lovmedgu.ru

Может ли в россии женщина стать министром обороны? Проблема политического равенства

В католической Испании на подобный вопрос уже дан практический ответ, во Франции под руководством женщин находятся министерства внутренних дел и юстиции. А в нашей стране на что могут претендовать женщины, «испокон веков» восславляемые за их силу, доброту и другие добродетели? Российская Конституция гарантирует им равное участие в политике, Конвенция ООН о ликвидации дискриминации обязывает государства принимать специальные меры по повышению представительства женщин в органах власти.

Но от наших политиков скорее всего мы услышим отрицательный ответ. Безусловно, у них имеются «весомые аргументы» в пользу того, что российский путь в этом вопросе должен быть особым. Самым «однозначным» и откровенным будет, как обычно, лидер ЛДПР В.Жириновский. Специалист по всем вопросам, он абсолютно точно знает, что «российские женщины не хотят идти в политику вообще, и поэтому нечего их туда насильно звать, а хотят они хорошего мужа и норковую шубу». Кстати, заботясь о тех, кому муж не достался, Жириновский неоднократно предлагал узаконить многоженство в России. В официальном письме, направленном одной женской организации по поводу проекта закона о равенстве, он еще более убедителен: «Большинству женщин не нужно властвовать, они хотят подчиняться, им нужна ласка и забота». И далее уже уточняет: «Только женщины, на которых мужчины не обращают внимания, хотят самоутвердиться в каком-то равенстве». Это ничего, что депутат Госдумы публично оспаривает конституционный принцип, главное, он точно знает волю народа. Конечно, партийные функционеры из «Единой России» не могут позволить себе подобных откровенных высказываний, но готовы заявить от лица всех женщин, что те не особо стремятся к управлению, поскольку у них есть более важные заботы о детях и муже. Высказался на сей счет и президент (конечно же, накануне 8 Марта): «Дополнительное количество женщин способно украсить любое правительство», но далее оказалось, что «женщины должны доказать свою способность работать на руководящих постах, реально заслужить их». Трудно с этим спорить, только вот встает вопрос: а что, мужчины могут и не доказывать ничего, они свои высокие посты заслужили по определению? В реальной жизни так обычно и происходит: женщинам надо быть в несколько раз профессиональнее своих коллег-мужчин, чтобы претендовать на высокую должность — заместителями министров они работать могут, а вот министром редко когда получается.

Когда наступает 8 Марта, как известно «праздник весны, цветов и духов», государственные деятели и политики привычно восхищаются женским терпением, чуткостью, добротой и т.д. Даже официальным борцам за права трудящихся, КПРФ, не приходит в этот день в голову вспомнить о политическом значении Международного дня женской солидарности. По поводу проблемы равных трудовых и прочих прав женщин в нашей стране всегда царит красноречивое молчание.

Единственное российское общественное объединение, которое в настоящее время имеет не только отдельную программу по достижению равенства полов, но и гендерную фракцию, — это не представленное в парламенте «Яблоко».

Становится очевидным, что России, как стране, претендующей на одно из лидирующих мест в мире, предстоит достигать многого в этом направлении. Так, по данным ООН, отслеживающей прогресс в политическом представительстве женщин в органах власти, Россия обычно делит места в восьмом десятке то с Камеруном, то с Угандой и другими столь же «развитыми» странами. В Госдуме женщины составляют 14% общего числа депутатов, в исполнительной власти у нас три женщины-министра и одна — губернатор. Впрочем, чем ниже уровень властной вертикали, тем больше там оказывается женщин. Причины понятны: конкретной работы много, финансов и прочих ресурсов мало, так что в поселковые советы, районные, муниципальные структуры можно избирать. Эту ситуацию иногда называют «гендерной пирамидой власти»: чем ближе к вершине, тем меньше шансов у женщин. Российская картина выглядит особенно печальной на фоне мировых успехов продвижения женщин в большую политику, достигнутых в последние годы.


Консерваторам всего мира приходится смиряться с тем, что женщины в ведущих западных странах все чаще занимают «традиционно мужские» должности — от министров обороны и иностранных дел до президентов и премьер-министров. Что позволило преодолеть патриархатные стереотипы и предубеждения, явные и скрытые барьеры, дискриминацию на пути женской политической карьеры? В ходе бурных дискуссий в демократическом сообществе родилась идея о выработке дополнительных мер, задача которых восстановить справедливость и дать женщинам реальные, а не формальные шансы принять участие в политике.

В 1960-е годы вряд ли кто-либо в ФРГ, тем более в Христианско-демократическом союзе, мог предположить, что их лидером, а затем и канцлером Германии станет Ангела Меркель. Француженки получили избирательные права только в 1946 году, а в начале XXI века они составляют почти половину правительства, сформированного правой партией, основанной генералом де Голлем. Конечно, наиболее впечатляющих успехов добились Скандинавские страны, где социал-демократы смогли обеспечить гендерный паритет в сфере государственного управления. Женщины занимают там 40—45% мест в парламентах и правительствах, что, несомненно, стало результатом целенаправленной политики всех ведущих партий. Социал- демократы первыми заговорили об изменении кадровой политики своих партий с целью гарантирования принципа гендерного равенства. Именно они пришли к мысли о введении системы квот для увеличения представительства женщин на выборных государственных должностях.

Идея о введении неких норм, регулирующих гендерный состав как руководства партий, так и списка кандидатов на выборные должности всех уровней власти, в свое время вызвала бурные дискуссии.

В большинстве случаев речь шла о том, чтобы установить правило, согласно которому представительство каждого пола в партийных списках кандидатов на руководящие должности и на выборах не должно быть ниже 40%. Во многих странах такая политика формулировалась как гендерно нейтральная, нацеленная на соблюдение баланса политического представительства полов. Если политически активные женщины начнут вытеснять мужчин из руководства своих партий и таким образом влиять на формирование избирательных списков, эта норма уже будет защищать права мужчин. В ряде европейских стран применение квоты, защищающей права мужчин, возможно, станет делом недалекого будущего.

Новая политика строилась на том, что без таких норм скрытая дискриминация, внутренние и внешние барьеры, стереотипы и отсутствие опыта помешают честному отбору кандидатов. А в этих условиях партии, стремясь не потерять женские голоса на выборах, создают системы отбора и подготовки компетентных женщин-политиков.

В России женские общественные организации предложили законопроект о поправках в избирательное законодательство, согласно которому представители каждого пола должны составлять не менее 30% общего числа кандидатов, внесенных в партийные списки политических партий во время избирательных кампаний. Инициатива в 2005 году была отвергнута депутатами, которые, как известно, всегда «знают», чего хотят их избиратели.

«Нормальные женщины никогда не будут голосовать за женщин в нашей стране, поскольку доверяют мужчинам, у них это лучше получается», — сказал во время дебатов один из депутатов от правящей партии, выступая, как обычно, от имени народа. Продолжающиеся уже пятнадцать лет, но все еще популярные публичные дискуссии в российских СМИ на тему «Нужны ли женщины в политике?» способны вызвать сильное изумление у непредвзятого наблюдателя. Очень уж они напоминают мировые дебаты начала XX века «Нужно ли женщинам высшее образование?»: ведь, как было точно известно тогдашним политикам, они хотят быть только медсестрами и учительницами начальной школы, а вовсе не врачами и профессорами.

Аргументы типа «испокон веков» и ссылки на традиционных, «нормальных женщин и мужчин» объединяют консервативную публику из разных лагерей. Конечно, призывами вернуться к основам домостроя вряд ли можно увлечь здравых людей, но у националистов и фундаменталистов разных мастей есть аргументы и не столь примитивные и смехотворные.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Может ли в россии женщина стать министром обороны? Проблема политического равенства