lovmedgu.ru

Особенности поведения военнослужащего в бою

Видео: В бой идут одни «старики» (цветная версия)

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, так как ведение боевых действий может рассматриваться как крайнее проявление экстремальных условий деятельности. В боевой обстановке как нигде максимально выражена «витальная» угроза (угроза для жизни), а психоэмоциональное напряжение достигает апогея. Боевая обстановка и ее опасность вызывают нарастание психического напряжения, которое в зависимости от личностных особенностей может колебаться от легкого возбуждения до парализующего страха.

В боевых условиях перед каждым военнослужащим стоят две задачи: выжить и выполнить боевое задание. При этом следует отметить, что выполнение боевого задания весьма часто является единственным способом выжить. Однако, как считают американские авторы, лишь 25% солдат на поле боя адекватно расценивают происходящее и сознательно используют свое оружие (Я. Агрелль, 1981). Остальные подразделяются на находящихся в сильном возбуждении и тех, кто подавлен страхом. Первая группа, как правило, совершает бесполезные, а порой и бессмысленные действия, вторая парализована страхом. Очевидно, что у 25% адекватно действующих солдат вероятность остаться в живых значительно выше, чем у остальных 75% личного состава, которым необходима психологическая помощь.

Прежде чем говорить об особенностях деятельности военнослужащих в боевых условиях, следует отметить, что поведение человека в любых экстремальных условиях отличается от того, как он ведет себя в обычной жизни. Исследователи, изучавшие частоту психических нарушений при различных экстремальных ситуациях, приходят к выводу, что в момент воздействия острые реактивные психозы возникают у 10-25% пострадавшего населения, а на последующих этапах катастрофы число лиц, у которых были выявлены нарушения, достигает 35% и более. Ф. Ахеарн установил, что в течение года после землетрясения в Манагуа (Никарагуа) количество госпитализированных в психиатрические клиники увеличилось в 2 раза, а невротические и психосоматические нарушения у пострадавших отмечались на протяжении нескольких лет.

Подобные явления наблюдались и при других стихийных бедствиях и катастрофах. Так, при взрыве газопровода в Башкирии изменения в психической сфере были обнаружены практически у 100% пострадавших. Среди психопатологических синдромов преобладали астено-депрессивные состояния (56%), психогенный ступор (23%) и психомоторное возбуждение (11%).

Поведенческие и психические реакции человека, а также психогенные расстройства, развивающиеся в экстремальных условиях деятельности, многообразны по своему проявлению. Характер и интенсивность их проявления зависят от разных факторов, в том числе от объективных обстоятельств — факторов экстремальной обстановки, остроты и силы их воздействия. Но психогенные нарушения, возникшие вследствие травмирующих обстоятельств катастрофы, как правило, связаны с эмоциональной сферой. Многие исследования свидетельствуют, что большинство людей (примерно 50-75%) при возникновении экстремальных ситуаций в первые мгновения оказываются «ошеломленными» и малоактивными, теряют контроль над своими поступками. Однако даже в самых тяжелых условиях около 25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают ситуацию, четко и решительно действуют в соответствии с обстоятельствами.

В настоящее время существует несколько гипотез о причинах, опосредующих поведение человека в экстремальных условиях. Большинство авторов предлагают рассматривать два аспекта: индивидуальный, включающий в себя индивидуальные шаблонные адаптивные и неадаптивные реакции, и формальные структуры общества, которые способствуют выходу из сложившихся обстоятельств. В то же время Р. Болин и П. Болтон подчеркивают необходимость учитывать культуральные, этнические и классовые особенности. Некоторые авторы считают, что ведущее место в формировании поведения в экстремальных условиях принадлежит характеру самой ситуации. При этом технологические катастрофы вызывают более тяжелые нарушения психического здоровья, чем природные явления.

Единого мнения по данной проблеме не существует, что объясняется наличием целого ряда трудностей, главной из которых служит ограниченная возможность исследований непосредственно в момент экстремальной ситуации.

В большинстве исследований, анализирующих психологические детерминанты поведения в момент катастрофы, отмечается, что для сохранения адекватности поведения в экстремальной ситуации немаловажное значение играет стремление помочь людям, ответственность за сохранение жизни окружающих. По мнению Ю. И. Дерюгина, на способность сохранить адекватное поведение в экстремальных условиях влияет также уровень психологической устойчивости, ориентация на соблюдение моральных норм, чувство сострадания, наличие жизненного опыта. Этого же мнения придерживается В. А. Моляко, добавляя к этому состояние психологической готовности или неготовности. Е. С. Мазур с соавторами считает, что немаловажное место в опосредовании поведения играют различные психологические защиты и смысловая саморегуляция.

Отсутствие обобщенных данных о доминантах поведения в экстремальных условиях приводит к расхождению мнений по вопросу о характере и тяжести психических и соматических расстройств, наступающих вследствие острой и хронической психотравматизации. Но существует значительное количество исследований, свидетельствующих о безусловной взаимосвязи между перенесенными психотравмирующими ситуациями и последствиями для здоровья людей.

К экстремальным ситуациям, безусловно, относятся и боевые действия, когда на человека в течение длительного времени воздействует целый комплекс неблагоприятных социально-психологических, климато-географических и физических факторов, которые самым негативным образом влияют на его функциональное состояние, профессиональную работоспособность и здоровье. При этом следует отметить, что интенсивность психотравмирующих обстоятельств военного конфликта более значительна, чем при стихийных бедствиях. Некоторые авторы справедливо полагают, что частота возникновения невротических реакций у военнослужащих, ведущих боевые действия, тесно связана с интенсивностью боев, со степенью реальной опасности. Но независимо от степени участия в ведении боевых 1 действий практически все участники подобных событий испытывают на себе последствия воздействия различных психотравмирующих факторов.

В научной литературе имеются сведения о том, что в лечебные учреждения Я армии США во время Второй мировой войны поступило около миллиона лиц с нервно-психическими расстройствами, в том числе 64% с неврозами и 7% с психозами. Почти половина военнослужащих, демобилизованных из армии США, страдала нервно-психическими заболеваниями, в том числе 70% психоневрозами. Подобные явления связаны с наличием целого ряда факторов, вызывающих повышенное эмоциональное напряжение и предрасполагающих к развитию психогенных нарушений, среди которых информационная неопределенность, реальная и угроза для жизни, ломка системы функционирования психофизиологической организации, изменение основных жизненных стереотипов и ценностей.

Важнейшей особенностью военных конфликтов является то, что, как правило, с прекращением воздействия поражающих факторов нормализация функционального состояния наступает не сразу. Последствия различных нарушений, возникших в ходе участия в военном конфликте (психические и психосоматические расстройства, различные социальные девиации и др.), сохраняются еще достаточно долго, а иногда и в течение всей жизни человека.

К наиболее негативным психогенным факторам боевой обстановки следует отнести постоянную угрозу для жизни, конфликт моральных принципов, разрыв с привычным образом жизни, тоску по дому и близким. Помимо психогенных факторов немаловажную роль играют также физиологические и физические факторы: физическая усталость и недосыпание, воздействие физических раздражителей на органы чувств, климатические условия и др.

Для военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, характерен не только повышенный риск психических расстройств, но и высокий уровень эмоциональных нарушений, принимающих массовый характер. Такие нарушения получили название психоневроза, или боевой усталости. Эти эмоциональные нарушения могут проявляться в состоянии острого страха, астено-депрессивных состояниях, истерических реакциях, временном расстройстве сознания и разнообразных психосоматических расстройствах. Так, в период боевых действий французских войск в Алжире в 1950- 1960-х гг. было отмечено, что эмоциональные нарушения привели к широкому распространению среди военнослужащих психосоматических заболеваний, из которых преобладали заболевания органов пищеварения, ставшие причиной смерти до 3% личного состава, что в 4 раза выше смертности от подобных заболеваний в мирное время.

Следует отметить, что военная служба относится к видам деятельности, которые всегда связаны с экстремальными условиями и элементами риска для жизни. Но существуют определенные периоды в деятельности военнослужащих, когда витальная угроза выражена наиболее остро и становится постоянным условием профессиональной деятельности. Однако и в такие периоды эмоциональные нагрузки различаются по своей интенсивности. Например, во время непосредственного участия в боевых действиях угроза для жизни выражена особенно остро и оказывает существенное воздействие на психическое состояние военнослужащего. В то же время деятельность по обеспечению боевых действий сопровождается менее выраженной витальной угрозой, а следовательно, и интенсивность психоэмоционального воздействия на личность военнослужащего меньше. Решая боевые задачи, командиры должны учитывать особенности психического состояния военнослужащих и интенсивность воздействия психогенных факторов экстремальных условий, а также закономерности динамики психического состояния во время адаптации к деятельности, сопровождающейся угрозой для жизни.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Особенности поведения военнослужащего в бою