Введение
Актуальность.Понятия «направленность личности», введенное в научный обиход C. Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Смекал и М. Кучер, М.С. Неймарк), гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д. И. Фельдштейн, И. Д. Егорычева) направленности.
Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф. Н. Гоноболин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Н. В. Комусова).
Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности)- видами мотивов профессиональной деятельности- силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней- знаком выражающимся в удовлетворительности человека своей профессией.
Значимая роль исследований в области профессиональной подготовки специалистов психологического профиля определяется востребованностью услуг психологов в различных областях общественной жизни, увеличением количества вузов, готовящих специалистов данного профиля, и превращением профессии психолога в массовую. Потребность практики в высококвалифицированных специалистах ставит перед высшей школой задачи поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки психологов. Массовая подготовка специалистов психологического профиля без сформированной профессиональной направленности приводит к тому, что процент поступающих на психологические факультеты отличается от процента работающих по специальности.
Исследование самооценки предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процесса человеческой психики направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения деятельности на основе самопознания и эмоционально - ценностного отношения к себе.
Особый вклад в изучение данной проблемы был внесен Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, C. Л. Рубинштейном, И. С. Коном, B. C. Мерлиным и др. По мнению этих ученых, в психологической жизни личности, в ее структуре самосознание наряду с сознанием является необходимым условием ценности и преемственности формирования внутреннего мира.
В многочисленных психологических исследованиях, посвященных студенческому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самосознания и адекватной самооценки, т.к. именно этот возраст является центральным периодом становления мировоззренческой системы, некоторых черт характера и социального интеллекта. Характерной чертой нравственного развития в студенческом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Самооценку относят к центральному образованию личности, к ее ядру как отечественные, так и зарубежные психологи. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Также самооценка играет важную роль в становлении профессионала.
Объект исследования: профессиональная направленность.
Предмет исследования: психологическая характеристика самооценки в студенческом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи профессиональной направленности с самооценкой студентов-психологов.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ профессиональной направленности и самооценки в студенческом возрасте.
2. Подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи профессиональной направленности с самооценкой студентов.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существует определенный характер взаимосвязи между профессиональной направленностью и самооценкой студентов.
Методологическая основа исследования: Понятие «направленность личности», введенное в научный обиход C. Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Смекал и М. Кучер, М. С. Неймарк), гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д. И. Фельдштейн, И. Д. Егорычева) направленности.
Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф. Н. Гоноболин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Н. В. Комусова). Особый вклад в изучение самооценки был внесен Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, И. С. Коном, B. C. Мерлиным и др. По мнению этих ученых, в психологической жизни личности, в ее структуре самосознание наряду с сознанием является необходимым условием ценности и преемственности формирования внутреннего мира.
Методы исследования: Теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию- эмпирические, включающие тестирование опрос- интерпретационно- описательные количественные методы (корреляционный анализ).
Методики исследования:
1. «Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности личности» - Т. Д. Дубовицкая
2. Тест-опросник «Ваша самооценка» Б. И. Додонов
Практическая значимость исследования: выражается в том, что полученные экспериментальные данные, выявленные путем анализа взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки студентов, могут быть использованы в работе преподавателей учебных заведений, что способствует созданию условий учебно-профессиональной деятельности, а также развитию профессиональной направленности и формированию у студентов положительного отношения к себе как к профессионалу.
Поделиться в соцсетях:
Похожие