Исследовательские гипотезы
Видео: О рождении и эволюции научных гипотез, Сергей Попов
В процессе культурно-исторического развития происходит формирование специальных способностей, отражающих общественную потребность в специализации деятельности.• В процессе онтогенетического развития осуществляется все более точное отражение предметной области деятельности, при этом по мере роста специальных способностей изменяется характер связей между показателями интеллекта и креативности как проявлениями общих способностей и показателями специальных (химических) способностей.
• Особенности организации ментальных структур в группах испытуемых с разным уровнем специальных (химических) способностей будут значимо различаться.
• Показатели химической направленности ума, химического языка, химической памяти, химического мышления, формально-динамических свойств индивидуальности и личностных черт в группах испытуемых с разным уровнем химических способностей будут значимо различаться.
• Ключевым фактором, определяющим уровень интереса к предмету и успешность его освоения в условиях школьного и вузовского обучения, является когнитивная дифференцированность и интегрированность концептуальных структур, референтных области химической деятельности (далее – концептуальных структур химии).
• Обучение, организованное с учетом закономерностей развития специальных способностей, должно привести к более высокому росту показателей специальных способностей по сравнению с обучением, не учитывающим данные закономерности.
Разработка и экспериментальное обоснование методологии специальных способностей потребовало постановки и реализации следующих задач:
1. Разработка основных теоретических положений, касающихся понимания природы специальных способностей: анализ категории «способности»- анализ понятия «ментальные структуры» как объекта теоретического исследования- теоретико-эмпирическое обоснование онтологического статуса ментальных структур.
2. Разработка методологии системного исследования механизмов и факторов развития специальных способностей: разработка концептуальной схемы системной реконструкции структур ментального опыта как психических носителей специальных способностей, позволяющей интегрировать теоретические и эмпирические данные на макро-, мезо- и микроуровнях (культурогенез, субъектогенез и микрогенез отдельных компонентов специальных способностей).
3. Теоретико-экспериментальная разработка основных положений дифференционно-интеграционной концепции и системной методологии исследования специальных способностей на примере обоснования онтологического статуса специальных (химических) способностей: анализ предметной области «химия» как объекта деятельности- теоретический анализ конструкта «химические способности»- поиск объективных количественных характеристик ментальных структур как психических носителей специальных способностей и разработка методов их измерения- теоретико-экспериментальное исследование химических способностей: описание возрастных закономерностей возникновения, функционирования и преобразования химических способностей- эмпирическое исследование соотношения общих познавательных и специальных (химических) способностей- изучение динамики формирования специальных способностей в условиях формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические – историко-психологическая реконструкция процесса генезиса специальных способностей и лежащих в их основе ментальных структур на основе анализа орудий и технологий их изготовления в истории человечества- историко-культурный анализ развития предметного содержания химии- логико-психологический анализ особенностей мыслительных процессов, задействованных при решении химических задач- моделирование строения понятийной системы химии-
эмпирические – наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, констатирующий и формирующий эксперименты. Использовался комплекс диагностических методик:
1 блок. Методики диагностики специальных химических способностей: 1) авторский компьютерный тест «GreatСhemist»- 2) МИКОСС (методика исследования компонентов общих и специальных способностей)- 3) методики на диагностику отдельных сторон химических способностей (химический диктант, химическое кодирование, химическая память, химические дифференцировки)- 4) показатели успеваемости по предмету химии (Волкова, 2008)- 5) тестовые задания для итогового контроля качества знаний в области химии (Лидин, Андреева, 1994)- 6) карта интересов А.Е. Голомштока (1968).
2 блок. Методики диагностики общих познавательных способностей:
1) детский вариант теста Д. Векслера (Панасюк, 1973)- 2) шкала интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS) (Муляр- 1995)- 3) стандартные прогрессивные матрицы (СПМ) Дж. Равена- 4) тест интеллектуальных и профессиональных способностей (Шмелев, 2004)- 5) тест Е. Торренса для выявления вербальной и невербальной креативности (Иматон,1998)- 6) компьютерный вариант скоростной классификации стимул-объектов для оценки когнитивной дифференцированности структур ментального опыта (Чуприкова, Ратанова- 1991)- 7) методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина для диагностики когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость.
3 блок. Методики диагностики индивидуально-психологических особенностей:
1) опросник ОФДСИ В.М. Русалова (1997) для выявления формально-динамических свойств индивидуальности- 2) опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б.Р. Кадырова (1990)- 3) опросник 16 PF Кеттелла- В5+ (Шмелев, 2004)- 4) дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова (1974).
Статистические методы обработки экспериментальных данных (описательные статистики- параметрические и непараметрические методы выявления различий и методы выявления связей: корреляционный анализ, факторный анализ, линейный регрессионный анализ, дисперсионный анализ (ANOVA) и его непараметрический аналог – Jonckheere-Terpstra Test). Математическая обработка данных осуществлялась при помощи программного пакета SPSS 10.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается исходными общеметодологическими позициями- адекватностью методов объекту исследования- совпадением результатов теоретической дедукции с данными наблюдений, эксперимента и жизненной практики- соответствием теоретической модели понятийной системы химии результатам эмпирического исследования концептуальных структур, референтных области химической деятельности- соответствием показателей зрелости концептуальных структур химии уровню развития специальных химических способностей- соотнесением полученных автором данных с результатами других исследований- использованием большого числа взаимодополняющих методик (18-ти), позволяющих получить ряд зависимых и независимых показателей, характеризующих особенности развития специальных способностей химиков на разных этапах возрастного развития.
В экспериментальном исследовании, которое проводилось с 1997 по 2007 год, участвовало 1011 человек: 428 учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ из 25 городов и районов Екатеринбурга и Свердловской области и 575 студентов 1-5 курсов химического факультета УрГУ. Кроме того, проанализированы биографии выдающихся химиков прошлого и настоящего (более 200 биографий).
Поделиться в соцсетях:
Похожие