Женские стратегии в современном российском обществе
Видео: Геноцид! Новый закон РФ об уничтожении семейных ценностей
В позднесоветский и особенно в постсоветский периоды усиливается использование традиционной «женской власти», укорененной в семье и личных отношениях, для реализации целей в сфере общественной жизни. Такими стратегиями власти женщины пытаются компенсировать нехватку ресурсов прямого управления при отсутствии социальной поддержки. Лукавая «женская власть» принимает разные формы, но существуют две ее разновидности, которые мы считаем ключевыми, — сексуально- эротическая власть и власть заботы. Материнская и супружеская забота, как и сексуальное поведение, становятся способами извлечения благ, механизмами неявного контроля или ограничения свободы действий других.Власть заботы осуществляется как манипулятивная, когда ограничивает самостоятельность тех, на кого она направлена. Женщина вынужденно или добровольно берет на себя всю полноту ответственности за организацию быта и благополучие домашних, поскольку она обладает признанным умением управлять бытом — как в эпоху тотального дефицита, так и в эпоху бесконечных соблазнов общества потребления. Однако зачастую контроль, осуществляемый женщинами в домашней сфере, рассматривается как злоупотребление властью, подавляющей других. В то же время многочисленные пособия, телевизионные и радиопередачи, обучающие домашнему хозяйству, напоминают, что «истинная женщина» компетентна именно в сфере быта и не готова отдавать свои рычаги власти другим домочадцам. Кроме того, организация быта в России всегда выходит за пределы частной сферы. Если в советское время она предполагала умелое управление социальными связями, обеспечивающими доступ к дефицитным товарам и услугам,то в период капитализма она предполагает организацию покупки жилья и ремонтов, туристических поездок и услуг нянь, то есть умелого управления рыночными, неформальными и личностными отношениями.
Сексуально-эротическая власть — это другой тип контроля, приписываемый в первую очередь женщинам. Эта власть осуществляется через использование ресурсов сексуальной привлекательности за пределами сферы эротического желания и любовных отношений (вспомним высказывание Позднышева из «Крейцеровой сонаты»). Современным женщинам (в отличие от советских) открыто предписывается быть сексуально привлекательными, постоянно работать над своим телом, осуществлять значительные временные и материальные затраты для достижения продвигаемого рынком идеала, испытывать чувство вины при невозможности его достижения. Различные руководства по менеджменту и практической психологии обучают современную женщину навыкам соблазнения мужчин, техникам секса и практикам удовольствия. Одновременно использование приобретенных навыков ставится женщинам в упрек — они якобы заняты поиском исключительно богатого мужа или в крайнем случае спонсора, они используют свою привлекательность для карьерного роста, они удерживают партнеров, разжигая в них сексуальную страсть или манипулируя заботой. Женщине предписывается культивирование именно тех качеств, с помощью которых она может осуществить особую власть, но при этом власть эта не является морально оправданной и противоречит тенденциям гендерного равенства. К тому же мужчины считают, что женщины добровольно и сознательно монополизируют власть в семейной и интимной сфере. Так или иначе, в российском обществе признается избыточность «власти женщин». При этом эта власть имеет низкий или даже морально неприемлемый статус, часто рассматривается как злоупотребление или обуза, особенно когда она выходит за пределы интимной сферы.
Так что же делать женщинам, которым систематически не хватает ресурсов для осуществления наряду с мужчинами реальной, «нормальной» власти в обществе? Среди руководителей органов власти и управления всех уровней женщины составляют 39%, среди работодателей, то есть собственников бизнеса, — 35%. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составляет 64%. По-прежнему широко распространены домашнее и сексуальное насилие, проституция и повседневный сексизм. Женщины во многом остаются неконкурентоспособными на рынке труда, что сказывается на их трудовой занятости и социальном статусе. Дефицит возможностей, вызванный в том числе и нестабильностью, и «дикостью» правил игры, восполняется непрямой властью. Непрямая власть неуловима, косвенна, она порождена патриархатом и поддерживает его.
В российском обществе (и не только в нем) манипулирование другими является довольно эффективной стратегией. Этой властью пользуются не только женщины, но и мужчины. Однако в российском патриархатном обществе признается, что женщины «по природе своей» обладают преимуществами в использовании манипулятивных средств. Ориентация на отношения и способность к управлению ими считается необходимой чертой женской природы. «Настоящая женственность» предполагает, с одной стороны, внимание к другому, эмпатию, эмоциональную поддержку, осуществление заботы, способность к пониманию, а с другой — сексуальную привлекательность и востребованность женщины как сексуального партнера. Ресурсы заботы и сексуальной привлекательности составляют основу власти-манипулирования. Такая власть осуществляется путем использования обаяния, эротизации и сексуализации формальных отношений, апелляции к традиционной женственности, к слабости, зависимости, неспособности к действию и ответственности за него, необходимости снисхождения и защиты. В условиях, когда невозможно добиться чего-то «по правилам», женщины прибегают к особым стратегиям достижения целей. В условиях, когда женщин вытесняют из публичной сферы, они интенсифицируют ресурс непрямого влияния.
Итак, в постсоветском обществе «женская власть- манипуляция» осуждается как власть «стервы», но признается как распространенная стратегия. Там, где отношения между мужчинами и женщинами становятся равноправными, такая стратегия становится ненужной, и наоборот, она активизируется в условиях неопределенности, коммерциализации социальных отношений, недостатка демократической правовой культуры. Женщина в приватной сфере способна принимать решения и подчинять им окружающих, однако у такой власти не хватает авторитета, она описывается как избыточная для женщин и притесняющая мужчин, особенно когда такая власть используется за пределами семьи и частной сферы.
По всей видимости, именно на традиционные взгляды рассчитаны многочисленные пособия «по эксплуатации мужчин» и «эротическому манипулированию», пособия «как найти богатого мужа», «по стервологии» и пр. В них признается, что женщинам, чтобы добиться определенных позиций в жизни, нужно, во-первых, использовать самые разнообразные ресурсы — от мудрости и профессионального опыта до способности обольщать, а во-вторых, досконально освоить методику «дрессировки» мужчин и манипуляции ими.
Подводя итоги, можно сказать, что в постпатриархатном обществе, как и при классическом патриархате, «власть женщин» — это «власть слабых», обладающая следующими чертами:
— она принимает форму манипулирования или косвенного воздействия на тех, кто доминирует открыто-
— носители такой власти могут ускользнуть от ответственности за результаты действий-
— специфическая «власть слабого пола» укоренена в сфере семейных, интимных и эмоциональных отношений-
— такую власть трудно распознать, а значит, ей сложно противостоять-
— специфическая «чисто женская власть» как проявление патриархата может разрушиться только вместе с ним
Поделиться в соцсетях:
Похожие