lovmedgu.ru

Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема

Видео: Выступления на секции "Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС"

Формирование духовно-нравственной, совершенной личности военнослужащего является одним из центральных направлений воинского воспитания. Люди, находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны в той или иной мере согласовывать с другими членами сообщества свои действия, соблюдать определенные нормы, правила и требования. В каждом социуме для регуляции поведения человека вырабатывается множество разнообразных средств. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы, постановления военных и государственных органов, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц, наконец, нравственность и духовность.

В отличие от правовых и административных норм, носящих обязательный характер, выполнение моральных требований практически зависит только от самой личности. Когда человек нарушает их, общество имеет только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Принципы морали получают идейное обоснование и выражение прежде всего в идеалах добра и зла. Поддержка и выполнение моральных требований обычно ассоциируются личностью с добром. Нарушение же данных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Осознание этого побуждает личность вести себя в соответствии с требованиями общества, совершенствовать свое моральное развитие. Во многом здесь важно и содержание самой нравственности. Фашистская нравственность тоталитарного государства развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только прогрессивная, демократическая мораль содействует действенному развитию и совершенствованию личности.

Нравственность становится более прочной, если соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, ибо она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса. Отсюда вполне понятно, какое огромное значение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. По этой причине вопросам морали, воспитания высокодуховной и нравственной личности в педагогической теории и на практике уделялось повышенное внимание. В российской культуре педагогические аспекты духовности и морали нашли отражение в трудах отечественных мыслителей, писателей, ученых и практиков, таких как А.П. Аксаков, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, П.Н. Енгалычев, Ф.М. Достоевский, Ю.Г. Жуковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский и др.

В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Противоречия проявляются в таких явлениях, как нравственный кризис, разрушение ценностных оснований, экспансия западного образа жизни, двойные стандарты в политике и общественных отношениях, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стиля жизни, рост социальной агрессии и противоправных форм поведения, гипертрофированная ориентация массового сознания исключительно на получение материальных благ и т.п. Все это отрицательно сказывается на духовном здоровье народа, свидетельствует о глубоком духовном кризисе в обществе. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что интересы государства состоят «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, гуманизма и культурного... потенциала страны» .

Для понимания сущности духовно-нравственного воспитания необходимо определиться с составляющими рассматриваемого нами явления - понятиями «духовность» и «нравственность».

Несмотря на широкое употребление понятия «духовность», понимание духовности достаточно сложно, и учеными, богословами, аналитиками по ряду причин это понятие трактуется неоднозначно. Духовность рассматривается как качественная характеристика сознания, отражающая господствующий тип ценностей, личностные ориентации индивида на включение в общественную жизнь- способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью- смыслообразующие идеалы и ценности, с помощью которых человек осмысленно регулирует свою деятельность- фактор социализации личности и т.д.

При всём разнообразии мнений можно выделить главный признак духовности - ее связь со смыслообразующим и смысложизненным компонентами человеческого существования, относящимися к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовность можно определить и как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности- как ориентированность личности на действие во благо окружающим, на поиск нравственных абсолютов- с христианской точки зрения - как сопряженность человека с Богом в своих высших устремлениях.

Нравственность же представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью сознания, навыков и привычек личности, связанных с соблюдением моральных норм, правил и требований общих принципов по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Она включает также соответствующее понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженных в нормативно-ценностной форме.

Следует иметь в виду, что в качестве синонима понятия нравственности зачастую употребляется термин мораль. Между тем это разные понятия. Под моралью в этике (философской науке о морали) обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека в мире. Сгруппировав их, можно представить содержание работы по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. Она должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

- отношения к идеологии и политике нашего государства (правильная оценка событий внутри страны и на международной арене- понимание моральных и духовных ценностей- стремление к справедливости, демократии)-

- отношения к Родине, другим странам и народам (любовь и преданность Родине- доброжелательность ко всем странам и народам- культура межнациональных отношений)-

- отношения к воинской службе, труду (добросовестное отношение к служебным обязанностям, труду- соблюдение воинской дисциплины)-

- отношения к общественному достоянию (забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности- бережливость- охрана природы)-

- отношения к людям (коллективизм, взаимопомощь, гуманность- взаимное уважение- забота о семье и воспитании детей)-

- отношения к себе (высокое сознание воинского долга- честность и правдивость- простота и скромность в общении и личной жизни- нетерпимость к нарушению порядка и дисциплины- принципиальность).

Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которые должны составлять основу жизни личности и ее поведения. Важно отметить, что нравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его как внутренний императив, личные мотивы, потребности и побуждения, как собственные взгляды, осмысленные и привычные формы поведения. На выработку таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и направлено духовно-нравственное воспитание.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема