ранее выписывание врачей из-за рубежа, при возросших потребностях в медицинских кадрах, уже не могло решить назревшие проблемы. Это, прежде всего, касалось и более высокого жалованья, которое необходимо было выплачивать иностранным врачам и лекарям.

Об этом свидетельствует челобитная, которую полковые лекари подавали царю Алексею Михайловичу: "Служим мы холопи твои тебе Великому Государю в Аптекарском приказе многое время:, всякую нужду, бедность и голод терпели и твоих Государственных ратных раненых людей лечили и теми твоими Государевыми дальными службами лекарев иноземцев ослушиваем- а им лекарем иноземцам идет твое Государево жалованье только на год, по пяти рублев да корму на месяц по два рубли"*(71). Принимая во внимание реформаторские инициативы Петра Великого, можно понять и объяснить его стремление организовать подготовку отечественных медицинских кадров на базе госпиталей. Затратное вначале, это нововведение, в дальнейшем, привело к ощутимой выгоде, как для страждущих, так и для государства.

По данным В.Сосина, первые три выпуска госпитальной школы (1712-1714 гг.) при Московском генеральном госпитале почти полностью были направлены на Балтийский флот, что, свидетельствует о четком понимании со стороны руководства страной и медицинским делом предназначения будущих выпускников*(72). В 1714 году 12 человек третьего выпуска "молодшими лекарями" прибыли в Санкт-Петербург, где 26 апреля подверглись экзамену у Р. Арескина, доктора Г. Димаки и штаб-лекаря Яна Говия, после чего 10 из них были направлены на Балтийский флот для службы на кораблях. В уведомлении о результатах экзамена значится: "Оные лекарские подмастерья... дело свое против науки объявили зело изрядно"*(73).

Приведенные факты являются дополнительным свидетельством организационной и экономической целесообразности подготовки врачей на базе российских госпитальных школ и стремления обеспечить высокое качество подготовки медицинских кадров. Последнее тем важно, что именно качество подготовки врачей и лекарей стало основной причиной закрытия в конце XVII века Московской врачебной школы.

Как отмечает М. Мирский, "следуя рекомендациям близких к нему медиков (Н. Бидлоо, Р. Эрскин, И. Блюмментрост), Петр I осознал необходимость сохранения и создал перспективы для дальнейшего развития государственной организации медицинского дела, что выгодно отличало нашу страну от многих европейских государств того времени"*(74). Одним их характерных признаков государственного характера организации системы медицинского обеспечения населения была регулируемая подготовка медицинских кадров. Это достигалось, прежде всего, за счет подготовки лекарей внутри страны, в условиях функционирования госпитальных школ.

Важно отметить, что именно необходимость обеспечения качественной подготовки медицинских кадров стала основанием для выделения в "Генеральном регламенте о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей" от 1735 года отдельной главы под названием "О хирургической школе". "Понеже учреждение госпиталей двоякого намерения и плода имеет... первое и которое начальственное имеет быть - пользование страждущих больных, второе - произвождение и утверждение медиков и лекарей к большому искусству- того ради к сему намерению, хотя в начале, медиков и лекарей при том иметь надлежит"*(75).

Как уже отмечалось ранее, "Генеральный регламент о госпиталях и о должностях...", сыграл существенную роль в деле правового регулирования деятельности госпиталей. Включение в данный нормативно-правовой документ положений о подготовке врачей свидетельствовало о важности качественной подготовки медицинских кадров в создаваемой государственной системе обеспечения медицинской помощью армии и гражданского населения.

Реформирование системы образования, происходившее в конце XVIII века, не обошло стороной и систему подготовки медицинских кадров. Госпитальные школы, положительно зарекомендовавшие себя, были отделены от госпиталей и реорганизованы (с 1786 года) в медико-хирургические училища. Каждое училище имело в своем составе по четыре кафедры:

1) анатомии, физиологии и хирургии-

2) патологии, терапии и медицинской практики-

3) ботаники, "материи медики" и химии-

4) акушерства, женских и детских болезней.

Создание самостоятельных кафедр в составе училищ было значительным шагом вперед в деле реформирования системы медицинского образования. Наиболее выдающимся учебным заведениям, таким как Петербургское и Московское училища был присвоен статус медико-хирургических академий.

В 1795 году увидел свет важный правовой документ - "Предварительное постановление о должностях учащих и учащихся, до воспоследования полного дня врачебных училищ уставе". Анализ данного постановления свидетельствует, во-первых, о более четкой регламентации педагогической и научной деятельности врачебных училищ, а, во-вторых, о повышении самостоятельности училищ. Последнее явление примечательно тем, что в ходе дальнейшего реформирования системы, как медицинского образования, так и сферы образования в целом, привело к появлению феномена т.н. академических прав и свобод, т.е. права высшего учебного заведения в рамках отведенных ему полномочий самостоятельно определять построение учебных планов, использование методов преподавания и т.п. Это явление способствовало развитию отечественной медицинской школы, появлению и быстрому внедрению прогрессивных методов обучения и воспитания медицинских кадров.

Однако, на фоне свободы выбора методов обучения отмечается и четкая регламентации деятельности преподавателей врачебных училищ. В частности, Я. Чистович, в своем исследовании, посвященном истории медицинских учреждений, указывает: "... профессор хирургии обязан был читать лекции во вторник, среду, пятницу и субботу, от 4 часов пополудни. Демонстрации операций на трупах должна была предшествовать "обстоятельная теория": после демонстрации профессора ученики, если позволяли время и обстоятельства, должны были собственноручно повторить эту операцию. Профессору предписывалось "великое при сем случае внимание обращать : на способности, склонность и твердость духа каждого учащегося, яко на такие качества, которые не многим свойственны и потому редкие к сей науке охотно прилепляются"*(76).

Освещая организационно-правовые реформы в системе медицинского образования, нельзя не отметить преобразования, произошедшие в 40-х годах XIX века. Именно данные нововведения стали реакцией государства на сложившуюся противоречивую ситуацию в системе медицинского образования. Она заключалась в параллельном автономном существовании "академического" и "факультетского" вариантов медицинского образования. До средины XIX века существовали медико-хирургические академии (Петербургская, Московская и Виленская) и медицинские факультеты (в Москве, Казани, Харькове и Дерпте). Отличия проявлялись не только в названиях, но и в ведомственном подчинении. Управление Петербургской медико-хирургической академией осуществлялось со стороны военного ведомства, Московской и Виленской академиями - Министерством внутренних дел, а все медицинские факультеты при университетах были подчинены Министерству народного просвещения.

Данное положение привело к формированию различных учебных планов, различным акцентам в преподавании медицинских теоретических и практических дисциплин, и, как результат, - различным уровням подготовки выпускников этих учебных заведений. Следствием такого положения стала невозможность в рамках государства обеспечить единые подходы к организации лечебного процесса и определенной унификации методов диагностики и лечения заболеваний. Говорить о медицинских стандартах и прочих атрибутах государственного контроля качества оказания медицинской помощи со стороны государства и вовсе не представлялось возможным. Назревала потребность организационно-правового реформирования отечественной медицинской школы.

Инициаторами реформы высшего образования, происшедшей в 1840 году, выступили правительство и Николай I, определившие необходимость решения двух главных задач:

- переподчинение всех высших медицинских учебных заведений одному ведомству-

- разработка единого государственного стандарта в сфере врачебного образования*(77).

Во исполнение Указов Императора Николая I "О передаче Московской и Виленской медико-хирургических академий в Министерство Народного Просвещения" от 27 апреля 1840 года и "О принятии в управление медико-хирургических академий Московской и Виленской" от 29 апреля 1840 года, все медицинские учебные заведения, кроме Петербургской медико-хирургической академии, были переданы в управление Министерства народного просвещения. Тем самым, на практике был реализован принцип единого (в данном случае факультетского) подхода к подготовке медицинских кадров в России. Московская академия вошла в состав Московского университета, а Виленская, в качестве медицинского факультета, в состав Университета Святого Владимира в Киеве*(78).

Представляет интерес обоснование по поводу вхождения Московской медико-хирургической академии в состав Московского университета. В созданный государственный комитет по рассмотрению данного вопроса вошел профессор Ф.И. Иноземцев. По его мнению (а оно представляет интерес относительно рассматриваемых в монографии проблем) необходимо было ответить на два основных вопроса:

1. "Нормально ли назначение Московской Медико-Хирургической Академии как отдельного учебного заведения при существовании Медицинского Факультета в Московском Университете? и

2. Ежели Академия была учреждена по какой бы то ни было временной необходимости, то существует ли эта необходимость и теперь?"*(79).

Разработка и внедрение в практику единого государственного стандарта подготовки медицинских кадров было более реальным при объединении учебных заведений в системе Министерства народного просвещения. Унификация преподавания медицинских дисциплин в рамках высшего образования стала следствием приведенных выше Указов Императора Николая I. В изучении реализации программы государственного контроля подготовки медицинских кадров, нельзя не отметить инициированную выдающимся отечественным хирургом Н.И. Пироговым трехэтапную систему подготовки медицинских кадров по клиническим дисциплинам. На первом этапе осуществлялось изучение теоретических дисциплин, практическое освоение классических методов обследования больного. На втором этапе - изучение классических форм течения заболеваний. На третьем этапе - изучение различных вариантов течения одного и того же заболевания. Эти принципы обучения студентов по клиническим дисциплинам применяются и в настоящее время.

"Работа над подготовкой нового официального документа, законодательно закреплявшего новый порядок клинического обучения студентов медицинского факультета, продолжалась еще около 3-х лет и завершилась принятием знаменитого "Дополнительного постановления о медицинском факультете императорского Московского факультета" лишь в декабре 1845 года"*(80).

В общем, следует отметить преобладание в России XIX века государственно-правовых тенденций в управлении, как здравоохранением, в целом, так и медицинским образованием, в частности. Эти тенденции, наблюдаемые в России со времен Петра Великого, привела к формированию стандартов подготовки медицинских кадров в стране.

Для России это было и, безусловно, остается положительным явлением. Сохранение особого статуса Петербургской Императорской медико-хирургической академии стало возможным благодаря тому авторитету, который данное учебное заведение приобрело в результате своей научно-педагогической и практической деятельности и той степени известности, которую имел ее выдающийся профессорско-преподавательский коллектив. К 40-м годам XIX века Академия была одним из известнейших учебных, научных и лечебных медицинских центров Европы.

Централизованность и плановость подготовки медицинских кадров в СССР была одной из ключевых характеристик правового регулирования и организации оказания медицинской помощи. Исходя из особенностей социального, экономического и политического устройства государства, в сфере здравоохранения преобладал административно-командный метод государственного управления. Несмотря на определенные перегибы и злоупотребления в использовании такого подхода в управлении здравоохранением страны, следует отметить и определенные положительные стороны. Прежде всего, более высокий уровень управляемости системой здравоохранения и оперативность принятия и исполнения решений, в условиях экстренных ситуаций.

В области подготовки кадров централизованность и плановость заключалась в строго планируемом наборе студентов в медицинские высшие и средние учебные заведения и выпуске запланированного количества специалистов. Это сочеталось с таким важным в масштабах государства обстоятельством, как обязательное распределение выпускников учебных заведений, в том числе и медицинских.

В соответствии с государственным планом развития здравоохранения ежегодно определялся план подготовки медицинских кадров в стране, в целом, и в союзных республиках, в частности. Так, в 1940 году в СССР были определены следующие количественные показатели набора в медицинские учебные заведения (на примере трех республик СССР).



При этом план выпуска специалистов был также достаточно строго регламентирован. В том же 1940 году, в Белорусской ССР при запланированном выпуске 697 врачей, на распределение поступило 685 выпускников. Иными словами, степень исполнения запланированных показателей была достаточно высокой, что создавало условия для реализации организационных, кадровых и других планов, как в рамках страны, республики, края, области, так и в рамках конкретного медицинского учреждения, в которое выпускник направлялся на работу по результатам обязательного государственного распределения.

Этот пример особенно показателен в сравнении с современной ситуацией, когда медицинских работников выпускается более чем достаточно, а медицинские учреждения, особенно в сельской местности и отдаленных районах страны продолжают испытывать острый недостаток в медицинских кадрах.

Представляет интерес решение проблемы подведомственности медицинских высших и средних учебных заведений. Государственная реформа образования 40-х годов XIX века, описанная ранее, когда функции подготовки врачей были переданы в ведомство Министерства народного просвещения, снова обретает свою актуальность. В советский период развития страны подготовка медицинских специалистов осуществлялась в ВУЗах, подчиняющихся:

- Министерству здравоохранения (медицинские институты, в которых осуществлялась подготовка большинства врачей СССР)-

- Министерству образования (медицинские факультеты при университетах, готовивших незначительную часть врачей)-

- Министерству обороны (Военно-медицинская академия и военно-медицинские факультеты при медицинских институтах, обеспечивавшие подготовку кадров для военно-медицинской службы).

Несмотря на различную ведомственную подчиненность, учебные планы и программы институтов, академий и факультетов были в достаточной степени единообразны, поскольку подготовка врача и выдача соответствующего диплома осуществлялись по единым государственным образовательным стандартам. Вместе с тем, такие специальные дисциплины, как военно-полевая хирургия, военно-полевая терапия, организация и тактика медицинской службы более детально изучались на военно-медицинских факультетах медицинских ВУЗов и рамках учебных программ Ленинградской Военно-медицинской Академии.

Представляется необходимым отметить и нормотворческую функцию Министерства здравоохранения СССР, как основного управленческого звена по вопросам подготовки медицинских кадров. Речь идет как о принятии собственных подзаконных документов, так и о представлении на утверждение вышестоящих органов государства проектов нормативных актов по вопросам здравоохранения. Примером может служить подготовленное Министерством здравоохранения СССР Постановление Совета Министров СССР "О системе повышения квалификации врачей", в котором впервые были сформулированы принципы непрерывного последипломного повышения квалификации и усовершенствования медицинских работников*(81). Реализация на практике положений данного нормативно-правового документа позволила обеспечить поддержание на достаточно высоком уровне квалификацию медицинских работников вне зависимости от времени окончания учебного заведения и удаленности медицинского учреждения, в котором они непосредственно трудятся, от ведущих научно-практических медицинских центров.

Таким образом, организационно-правовое регулирование системы медицинского образования представляет собой одно из важнейших звеньев регламентации здравоохранения. История нашей страны убедительно свидетельствует о том, что без должного внимания со стороны государства к вопросам регулирования медицинским образованием нельзя добиться в достаточной степени высокого уровня организации качественной медицинской помощи населению.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Юридическое обеспечение системы медицинскогообразования в россии