lovmedgu.ru

Слушая их голоса

Видео: Александр Панайотов и Григорий Лепс «Я слушал дождь» - Финал - Голос - Сезон 5

Все больше женщин со временем становились социально активными личностями, то есть людьми, чье согласие или несогласие уже играло свою роль. Однако поначалу женщины говорили через «других», а именно через мужчин, которые изображали их на сцене (античность), а затем в литературе. Гендерная экспертиза текстов европейских авторов от раннего Средневековья до новейшего времени выявляет, что в качестве фона, оттеняющего деяния великих мужей, там фигурировало множество женских образов. Средневековые хронисты любили поговорить о королевах и дамах, которые своим присутствием украшали празднества и были незаменимы, когда решались вопросы заключения браков. В Новое время отношения полов могли все чаще оказывать влияние на политику, и если при русском дворе XVII века влиятельные женские фигуры не были слишком заметны, то двор Людовика XIV и прославившей его маркизы де Монтеспан во Франции стал миром, в котором мужчины очевидно должны были немного потесниться. XVIII век, его литература и живопись убеждают: без женщин мужчины в то время уже себя и не пытались мыслить. Иной вопрос – о гендерном балансе (который тогда так никто не именовал, но имел в виду). Относя женщин к области Природы и помещая мужчин в область Культуры, социальные теоретики обосновывали извечность и непреодолимость такого, как им казалось, «равновесия». Мнением самих женщин никто не интересовался. Вот почему важнейшим содержанием женской истории было обретение самыми грамотными и образованными из них своего права на самопредставление в «своеручных записках» – автобиографиях, мемуарах, дневниках, письмах.

Нерешительный вначале, голос женщин постепенно обретал силу, особенно в последние два столетия: беседы, письма С каждым веком это основание будущей «женской истории» становилось все прочнее, а число свидетельств женского осмысления происходящего росло в геометрической прогрессии. Именно в XIX веке жизненный путь женщин получил новое концептуальное осмысление, ведь на первый план выдвинулась (как это типично для буржуазного общества) история личной жизни, в случае с женщинами – особенно жестко подчиненная четкому и продуманному кодексу общественных норм.

Промышленную революцию, с историей которой связывают весь XIX век, сопровождало обретение все новыми странами Европы и Америки демократических свобод. Влияние этой революции на жизнь множества женщин было неоднозначным, но именно она разрушила узы экономической и символической зависимости, до недавнего времени привязывавшей их к отцам или мужьям. Первостепенное значение приобрела личность, и период с 1789-го по десятые годы XX века никак уже не назвать временем безраздельного мужского доминирования и абсолютного подчинения женщины. Женщины, наконец, решились заявить о своих чаяниях. На политической арене десятка стран Европы они выступили как сила, объединенная более или менее единым коллективным действием, направленным на обеспечение правового равенства, прежде всего в вопросах труда, получения образования, а следом – и гражданских прав индивида.

«История под знаком гендера» заставила заметить в прошлом механизм обретения прав безвластными. Именно поэтому история феминизма и женского движения стала толчком к социальному пробуждению женщин-историков спустя столетие – в конце 1960-х годов.

Феминистки второй волны – 1960–1970-х годов – поставили прямой задачей пробуждение нового социального женского самосознания, основанного на признании того, что формальное юридическое закрепление равенства прав еще не обеспечивает внимания к интересам женщин, не признает их «особости». Они заявили о необходимости глубинных преобразований культуры – во имя изменения модели межполовых отношений. Они сделали акцент на социально-половых различиях, а не на сходстве и равенстве, как это делали их старшие «сестры» в XIX веке. Целью «новых шестидесятниц» стало создание свободной, автономной женской личности.

Термин «дискриминация» происходит от латинского discriminatio, что означает всего лишь различение.

Различать, не ущемляя, не ограничивая, – это тонкое и сложное искусство.

Женская и гендерная история помогают им овладеть.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Слушая их голоса