Революция – существительное женского рода
Видео: Существительные женского рода. Чешский язык.
Два века демократических революций (середина XVII – середина XIX столетия) готовы были навсегда закрепить исключение женщин из сферы политического участия. О, славные буржуазные революции, воспеваемые и прославляемые! Почему они не торопились распространить на женщин лозунг «Свобода, равенство, братство!»? Все люди – братья... Почему же не сестры?И впрямь: начавшаяся «эра демократии» не благоприятствовала женщинам.
Революции и войны имеют – с точки зрения женской социальной истории – общую черту: они призывают, мобилизуют или откровенно принуждают (и принуждали всегда) пол, который они именуют «прекрасным» («дурнушек в том числе», сексистски иронизировал К.Маркс), служить им в той или иной форме. Призывают – а потом отказываются от их участия (не говоря уже об исполнении каких-либо обещаний, пожеланий или требований), едва вопрос о судьбе войны или революции оказывается решенным и женщины как «социальный отряд» перестают быть необходимыми. Взаимодействие между приглашением и изгнанием, между включением и исключением женщин из сферы государственных и национальных дел едва уловимо, но именно эту зыбкую область социальной истории необходимо изучить, чтобы понимать общие механизмы социально-политических мобилизаций и устранений.
Феминизм как теория и как социальное движение, преследовавшее своей целью достижение равноправия полов посредством коллективного социально-политического действия, оформился в качестве подтекста революционной практики Великой французской революции 1789 года, так и не давшей женщинам того, на что они рассчитывали. Не случайно автор «Декларации прав женщины и гражданки» – писательница и общественная деятельница Олимпия де Гуж, написавшая свой манифест следом за обнародованием «Декларации прав человека и гражданина» (в которой не было ни слова о женщинах), закончила жизнь в 1791 году на гильотине. Разумеется, элементы протофеминизма можно обнаружить и в начале Нового времени, и в XVII веке. Тогда было написано немало феминистских по сути текстов, но как движение, заметное в обществе, феминизм в странах Западной и Восточной Европы оказался в центре внимания лишь после 1830 года.
Деятельность и выступления женщин в годы Французской революции произвели огромное впечатление на женщин других стран. В Англии женская агитация зародилась тотчас же, вдохновляемая той же «Декларацией прав женщины и гражданки». В Скандинавии и Германии вскоре появились подражательницы Олимпии де Гуж, и в России у писательниц XIX века были заметны отзвуки социально-политических запросов французских революционерок. Конечно, о возможности выстраивать жизнь по-новому первыми задумались те из женщин, которые принадлежали к образованной элите, затем их круг расширился просто за счет грамотных, почувствовавших, что судьба не вседа может быть рутинно предопределена. В свободном выборе жизненной стратегии, за который, по сути, и выступали ранние деятельницы женского движения (в основном речь шла о равноправии в получении образования, особенно высшего, работы по профессии, политического участия), они видели реальную перспективу вырваться за пределы предначертанного.
Те, что несколько десятилетий назад старались соответствовать внушаемому им воспитательному идеалу тихих, скромных, молчаливых, зависимых, почувствовали себя в социальном смысле личностями. С разной степенью наивности или самосознания эти женщины (как правило, представительницы среднего класса и, конечно же, горожанки) отказывались принять в качестве нормы ту жизнь, которая преподносилась им как идеальная. Их родственникам и мужьям, их воспитателям и духовным отцам было уже ясно, что замки, удерживавшие женщин веками дома, теперь будут сорваны, табу на женское участие в общественной жизни – нарушены, а запреты на политическую деятельность женщин –опровергнуты.
Но даже более важным, чем грамотность сама по себе, был вопрос о возможности для женщин войти в некую область самовыражения, в «домен», который почитался священным и потому ограждался изменчивыми запретами, – в область литературного сочинительства и публицистики (куда женщины были допущены не ранее XVII века), науки, в особенности истории и философии (не ранее XIX столетия, да и то условно).
Поделиться в соцсетях:
Похожие